Ответы на вопросы » Сообщил ли Пророк (с) радостную весть о халифате Абу Бакра и Омара?

Было ли предсказание Пророка Мухаммеда (с) о халифате Абу Бакра и Умара радостной вестью?

Пояснение вышеуказанного вопроса:

В тафсире Кумми о ниспослании аята суры «Запрещение» (О Пророк, почему ты запрещаешь то, что разрешил тебе Аллах, домогаясь расположения своих жен?) от Али ибн Ибрахима приводится, что Пророк находился в покоях у одной из своих жен, Хафсы дочь второго халифа Умара Ибн Аль-Хаттаба. Там присутствовала также его жена Мария Коптская. 

Хафса отлучилась, и Пророк уединился с Марией. Узнав об этом, Хафса разгневалась и возразила ему: «О Пророк! И это в день, который по праву принадлежит мне, в моем доме, в моей опочивальне? Пророк был пристыжен. Тогда он сказал: «Довольно, отныне я не приближусь к Марии. Но я сообщу тебе о тайне, о которой никто не должен узнать. Если разгласишь, то будешь проклята Аллахом, ангелами и всеми людьми». «Что же это за тайна?» - спросила она. Тогда он сообщил ей, что после него наместником станет Абу Бакр, а затем ее отец Умар. Хафса спросила, кто сообщил ему о подобной тайне, он сказал, что сам Аллах поведал ему о ней. Она без промедления рассказала об этом Аише, та в свою очередь – своему отцу. Абу Бакр отправился к Умару и поделился с ним со своим сомнением в словах Аиши, предложив Умару спросить непосредственно Хафсу. Тот отправился к дочери, поначалу она отказывалась подтвердить случившееся, но после настоятельных уговоров все рассказала отцу. 

 

Анализ данного предания:

Приведенный вашему вниманию отрывок из шиитского источника был целенаправленно использован врагами шиизма, преследующих свои интересы. 

Однако считаем необходимым дать краткое объяснение о тафсире Али ибн Ибрахима, и только потом приступить непосредственно к анализу предмета.

1) Исследователь, а также непредвзятый читатель, анализируя данную книгу, может прийти к заключению, о том, что она не полностью принадлежит одному перу, т.е. Али ибн Ибрахиму. Книга местами была им продиктована и записана пером его ученика Абул Фазлом ибн Аббас ибн Мухаммад ибн Касим ибн Хамза ибн Муса Ибн Джафаром (да будет мир с ним!). Подтверждением тому служат имеющиеся в книге ссылки на тафсир Али ибн Ибрахима и ссылки на его предания, а это в свою очередь лишь указывает на дополнения, сделанные учеником и писцом книги. 

Более того, существует предание от Абул Джаруда от имама Бакира (да будет мир с ним!) о том, что ученик Али ибн Ибрахима принимал участие в написании книги.

2) Шиитские специалисты в области хадисоведения и науки риджал (анализ передатчиков хадисов) признают Али ибн Ибрахима в качестве выдающегося и компетентного ученого. Переданные им хадисы обладают достоверностью.

Следовательно, хадисы в данной книге, которые были записаны с его слов и восходят в своем источнике к имамам, пользуются среди хадисоведов и ученых в области науки риджал большим доверием. И лишь малая часть его хадисов была признана слабыми.

3) Кроме вышеприведённого, в книге присутствуют другие хадисы, которые в своей цепочке передатчиков хадиса не восходят ни к одному из непорочных. Это относится к хадисам, в которых говорится о причинах ниспослания некоторых коранических сур и аятов.

Подобные недостоверные предания никогда не будут использоваться в качестве приемлемого источника, на который можно опираться, подвергая их анализу. 

Итак, принимая во внимание вышеприведенное о причине ниспослания суры «Запрещение» из тафсира Кумми, необходимо отметить следующее:

Повествуемый хадис не принадлежит непорочному Пророку (с), иными словами, у данного предания отсутствует достоверность. Также, хадис приводится в тафсире Кашшаф:

 روى " أن رسول الله صلى الله عليه وسلم خلا بمارية في يوم عائشة ، وعلمت بذلك حفصة فقال لها : اكتمى على وقد حرمت مارية على نفسي ، وأبشرك أن أبا بكر وعمر يملكان بعد أمر أمتي.

Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) уединился с Марией в день, принадлежащий по праву Хафсе. Когда она узнала, он сказал ей: «Молчи, я не приближусь больше к Марии. И сообщу радостную весть о том, что после меня мою Умму возглавят Абу Бакр и Умар».

«Кашшаф аль хакаик ат-танзиль ва уюн аль акавиль», Замахшари, том 4, стр. 124-129.

Таким образом, некоторые суннитские ученые, опираясь на тафсир Кумми, регламентируют, что Пророк известил о наместничестве Абу Бакра и Умара.

Рассматриваемый хадис имеет несколько существенных изъянов, такие как:

1) Хадис является – мурсалом, ибо покойный Кумми в подтверждении своих слов не приводит источника, что не позволяло бы объективно исследовать, является ли он достоверным или нет.

2) В своем источнике хадис не восходит ни к одному из непорочных, в том числе к Пророку.

3) Здесь предание приводится в качестве причины ниспослания аята.

4) Хадис не передает «радостной вести» о наместничестве, так как, в тексте предания не присутствует слово «бишара», что означает радостное известие о наместничестве Абу Бакра и Умара (слово «бишара» приводится лишь в тафсире Кашшаф). Ведь, Пророк лишь сказал Хафсе: «Я сообщу тебе тайну». Это означает, что он оповестил ее о том, что произойдёт в будущем. А таких извещений было сотни.  Однажды, Посланник Аллаха увидел сон о смутных днях правления Омейядов, опечаливший его. Тогда снизошел аят: 

وَمَا جَعَلْنَا الرُّؤْيَا الَّتِي أَرَيْنَاكَ إِلاَّ فِتْنَةً لِلنَّاسِ وَنُخَوِّفُهُمْ فَمَا يَزِيدُهُمْ إِلاَّ طُغْيَاناً كَبِيراً

 «И Мы сделали то видение, которое показали тебе, только искушением для людей и дерево, проклятое в Коране, и Мы устрашаем их, но это увеличивает в них только великую непокорность». «Аль Исра», аят 60.

Имам Куртуби приводит в своем тафсире: 

قال سهل: إنّما هذه الرّؤيا هي أنّ رسول الله (ص) كان يرى بني أميّة ينزون على منبره نزو القردة فاغتمّ لذلك وما استجمع ضاحكا من يومئذ حتّى مات (ص) ، فنزلت هذه الآية مخبرة أنّ ذلك من تملّكهم وصعودهم يجعلها الله فتنة للنّاس وامتحانا .

«Сахл повествует, ибо, когда Пророк увидел во сне, как Омейяды, подобно обезьянам, взбираются на его минбар, сильно опечалился. После этого события никто более его не видел улыбающимся. Впоследствии был ниспослан вышеупомянутый аят, в котором говорилось о правлении Омейядов. Также, Посланник Аллаха предвещал, что исламское правление после 30 лет перейдет к деспотичным правителям.

По этому поводу, Ибн Хаджар пишет:

أخرجه أحمد وأصحاب السّنن وصحّحه ابن حبّان وغيره من حديث سفينة أنّ النّبيّ (ص) قال الخلافة بعدي ثلاثون سنة ثمّ تصير ملكا عضوضا .

Привел Ахмад ибн Ханбал, автор сунана и Ибн Хиббан подтвердил достоверность хадиса, что Пророк сказал: «Через 30 лет после меня халифат превратится в монархию притеснителя».  

«Фатх аль Бари», Ибн Хаджар, том 8, стр. 61

Допустим, что источники хадисов достоверны, однако, хадис подразумевает собой, что Пророк что-то предвещал, но не сообщал о какой-то радостной вести.

5) Почему он не сообщил об этом открыто?

Предположим, что наместничество Абу Бакра и Умара было продиктовано свыше, то почему тогда Пророк Ислама не разглашает об этом, и делает из этого тайну?

6) Хафса, разгласившая тайну – проклинаема Всевышним, ангелами и всеми людьми

Заметим, ибо содержимое хадиса дискредитирует всю идеологию суннизма. Пророк наказал Хафсе: 

فإن أنت أخبرت به فعليك لعنة الله والملائكة والناس أجمعين .

«Если разгласишь, то будешь проклята Аллахом, ангелами и всем человечеством». 

Разве сунниты допускают в отношении матери правоверных Хафсы подобное?

7) Недоверие Абу Бакра к Аише

В хадисе говорится об этом таким образом: 

إنّ عائشة أخبرتني عن حفصة بشئ ولا أثق بقولها، فاسأل أنت حفصة.

«Аиша передала мне слова Хафсы, но я не верю ей, спроси лучше сам ее об этом». 

Из данного отрывка хадиса выявляется недоверие Абу Бакра в отношении дочери, более того обвинение ее во лжи. Как можно беспрекословно следовать ее хадисам, в то время как сам Абу Бакр не склонен верить словам собственной дочери?

Интересный факт, состоит в том, что один лишь Умар беседует с Хафсой, хотя она поначалу отказывается от своих слов, и говорит:

ما قلت لها من ذلك شيئاً.

 

"Я ничего не говорила Аише".

Выставляет ее лгуньей. Когда Умар настаивает, Хафса все же подтверждает услышанные ею от Пророка слова:

نعم قد قال رسول اللّه .

"Да, так сказал Посланник Аллаха".

 Итак, Хафса изначально выставляя Аишу лгуньей, впоследствии признает, что сама сказала неправду? 

Все права сохранены © Доводы

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!