Нравственность » Влияние дозволенных и нежелательных профессий на душу и нравственность

Священный закон (шариат) ограждает человека от некоторых видов деятельности и высказывается о них, как о нежелательных. А разрушительная роль профессии на душу человека - серьезный повод для отстранения от нее.

Покойный аятулла Муджтаба Техрани (р.а.), в своей речи на тему воспитания, подробно раскрыл влияние на душу дозволенных и нежелательных занятий. Аятулла Муджтаба Техрани говорил: тема влияния воспитания в профессиональной деятельности та же, что мы обсуждаем в разделе воспитания вообще -человек должен быть внимателен к тем вещам, что имеют воздействие на его развитие и привычки, потому, что эти профессии оказывают отрицательное влияние на его душу, наделяя его уродливыми привычками. У этой медали имеется и обратная сторона, шариат также указывает на это, некоторые виды деятельности шариат одобряет и поддерживает, говоря,что такие-то профессии и занятия не только не имеют разрушительного эффекта, но, наоборот, воспитывают дух и нравственность человека, каждая профессия играет свою, особенную роль в воспитании человека.

Разрушительное воздействие профессии

Шариатский законодатель поощряет человека к тем или иным профессиям и порицает другие с учетом того влияние, которое они оказывают на душу и нравственность. Поэтому, согласно исламу, некоторые профессии являются желательными, так как, оказывают положительное влияние на духовность человека, а некоторыми другие - нежелательными, из-за пагубного влияние, которое они оказывают.

Исследование критериев выбора профессии с точки зрения пречистых имамов (мир им всем!)

Мы среди множества преданий, имеем предания, относящиеся к профессиональным занятиям и родам деятельности. Шариат запрещает некоторые из них. В длинном хадисе, передаваемым Исхаком ибн Аммаром от Имама Садыка (мир ему!) приводится: Исхак вошел к Его светлости и сказал ему: «Всевышний даровал мне сына... а потом Исхак сказал:

«فَقُلْتُ جُعِلْتُ فِدَاک فِی أَی الْأَعْمَالِ أَضَعُهُ؟»

«Я хочу дать своему сыну работу и выбрать для него профессию.Что мне делать и какое дело ему поручить? Что вы прикажите выбрать для него?»

Ювелирное дело похоже на ростовщичество!

Имам (мир ему!) ответил ему: «Не отправляй его для некоторых дел!»

«لَا تُسْلِمْهُ صَیرَفِیاً»

"Не позволяй ему стать ювелиром".

А потом его светлость привел одну из причин:

«فَإِنَّ الصَّیرَفِی لَا یسْلَمُ مِنَ الرِّبَا»

"Если отправишь его заниматься ювелирничеством, это повлечет за собой ростовщичество" (1).

Потому, что вы знаете, что это одно из ремесел, которые очень быстро приводят к ростовщичеству. Например, в преобразовании золота в золото, если станет на один грамм больше, то это уже ростовщичество. Человек сразу попадает в яму харама. Это занятие рискованное. Само по себе, занятие не харам, но, поскольку может подтолкнуть к греху и этот грех окажет губительное воздействие на твою душу и повлечет к повторению, нежелательно и от него предостерегали.

Земледелие - занятие пророков

А теперь я хочу обратить внимание на одно примечание, что есть в наших хадисах и оно противопоставляется этой профессии. То есть, в наших хадисах есть отрицательное отношение к ювелирничеству и в противовес ему есть призыв к другому занятию, которое поощряется, и с точки зрения духовной составляющей, они противоположны друг другу. Одна профессия не одобряется, так обратите свое внимание на другое! Среди всех остальных профессий, занятие которыми наиболее рекомендуется это «сельское хозяйство и животноводство». Харун, один из асхабов имама Садыка (а.с.) повествует:

«سَأَلْتُ جَعْفَرَبْنَ مُحَمَّدٍ علیهماالسلام عَنِ الْفَلَّاحِینَ»

"Я спросил Имама Садыка (мир ему!) о крестьянах".

Его светлость сказал:

فَقَالَ هُمُ الزَّارِعُونَ کنُوزُ اللَّهِ فِی أَرْضِهِ وَ مَا فِی الْأَعْمَالِ شَی ءٌ أَحَبَّ إِلَی اللَّهِ مِنَ الزِّرَاعَةِ وَ مَا بَعَثَ اللَّهُ نَبِیاً إِلَّا زَارِعاً إِلَّا إِدْرِیسَ عَلیهِ السَّلامُ فَإِنَّهُ کانَ خَیاطاً للفلاحین

«Они являются земледельцами, драгоценностями Бога на Его земле, и нет никакого другого дела, которое было бы лучше чем это, перед Аллахом. Не было ни одного пророка, который бы не занимался земледелием, кроме Идриса (мир ему!), который был портным крестьян» (2).

Я привел это предание в противовес тому, что было выше.

Работа с «граммом» и работа с «центнером» имеет разницу!

Я хочу сказать нечто еще более точное. Эти профессии, с точки зрения воздействия на духовность, полностью противоложны. Почему одна деятельность приводит к недалекости, а другая расширяет мировоззрение? Почему от первой предостерегают, а вторую настоятельно рекомендуют? Потому, что ювелирная работа имеет дело с маленьким весом, то есть? с мискалями и граммами и приводит к узкомыслию, ограниченному мышлению. Однако, сельское хозяйство, где человек имеет дело с тоннами и большим весом? не приводит дух человека к ограниченности и узколобию. Эта профессия, с точки зрения влияния на духовность, имеет преимущества и расширяет кругозор человека. Знания в нашей вере - очень точные.

Взвешивайте полной мерой!

Эта тема, о которой я говорю, не мои собственные домыслы и предположения, все взято из аятов и хадисов, и являются плодами нашего познания.

«وَ زِنوا بِالقِسطاسِ المُستَقیم» 

"Взвешивайте полной мерой и точными весами" (3).

Недовешивать - грех, то есть, мысль заключается в том, что взвешивать нужно таким образом, чтобы появилась уверенность в точности. Это дело - невозможно для тех, кто владеет узким мышлением. Поэтому Его светлость в предыдущем предание указывает на это духовное падение, что это профессия может склонить человека к греху. Существует очень большая вероятность, что человек запачкает себя харамом при занятии этим делом. Став мелочным человеком, обращаещься в ростовщичество, которое Коран настойчиво запрещает.

Разрушительное воздействие ростовщичества.

Человек этой профессии, с точки зрения психологии и духовности, перестает быть защищенным от ростовщичества. То есть, мусульманин, который знает все эти аяты и хадисы страшится совершать ростовщичество, но, когда начинает заниматься этой профессией понемногу теряет этот страх и привыкает к поеданию чужого имущества. Теряется уважение к этому делу и оно заканчивается. Это занятие имеет губительное воздействие на дух человека. Если человек станет ростовщиком, то это большая беда! Об этом говорят: разрушительная роль в религии и духовности. И, поэтому Имам указывает на этот вопрос и запрещает отправлять детей заниматься этим делом.

Эффект повторения действия

Конечно, это не означает, что только по этой причине следует указание не заниматься этим делом, возможно, существуют и другие причины. Однако, в предание указано именно на эту причину. Человек приобретает привычку вследствии повторения одного и того же действия. В то время, когда какое-то действие входит в привычку, оно становится подсознательным и становится тем, что воспитывает самого человека. Таким образом, профессиональная среда и сама профессия превращаются в его учителя.

Продавец савана желает смерти людей!

Далее Его светлость продолжил:

«وَ لَا تُسْلِمْهُ بَیاعَ الْأَکفَانِ فَإِنَّ صَاحِبَ الْأَکفَانِ یسُرُّهُ الْوَبَاءُ إِذَا کانَ»

«Не отправляй своего сына заниматься продажей саванов».

У нас есть реваят, в котjром говорится, что это занятие также нежелательно, потому что продавец саванов постоянно думает о том, чтобы люди побыстрее умирали и его саваны продавались. Все, что я говорю, предложение за предложеним, является текстом преданий, и я не говорю ничего от себя. В предание до нас дошло, что продавец саванов говорит: «Чем больше мертвых, тем лучше для меня». Поэтому, эта профессия является нежелательной. Профессиональная деятельность имеет влияние на душу человека.

Сердце мясника становится жестким!

В продолжение хадиса говорится :

«وَ لَا تُسْلِمْهُ جَزَّاراً»

«Джаззар», то есть, мясник. Имам (мир ему!) сказал: «Не давай своему стать мясником».

Между мясником и продавцом мяса имеется разница.

В предыдущем предание «джаззар», что есть, мясник, употребляется не в сегодняшнем объединенном понятии. Основное лексическое значение означает человека, который режет головы верблюдов и баранов, то есть, его дело забивание голов, а не продажа мяса (4). Предание повествует, что хотя это занятие лишь забивание голов животных, а не людей, но, на внутренний мир имеет отрицательный эффект. И далее в продолжение:

«فَإِنَّ الْجَزَّارَ تُسْلَبُ مِنْهُ الرَّحْمَةُ»

"Потому, что мясник теряет свое милосердие".

В другом предание, по поводу заповеди отказаться от этого занятия:

«وَ امّا الْقَصَّابُ فَإِنَّهُ یذْبَحُ حَتَّی تَذْهَبَ الرَّحْمَةُ مِنْ قَلْبِهِ»

"Мясник режет головы так много, что в итоге в его сердце не остается милосердия и сострадания".

Ослабление человеческой натуры и духовности

Природа человека такова, что противится убийству. Это касается всех людей. Даже убийство многих хищных животных не по нраву человеку. Если случится, что убийство станет ремеслом человека, это становится господствующим состоянием. Знаете, что последует в этом случае? Природная чистая сущность человека получает удар. Если это станет обычным явлением для человека, то это губительно повлияет на его дух, это ремесло наносит ущерб человечности.

Все это я привел в качестве примеров, и хотел показать и объяснить несколько преданий, которые подчеркивают значимость профессии. Именно поэтому, в силу того, что имеются занятия, которые оказывают пагубное влияние на человека, шариат указал на них и рекомендовал отказаться от них.

Конечно, иногда человек вынужден заниматься тем или иным делом. Например, человек может пойти в лавку тканей и купить саван. Владелец этой лавки не продавец саванов. Мы говорим о том, для кого это становится профессией. Занятие, которое становится постоянным, имеет разрушительный эффект и влечет за собой плохую привычку. В результате наносится удар по нравственности и чистой внутренней природе человека. Все это имеет связь с профессией. Выбирайте то дело, которое не будет иметь отрицательного и разрушительного влияния на душу, а наоборот, выбирайте то дело, что способствует воспитанию духа и нравственности.

Ссылки:

1. Усуль аль-кафи, том 5, стр. 114
2. Тахзиб аль-ахкам, том 6, стр. 384
3. Сура Поэты, аят 182
4. Необходимо учитывать, что в данной работе речь идет о нравственных следствиях этой работе, все остальные ее стороны нуждаются в отдельном исследовании.
5. Ман ла йахдуруху аль-факих, том 3, стр. 158

Все права сохранены © Доводы

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!