Риджал анализ преданий » Достоверность предания "Я враждую с теми, с кем вы враждуете, и у меня мир с теми, с кем у вас мир"

Исследуем цепочку передатчиков предания «Я враждую с теми, с кем вы враждуете, и у меня мир с теми, с кем вы в мире», согласно суннитскому хадисоведению.

Это предание является одним из достоверных преданий, дошедших до нас в том числе в суннитских источниках, но тщательно игнорируемых суннитскими учеными ввиду противоречия его значения убеждениям суннитской школы. Многие ученые ослабили данное предание воспользовавшись слабостью некоторых передатчиков в некоторых цепочках передатчиков, но дело в том, что при тщательном изучении всех путей передачи, достоверность предания становиться очевидной. И это именно та работа, которую должен выполнять добросовестный хадисовед, а исследование одной единственной цепочки передатчиков какого-либо предания с целью его ослабления – не более чем манипуляция и попытка ввести в заблуждение.

Чтобы не затягивать данное исследование, мы не будем приводить все пути передачи и их источники, с этим вы можете ознакомиться в следующем материале «Я враждую с теми, кто враждует с вами, и у меня мир с теми, у кого мир с вами».

Достоверное (сахих) предание

Один из путей передачи данного предания был назван Ибн Хиббаном, одним из выдающихся суннитских хадисоведов и автором одного из достоверных сборников, достоверным (сахихом). Он привел это предание по цепочке передатчиков, восходящей к Зейд Ибн Аркаму, в своем сборнике «Сахих», в котором собрал только достоверные, на его взгляд, предания:

أَخْبَرَنَا الْحَسَنُ بْنُ سُفْيَانَ ، حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ ، حَدَّثَنَا مَالِكُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ ، عَنْ أَسْبَاطِ بْنِ نَصْرٍ ، عَنِ السُّدِّيِّ ، عَنْ صُبَيْحٍ مَوْلَى أُمِّ سَلَمَةَ ، عَنْ زَيْدِ بْنِ أَرْقَمَ ، أَنّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، قَالَ لِفَاطِمَةَ وَالْحَسَنِ وَالْحُسَيْنِ : " أَنَا حَرْبٌ لِمَنْ حَارَبَكُمْ ، وَسَلْمٌ لِمَنْ سَالَمَكُمْ ".

Нам рассказал Хасан ибн Суфьян, нам рассказал Абу Бакр Ибн Абу Шайба, нам рассказал Малик Ибн Исмаил, нам рассказал Асбат ибн Наср, от Суддий, от Субайха, невольника Умм-Саламы, от Зайда ибн аль-Аркама: «Посланник Аллаха (саллал-Лаху 'алейхи ва саллам) сказал Фатиме, Хасану и Хусейну: «Я веду войну с теми, кто ведет войну с вами, и я в мире с теми, кто в мире с вами!».

Мухаммад Ибн Хиббан Абу Хатим Ад-Дарими (умер 354), "Сахих", книга: Сообщений от него (с) о достоинствах сподвижников, глава: Разхяснение того, что любовь к Мустафе (с) связана с любовью к Фатиме, Хасану и Хусейну, а также ненависть к нему с ненавистью к ним, хадис 6977, том 15, стр. 433-434, исследование Шуайб Аль-Арнаут, изд-во Муассиса ар-рисаля, Бейрут, Ливан, 1993 - 1414, издание второе, в 18-ти томах (один из них - содержание). - https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-a-vrazduu-s-temi-s-kem-vy-vrazduete-i-u-mena-mir-s-temi-s-kem-vy-v-mire

Хорошее (хасан) предание

Некоторые другие пути передачи данного предания были названы суннитскими учеными хорошими (хасан), например, Хаким Нишапури в своем «Мустадраке» назвал хорошим предание, переданное по цепочке, восходящей к Абу Хурайре:

أَخْبَرَنَا أَحْمَدُ بْنُ جَعْفَرٍ الْقَطِيعِيُّ ، ثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ ، حَدَّثَنِي أَبِي ، ثَنَا تَلِيدُ بْنُ سُلَيْمَانَ ، ثَنَا أَبُو الْجِحَافِ ، عَنْ أَبِي حَازِمٍ ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْهُ - قَالَ : نَظَرَ النَّبِيُّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ - إِلَى عَلِيٍّ وَفَاطِمَةَ وَالْحَسَنِ وَالْحُسَيْنِ فَقَالَ : " أَنَا حَرْبٌ لِمَنْ حَارَبَكُمْ ، وَسَلْمٌ لِمَنْ سَالَمَكُمْ " .

هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ مِنْ حَدِيثِ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ أَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ عَنْ تَلِيدِ بْنِ سُلَيْمَانَ ، فَإِنِّي لَمْ أَجِدْ لَهُ رِوَايَةً غَيْرَهَا .

وَلَهُ شَاهِدٌ عَنْ زَيْدِ بْنِ أَرْقَمَ .

حَدَّثَنَاهُ أَبُو الْعَبَّاسِ مُحَمَّدُ بْنُ يَعْقُوبَ ، ثَنَا الْعَبَّاسُ بْنُ مُحَمَّدٍ الدُّورِيُّ ، ثَنَا مَالِكُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ ، ثَنَا أَسْبَاطُ بْنُ نَصْرٍ الْهَمْدَانِيُّ ، عَنْ إِسْمَاعِيلَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ السُّدِّيِّ ، عَنْ صُبَيْحٍ مَوْلَى أَمِّ سَلَمَةَ ، عَنْ زَيْدِ بْنِ أَرْقَمَ ، عَنِ النَّبِيِّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ - أَنَّهُ قَالَ : لِعَلِيٍّ وَفَاطِمَةَ وَالْحَسَنِ وَالْحُسَيْنِ : " أَنَا حَرْبٌ لِمَنْ حَارَبْتُمْ ، وَسَلْمٌ لِمَنْ سَالَمْتُمْ ".

От Ахмад Ибн Джаафар Аль-Кати'и, от Абдулла Ибн Ахмад Ибн Ханбал, от Талид Ибн Сулейман, Абу Аль-Джиххаф, от Абу Хазим, от Абу Хурайры (ра): «Посланник Аллаха (саллал-Лаху 'алейхи ва саллам) посмотрел на ‘Али, Фатиму, Хасана и Хусейна и сказал: «Я веду войну с теми, кто ведет войну с вами, и я в мире с теми, кто в мире с вами!».

Хаким: Этот хадис хасан (хороший), (один) из преданий, переданных Абу Абдулла Ахмад Ибн Ханбалом от Талид Ибн Сулеймана. Воистину, я не нашел другого предания (передаваемого Абдуллахом от Талида). У предания имеется свидетельство из предания Зейда Ибн Аркама.

Нам рассказал Абу Аббас Мухаммад Ибн Якуб, от Аббас Ибн Мухаммад Ад-Дури, от Малик Ибн Исмаил, от Асбат ибн Наср, от Суддий, от Субайха, невольника Умм-Саламы, от Зайда ибн аль-Аркама, от Пророка (саллал-Лаху 'алейхи ва саллам), который сказал Али, Фатиме, Хасану и Хусейну: «Я веду войну с теми, с кем вы ведете войну, и в мире с теми, с кем вы в мире!».

Хаким Нишапури, Мустадрак алас сахихайн, книга: Познания сподвижников, глава: О достоинствах Людей дома Пророка (с), хадис 4767 и 4768, том 4, стр. 130, изд-во Дарул Марифа, Бейрут, Ливан, 1998 - 1418, в пяти томах. - https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-a-vrazduu-s-temi-s-kem-vy-vrazduete-i-u-mena-mir-s-temi-s-kem-vy-v-mire

Наличия свидетельства у хорошего (хасан) предания играет очень важную роль, о чем мы еще поговорим.

Книга «Мустадрак» Хакима Нишапури имеет большое значение, с точки зрения суннитских хадисоведов, вот, что об этой книге пишет Аш-Шаукани:

وَهَكَذَا يَجُوزُ الِاحْتِجَاجُ بِمَا صَحَّحَهُ أَحَدُ الْأَئِمَّةِ الْمُعْتَبَرِينَ مِمَّا كَانَ خَارِجًا عَنْ الصَّحِيحَيْنِ ، وَكَذَا يَجُوزُ الِاحْتِجَاجُ بِمَا كَانَ فِي الْمُصَنَّفَاتِ الْمُخْتَصَّةِ بِجَمْعِ الصَّحِيحِ ، كَصَحِيحِ ابْنِ خُزَيْمَةَ وَابْنِ حِبَّانَ وَمُسْتَدْرَكِ الْحَاكِمِ وَالْمُسْتَخْرَجَات عَلَى الصَّحِيحَيْنِ ; لِأَنَّ الْمُصَنِّفِينَ لَهَا قَدْ حَكَمُوا بِصِحَّةِ كُلِّ مَا فِيهَا حُكْمًا عَامًّا .

Дозволено ссылаться на те предания, которые названы одним из уважаемых имамов достоверными, даже если эти предания не содержатся в Сахихах Бухари и Муслима. Также, можно ссылаться на те предания, которые содержатся в сборниках, в которых собраны только достоверные предания, например, Сахихе Ибн Хузайма, Сахихе Ибн Хиббана, Мустадраке Хакима и других дополнениях к Сахихам Бухари и Муслима, так как, авторы этих сборников назвали достоверными все предания, собранные в них.

Мухаммад Ибн Али Аш-Шаукани, Найлул автар, глава: Вступление, том 1, стр. 25, исследование Исам Ад-Дин Ас-Сабабати, изд-во Дарул хадис, Египет, 1993 - 1413, в восьми томах.

http://shamela.ws/browse.php/book-9242/page-3#page-13

http://islamport.com/w/fqh/Web/2795/2.htm

http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=47&ID=2&idfrom=1&idto=4&bookid=47&startno=3

Как мы видим, согласно мнению суннитских хадисоведов в лице Шаукани, все предания Хакима в «Мустадраке» считаются достоверными, как и предания Бухари и Муслима. Вы можете возразить: «Но ведь сам Хаким назвал предание хасан»? Совершенно верно, но необходимо помнить, что он также привел второе предание от Зейда Ибн Аркама в качестве свидетельства, которое хорошее предание превращает в достоверное предание.

В любом случае, хорошее предание также является доводом, как и достоверное:

وَهَكَذَا يَجُوزُ الِاحْتِجَاجُ بِمَا صَرَّحَ أَحَدُ الْأَئِمَّةِ الْمُعْتَبَرِينَ بِحُسْنِهِ ; لِأَنَّ الْحَسَنَ يَجُوزُ الْعَمَلُ بِهِ عِنْدَ الْجُمْهُورِ ، وَلَمْ يُخَالِفْ فِي الْجَوَازِ إلَّا الْبُخَارِيُّ وَابْنُ الْعَرَبِيِّ ، وَالْحَقُّ مَا قَالَهُ الْجُمْهُورُ ; لِأَنَّ أَدِلَّةَ وُجُوبِ الْعَمَلِ بِالْآحَادِ وَقَبُولِهَا شَامِلَةٌ لَهُ.

Также, дозволено ссылаться на те предания, которые названы одними из имамов хорошими (хасан), так как, дозволено действовать согласно хорошему преданию, по мнению большинства ученых. С этим мнением согласны все ученые, кроме Бухари и Ибн Араби. А истина с большинством ученых, так как, доказательства следования единичным преданиям и их принятия – являются и доказательствами следования за хорошими (хасан) преданиями.

Шаукани, Найлул автар, глава: Вступление, том 1, стр. 25, исследование Исам Ад-Дин Ас-Сабабати, изд-во Дарул хадис, Египет, 1993 - 1413, в восьми томах.

http://shamela.ws/browse.php/book-9242/page-3#page-13

http://islamport.com/w/fqh/Web/2795/2.htm

http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=47&ID=2&idfrom=1&idto=4&bookid=47&startno=3

Также, Аз-Захаби в своем «Талхисе», который является комментарием к «Мустадраку», никак не прокомментировал данное предание из «Мустадрака», что в свою очередь растолковывается как согласие с решением Хакима Нишапури. А это означает, что Аз-Захаби также считал предание хорошим (хасан), в противном случае, высказал бы свое собственное мнение, как он делает это с другими преданиями из «Мустадрака».

Насер Ад-Дин Албани – еще один хадисовед, назвавший предание хорошим.

См. Насер Ад-Дин Албани, "Достоверное из книги Аль-Джами ас-сагир и его дополнений", хадис 1462, том 1, стр. 306, изд-во Аль-мактаб аль-ислами, Бейрут, Ливан, издание третье, 1988 - 1408, в двух тома. - https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-a-vrazduu-s-temi-s-kem-vy-vrazduete-i-u-mena-mir-s-temi-s-kem-vy-v-mire

Имеются и другие ученые, посчитавшие данное предание достоверным или хорошим. Но давайте самостоятельно посмотрим на некоторые цепочки передатчиков данного предания:

Цепочка передатчиков из «Муснад» Ахмада

حَدَّثَنَا تَلِيدُ بْنُ سُلَيْمَانَ قَالَ حَدَّثَنَا أَبُو الْحَجَّافِ عَنْ أَبِي حَازِمٍ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ نَظَرَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى عَلِيٍّ وَالْحَسَنِ وَالْحُسَيْنِ وَفَاطِمَةَ فَقَالَ أَنَا حَرْبٌ لِمَنْ حَارَبَكُمْ وَسِلْمٌ لِمَنْ سَالَمَكُمْ

От Талид Ибн Сулеймана, от Абу Аль-Хажжафа, от Абу Хазима, от Абу Хурайры (ра): «Посланник Аллаха (саллал-Лаху 'алейхи ва саллам) посмотрел на ‘Али, Хасана, Хусейна и Фатиму, и сказал: «Я веду войну с теми, кто ведет войну с вами, и я в мире с теми, кто в мире с вами!».

Ахмад Ибн Ханбал, Муснад, раздел: Остальной муснад передатчиков, передавших много хадисов, глава: Муснад Абу Хурайры, том 2, стр. 442, хадис: 9405, изд-во Дару ихйаи турасил араби, Бейрут, Ливан, 1993 - 1414, в девяти томах. - https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-a-vrazduu-s-temi-s-kem-vy-vrazduete-i-u-mena-mir-s-temi-s-kem-vy-v-mire

По поводу данной цепочки передатчиков Хейсами сказал:

وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ : نَظَرَ رَسُولُ اللَّهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - إِلَى عَلِيٍّ ، وَالْحَسَنِ ، وَالْحُسَيْنِ ، وَفَاطِمَةَ - صَلَوَاتُ اللَّهِ عَلَيْهِمْ - فَقَالَ : " أَنَا حَرْبٌ لِمَنْ حَارَبَكُمْ ، سِلْمٌ لِمَنْ سَالَمَكُمْ " .

رَوَاهُ أَحْمَدُ وَالطَّبَرَانِيُّ ، وَفِيهِ تَلِيدُ بْنُ سُلَيْمَانَ ، وَفِيهِ خِلَافٌ ، وَبَقِيَّةُ رِجَالِهِ رِجَالُ الصَّحِيحِ .

От Абу Хурайры (ра): «Посланник Аллаха (саллал-Лаху 'алейхи ва саллам) посмотрел на ‘Али, Хасана, Хусейна и Фатиму, и сказал: «Я веду войну с теми, кто ведет войну с вами, и я в мире с теми, кто в мире с вами!».

Хейсами: Предание передали Ахмад и Табарани, среди передатчиков имеется Талид Ибн Сулейман, о нем имеются разногласия, все остальные передатчики являются передатчиками Сахиха.

Маджмауз заваид, Хейсами Нур Ад-Дин Али Ибн Абу Бакр (умер 807), книга: Достоинств, глава: О достоинствах Ахл аль-бейт (ра), хадис 14990, том 9, стр. 268, изд-во Дарул фикр, Бейрут, Ливан, 1412 г.х., в 10-ти томах. - https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-a-vrazduu-s-temi-s-kem-vy-vrazduete-i-u-mena-mir-s-temi-s-kem-vy-v-mire

Таким образом, мы видим, что все передатчики являются передатчиками Сахих (Бухари или Муслима) и, как следствие, обладают наивысшей степенью надежности, кроме одного человека Талид Ибн Сулеймана. То есть, от Талида ни Бухари, ни Муслим преданий не передали. А что же о его надежности? Хейсами говорит, по поводу него имеются разногласия. Нам необходимо посмотреть, кто такой Талид Ибн Сулейман.

То, что в первую очередь бросается в глаза, это то, что он учитель (шейх) Ахмад Ибн Ханбала, так как, данное предание он слышал непосредственно от него. А это означает, что Ахмад Ибн Ханбал считал Талида надежным (сика), об этом ясно говорит Ибн Теймия:

وَالنَّاسُ فِي مُصَنَّفَاتِهِمْ : مِنْهُمْ مَنْ لَا يَرْوِي عَمَّنْ يَعْلَمُ أَنَّهُ يَكْذِبُ ، مِثْلَ مَالِكٍ ، وَشُعْبَةَ ، وَيَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ ، وَعَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ مَهْدِيٍّ ، وَأَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ ; فَإِنَّ هَؤُلَاءِ لَا يَرْوُونَ عَنْ شَخْصٍ لَيْسَ بِثِقَةٍ عِنْدَهُمْ ، وَلَا يَرْوُونَ حَدِيثًا يَعْلَمُونَ أَنَّهُ عَنْ كَذَّابٍ ، فَلَا يَرْوُونَ أَحَادِيثَ الْكَذَّابِينَ الَّذِينَ يُعْرَفُونَ بِتَعَمُّدِ الْكَذِبِ ، لَكِنْ قَدْ يَتَّفِقُ فِيمَا يَرْوُونَهُ مَا يَكُونُ صَاحِبُهُ أَخْطَأَ فِيهِ.

وَقَدْ يَرْوِي الْإِمَامُ أَحْمَدُ وَإِسْحَاقُ وَغَيْرُهُمَا أَحَادِيثَ تَكُونُ ضَعِيفَةً عِنْدَهُمْ ; لِاتِّهَامِ رُوَاتِهَا بِسُوءِ الْحِفْظِ وَنَحْوِ ذَلِكَ، لِيُعْتَبَرَ بِهَا وَيُسْتَشْهَدَ بِهَا، فَإِنَّهُ قَدْ يَكُونُ لِذَلِكَ الْحَدِيثِ مَا يَشْهَدُ لَهُ أَنَّهُ مَحْفُوظٌ، وَقَدْ يَكُونُ لَهُ مَا يَشْهَدُ بِأَنَّهُ خَطَأٌ.

Люди (ученые) в своих трудах: Некоторые из них не передают от тех, кто известен им как лжец, как Малик, Шу’ба, Яхья Ибн Саид, Абд Ар-Рахман Ибн Махди и Ахмад Ибн Ханбал. Таким образом, эти (ученые) передают только от людей, которых они считали надежными (сика), и не передавали от тех, кто был известен им как лжец. Поэтому, они не передавали от лжецов, которые были известны им как намеренно лгущие. Однако, среди того, что они передавали, было то, в чем ошибся передатчик.

Имам Ахма, Исхак и другие передавали предания, которые были слабыми с их точек зрения, из-за того, что передатчики этих преданий обвинялись в слабой памяти и тому подобных вещах, чтобы эти предания служили свидетельством и подтверждением. Воистину, иногда бывает так, что у такого предания имеются свидетельства того, что он сохранен (правильно запомнен). А бывает и обратное, когда имеются предания, свидетельствующие о том, что передатчик неправильно запомнил.

Ибн Теймия, Минхаджус сунна, том 7, стр. 52-53, изд-во Исламский университет имени имама Мухаммад Ибн Сауда, Саудовская аравия, 1986 - 1406, издание первое, в девяти томах. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=108&ID=1&idfrom=1&idto=917&bookid=108&startno=748

http://shamela.ws/browse.php/book-927/page-3353

Таким образом, мы видим, что Ахмад Ибн Ханбал передавал только от надежных передатчиков (сика), и не передавал от лжецов. А слабые предания в его хадисах были слабыми не потому, что передатчик не надежный и лжец, а потому, что он обвинялся в плохой памяти и были подозрения, что он мог неправильно запомнить предание. А зачем тогда они приводили эти предания? Затем, чтобы с помощью других преданий, служащих свидетельствами для него, мы могли выяснить и уточнить, правильно он запомнил или нет. А это означает, что Талик для Ахмада был надежным, максимум, в чем мы можем подозревать Талида, это то, что он имел плохую память или мог не намеренно ошибиться при передаче. Как теперь нам выяснить, ошибся Талид или нет? Очень просто, обратится к свидетельствам данного предания. Обращаясь к свидетельствам, которых огромное множество, мы видим, что все они имеют один и тот же смысл, и более того, переданы в одних и тех же выражениях. Предание помимо Талида передается множеством других людей, например, в предании Тирмизи, Ибн Маджа и Ибн Хиббана нет Талид Ибн Сулеймана среди передатчиков.

Таким образом, Талик – правдив, надежен и передал предание верно и без ошибок.

Сам Ахмад Ибн Ханбал сказал о нем:

قال المروزي عن أحمد: "كان مذهبه التشيع ولم نر به بأسا" وقال أيضا: "كتبت عنه حديثا كثيرا عن أبي الجحاف"

Аль-Марвази передал от Ахмада: «Он был шиитом, но я не вижу в нем проблем». А также сказал: «Я передал от него множество преданий, переданных им от Абу Аль-Джаххафа».

Ибн Хаджар Аскалани, Тахзиб ат-Тахзиб, том 1, стр. 509, №948, изд-во Матбаату даиратил маариф ан-низамиййа, Индия, издание первое, 1326 г.л.х., в 12-ти томах – http://shamela.ws/browse.php/book-3310/page-552

Тирмизи привел от Талида предание в своем «Сунане» и назвал его хорошим (хасан):

3680 حَدَّثَنَا أَبُو سَعِيدٍ الْأَشَجُّ حَدَّثَنَا تَلِيدُ بْنُ سُلَيْمَانَ عَنْ أَبِي الْجَحَّافِ عَنْ عَطِيَّةَ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا مِنْ نَبِيٍّ إِلَّا لَهُ وَزِيرَانِ مِنْ أَهْلِ السَّمَاءِ وَوَزِيرَانِ مِنْ أَهْلِ الْأَرْضِ فَأَمَّا وَزِيرَايَ مِنْ أَهْلِ السَّمَاءِ فَجِبْرِيلُ وَمِيكَائِيلُ وَأَمَّا وَزِيرَايَ مِنْ أَهْلِ الْأَرْضِ فَأَبُو بَكْرٍ وَعُمَرُ قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ وَأَبُو الْجَحَّافِ اسْمُهُ دَاوُدُ بْنُ أَبِي عَوْفٍ وَيُرْوَى عَنْ سُفْيَانَ الثَّوْرِيِّ حَدَّثَنَا أَبُو الْجَحَّافِ وَكَانَ مَرْضِيًّا وَتَلِيدُ بْنُ سُلَيْمَانَ يُكْنَى أَبَا إِدْرِيسَ وَهُوَ شِيعِيٌّ

Джами ас-сахих (Сунан Ат-Тирмизи), книга: Достоинств, глава: О достоинствах Абу Бакра и Умара (ра), том 5, стр. 576, хадис 3680, изд-во Дарул Кутубил илмиййе, Бейрут, Ливан, в пяти томах. – http://www.hadithportal.com/index.php?show=hadith&h_id=3771&book=38

http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=2&ID=2027&idfrom=3595&idto=3613&bookid=2&startno=18

Таким образом, мы видим, что Талид был шейхом Ахмада Ибн Ханбала, от которого он передал множество преданий. Тирмизи передает от него предание и называет его хорошим (хасан).

Но, он был шиитом (об этом сказал и сам Тирмизи, который назвал его предание хорошим), и несмотря на свою правдивость, подтвержденную самим Ахмад Ибн Ханбалом, он подвергся нападкам и был обвинен со стороны некоторых хадисоведов. А обвиняют его в том, что он оскорблял Абу Бакра и Умара. Но это очень странное обвинение, потому, что предание, переданное от него Тирмизи, приведено в главе: «О достоинствах Абу Бакра и Умара (ра)». Другими словами, Талид рассказывал предания о достоинствах Абу Бакра и Умара. Поэтому, обвинение кажется необоснованным.

В любом случае, мы не используем предание Талида как единственное доказательство достоверности данного предания, нет, его предание всего лишь одно из ясных доказательств. Ведь, даже слабые предания могут подкреплять друг друга и стать в конечно счете достоверными, не говоря уже о хороших (хасан) преданиях. Ибн Теймия пишет:

فإن تعدد الطرق وكثرتها يقوي بعضها بعضا حتى قد يحصل العلم بها ولو كان الناقلون فجارا فساقا فكيف إذا كانوا علماء عدولا ولكن كثر في حديثهم الغلط . ومثل هذا عبد الله بن لهيعة فإنه من أكابر علماء المسلمين وكان قاضيا بمصر كثير الحديث لكن احترقت كتبه فصار يحدث من حفظه فوقع في حديثه غلط كثير مع أن الغالب على حديثه الصحة

Так как, воистину, (когда предание передается множеством путей передачи, (эти пути передачи) укрепляют друг друга до тех пор, пока не возникнет уверенности в ее (достоверности), даже если передатчики являются грешниками и нечестивцами. А как же может быть иначе, если речь идет об ученых, которые являются справедливыми, но совершают ошибки в передаче хадисов!? Например, Абдулла Ибн Лахия, он является одним из выдающихся ученых мусульман, был судьей в Египте, передал множество преданий. Но, после того, как сгорели его книги, он стал передавать из памяти, поэтому, стал совершать много ошибок, хотя большинство его преданий – достоверные.

Маджмуу фатава, Ибн Теймия, том 18, стр. 26, изд-во Муджамма Малик Фахд, 1995- 1416, в 37-ми томах. – http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?ID=1161&start=&idfrom=1773&idto=1776&bookid=22&Hashiya=4 

Цепочка передатчиков из Сунан Ибн Маджа

حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ الْخَلَّالُ وَعَلِيُّ بْنُ الْمُنْذِرِ قَالَا حَدَّثَنَا أَبُو غَسَّانَ حَدَّثَنَا أَسْبَاطُ بْنُ نَصْرٍ عَنْ السُّدِّيِّ عَنْ صُبَيْحٍ مَوْلَى أُمِّ سَلَمَةَ عَنْ زَيْدِ بْنِ أَرْقَمَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَعَلِيٍّ وَفَاطِمَةَ وَالْحَسَنِ وَالْحُسَيْنِ أَنَا سِلْمٌ لِمَنْ سَالَمْتُمْ وَحَرْبٌ لِمَنْ حَارَبْتُمْ

Нам рассказали Аль-Хасан ибн ‘Али Аль-Халал и ‘Али ибн Аль-Мунзир, которые сказали: нам рассказал Абу-Гассан, которому рассказал Асбат’ ибн Наср, от Суддийа, от Субайха, невольника Умм-Саламы, от Зайда ибн Аль-Аркама: «Посланник Аллаха (саллал-Лаху 'алейхи ва саллам) сказал ‘Али, Фатиме, Хасану и Хусейну: «Я в мире с теми, с кем вы в мире, и веду войну с теми, с кем вы ведете войну!».

Ибн Маджа, "Сунан", книга: Вступления, раздел: О достоинствах сподвижников Посланника Аллаха (с), глава: Достоинства Хасана и Хусейна, суновей Али (ра), хадис 145, стр. 32, изд-во Бейт аль-афкар ад-даулия, Эр-Рияд, Саудовская аравия, в одном томе. - https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-a-vrazduu-s-temi-s-kem-vy-vrazduete-i-u-mena-mir-s-temi-s-kem-vy-v-mire

Все передатчики в данной цепочке передатчиков являются надежными.

  1. Аль-Хасан ибн ‘Али Аль-Халал

Мнения ученых о нем:

أبو حاتم الرازي صدوق

أبو عيسى الترمذي       كان حافظا

أبو يعلى الخليلي      كان يشبه بأحمد في سمته وديانته

أحمد بن شعيب النسائي  ثقة

ابن حجر العسقلاني      ثقة حافظ له تصانيف

الخطيب البغدادي         ثقة حافظ

الذهبي                   ثبت حجة

مسلمة بن القاسم الأندلسي         وثقه

يعقوب بن شيبة السدوسي         كان ثقة ثبتا متقنا

وروى بن حبان في صحيحه عن المفضل بن محمد الجندي عنه وذكره في الثقات.

Абу Хатим Ар-Рази: Правдивый

Абу Иса Ат-Тирмизи: Хафиз

Абу Йала Аль-Халили: Он был похож на Ахмада, в своем пути и религии.

Ахмад Ибн Шуайб Ан-Насаи: Сика (надежный).

Ибн Хаджар Аскалани: Сика, хафиз, автор книг.

Аль-Хатиб Аль-Багдади: Сика, хафиз.

Аз-Захаби: Сабт (надежный), худжа (довод).

Маслама Ибн Аль-Касим Аль-Андалуси: Сика

Якуб Ибн Шайба Ас-Садуси: Он был сика, сабт и муткан (совершенно надежным).

Ибн Хиббан упомянул его в Ас-Сикате (в котором собрал надежных (сика) передатчиков).

См. Ибн Хаджар Аскалани, Тахзиб ат-Тахзиб, том 2, стр. 302-303, №530, изд-во Матбаату даиратил маариф ан-низамиййа, Индия, издание первое, 1326 г.л.х., в 12-ти томах – http://shamela.ws/browse.php/book-3310/page-898

Ибн Маджа передает не только от Хасана Ибн Али, но и от ‘Али ибн Аль-Мунзира, который также является сика, но его мы разбирать не будем в целях сохранения лаконичности исследования.

  1. Малик Ибн Исмаил Аль-Хинди Абу-Гассан

Хасан Ибн Али и ‘Али ибн Аль-Мунзир передают от Абу Гассана. Вот, что о нем сказали ученые:

          أبو أحمد بن عدي الجرجاني      مشهور بالصدق، ومرة: في نفسه صدوق

          أبو حاتم الرازي متقن ثقة

          أبو حاتم بن حبان البستي ذكره في الثقات

          أحمد بن شعيب النسائي  ثقة

          أحمد بن صالح الجيلي   ثقة صحيح الكتاب

          ابن حجر العسقلاني      ثقة عابد متقن صحيح الكتاب، ومرة: من كبار شيوخ البخاري مجمع على، وقد احتج به الأئمة

          الذهبي  حجة عابد قانت

          محمد بن عبد الله بن نمير         أحب إلى من محمد بن الصلت وأبو غسان محدث من أئمة المحدثين

          يحيى بن معين  ثقة، ومرة: ليس بالكوفة أتقن من أبي غسان

          يعقوب بن شيبة السدوسي         ثقة متقن، ومرة: ثقة ثقة، يميل إلى التشيع

Абу Ахмад Ибн Ади Аль-Джурджани: «Известен своей правдивостью». А в другом месте: «Сам по себе правдив».

Абу Хатим Ар-Рази: Муткан (совершенно надежным), сика (надежный).

Ибн Хиббан: Упомянул его в Ас-Сикате (в котором собрал надежных (сика) передатчиков).

Ахмад Ибн Шуйаб Ан-Насаи: Сика.

Ахмад Ибн Салех Аль-Джайли: Сика, достоверно записывать (от него предания).

Ибн Хаджар Аскалани: «Сика, праведник, муткан, достоверно записывать (от него предания)». А в другом месте: «Один из выдающихся шейхов (учителей) Бухари, на него ссылались имамы».

Аз-Захаби: «Довод, праведник».

Мухаммад Ибн Абдулла Ибн Нумайр: Один из имамов хадисоведения.

Яхья Ибн Муин: «Сика». А в другой раз: «В Куфе не было никого надежнее его».

Якуб Ибн Шайба Ас-Садуси: «Сика, муткан». А в другой раз: «Сика, сика, имеет склонности к шиизму».

См. Ибн Хаджар Аскалани, Тахзиб ат-Тахзиб, том 10, стр. 3-4, №2, изд-во Матбаату даиратил маариф ан-низамиййа, Индия, издание первое, 1326 г.л.х., в 12-ти томах –  http://shamela.ws/browse.php/book-3310/page-4564

  1. Асбат’ ибн Наср Аль-Хамадани

Он также, как и предыдущие передатчики назван надежным и правдивым:

          ابن حجر العسقلاني      صدوق كثير الخطأ يغرب

          محمد بن إسماعيل البخاري       صدوق

          موسى بن هارون الحمال          لم يكن به بأس

          يحيى بن معين   ثقة

          وذكره ابن حبان في الثقات

Ибн Хаджар Аскалани: «Правдивый, много ошибается».

Мухаммад Ибн Исмаил Аль-Бухари: Правдивый.

Муса Ибн Харун Аль-Хаммал: В нем нет ничего страшного.

Яхья Ибн Муин: «Сика».

Ибн Хиббан: Упомянул его в Ас-Сикате (в котором собрал надежных (сика) передатчиков).

См. Ибн Хаджар Аскалани, Тахзиб ат-Тахзиб, том 1, стр. 211-212, №396, изд-во Матбаату даиратил маариф ан-низамиййа, Индия, издание первое, 1326 г.л.х., в 12-ти томах –  http://shamela.ws/browse.php/book-3310/page-217

Как мы видим, он считается правдивым, в том числе правдивым его считает Бухари, на что он указал в своем «Тарихе». Но, несмотря на свою правдивость, Асбат ошибался, поэтому, многие ослабили его. Но, в данном случае это не имеет никакого значения, так как, мы разбираем предание, которое имеет множество свидетельств, которые доказывают, что в данном случае Асбат не ошибся. А в его правдивости ни у кого нет сомнений, поэтому, доказано, что он слышал это предание от следующего передатчика.

  1. Исмаил Ибн Абд Ар-Рахман Ас-Суддий

          أبو أحمد بن عدي الجرجاني      له أحاديث يرويها عن عدة شيوخ وهو عندي مستقيم الحديث صدوق لا بأس به

          أحمد بن حنبل   ثقة ومرة: يحسن الحديث إلا أن هذا التفسير الذي يجيء به قد جعل له إسنادا واستكلفه، ومرة: مقارب الحديث صالح

          أحمد بن شعيب النسائي  صالح، ومرة: ليس به بأس

          أحمد بن صالح الجيلي   ثقة عالم بالتفسير راوية له

          ابن حجر العسقلاني      صدوق يهم، ورمي بالتشيع

          زكريا بن يحيى الساجي  صدوق فيه نظر

          علي بن المديني لا بأس به

          محمد بن إسماعيل البخاري       ما رأيت أحدا يذكره إلا بخير وما تركه أحد

          يحيى بن سعيد القطان    لا بأس به، ما سمعت أحدا يذكره إلا بخير، وما تركه أحد

         وقال أبو طالب عن أحمد: "ثقة"

         وذكره ابن حبان في الثقات

         وقال العجلي: ثقة

Абу Ахмад Ибн Ади Аль-Джурджани: «У него имеются предания, которые он передает от некоторых шейхов, и он для меня правильный передатчик, правдивый, в нем нет ничего страшного».

Ахмад ибн Ханбал: «Сика». В другой раз: «Хороший передатчик». В другой раз: «Салех (праведный)».

Ахмад Ибн Шуйаб Ан-Насаи: «Салех (праведный)». В другой раз: «В нем нет ничего страшного».

Ахмад Ибн Салех Аль-Джайли: Сика, знаток тафсира.

Ибн Хаджар Аскалани: «Правдивый, передает слабые предания, обвиняется в шиизме».

Закария Ибн Яхья Ас-Саджи: «Правдивый, по поводу него имеются разногласия».

Али Ибн Аль-Мадини: «В нем нет ничего страшного».

Мухаммад Ибн Исмаил Аль-Бухари: Я не видел никого, кто говорил бы о нем плохо и никого, кто покинул бы его (предания).

Яхья Ибн Саид Аль-Каттан: «В нем нет ничего страшного. Я не слышал никого, кто говорил бы о нем плохо и никого, кто покинул бы его (предания)».

Абу Талиб от Ахмад (Ибн Ханбала): Сика.

Ибн Хиббан: Упомянул его в Ас-Сикате (в котором собрал надежных (сика) передатчиков).

Аль-Иджли сказал: Сика.

См. Ибн Хаджар Аскалани, Тахзиб ат-Тахзиб, том 1, стр. 313-315, №572, изд-во Матбаату даиратил маариф ан-низамиййа, Индия, издание первое, 1326 г.л.х., в 12-ти томах –  http://shamela.ws/browse.php/book-3310/page-325

Таким образом, Ас-Судди также является правдивым и надежным.

  1. Субайх, невольник Умм Салама

Ибн Хиббан упомянул его имя в своей книге Ас-Сикат, что означает, что он его считал надежным.

Аз-Захаби сказал о нем:

2371- صبيح بالضم عن مولاته أم سلمة وزيد بن أرقم وعنه إسماعيل السدي وغيره وثق ت ق

«Считается надежным».

Шамс Ад-Дин Захаби, Аль-Кашиф, том 1, стр. 500, номер: 2371, исследовательская работа Мухаммада Аввамы, изд-во Дар аль-кибла – Муассиса алум Аль-Куран, Джидда, КСА, издание первое, 1413 – 1992, в 2-х томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-2171/page-492

Ибн Хаджар Аскалани сказал:

2900- صبيح مصغر مولى أم سلمة ويقال مولى زيد ابن أسلم مقبول من السادسة ت ق

 «Принимается».

Аль Аскалани Аш-Шафеи, Ахмад ибн Али ибн Хаджар Абул Фадл (год смерти 852 г.л.х.), «Такриб ат-тахзиб», том 1, стр. 274, номер 2900, исследовательская работа Мухаммада Аввамы, изд-во «Дар ар-рашид», Сирия, издание первое, год издания 1406 г.л.х., 1986 г. - http://shamela.ws/browse.php/book-8609/page-200

Но большинство ученых о нем ничего не знают, как Тирмизи, который сказал о нем: «А Субайх, невольник Умм-Саламы – неизвестен». Но в данном случае имеется один важный момент, который может разом перечеркнуть все попытки усомниться в его надежности, и это то, что он считается сподвижником. Об этом свидетельствует то, что Ибн Асир привел его имя в книге «Усд аль-габа», в которой он перечисляет имена сподвижников:

2481- صبيح مولى أم سلمة

2481 – Субайх, невольник Умм Салама

«Усд аль-Габа фи марифатис сахаба», Ибн Асир, раздел: буква Сад, подраздел: Сад и Ба, глава: Субайх, номер 2481, том 3, стр. 7, изд-во Дар аль-кутуб аль-илмия, Бейрут, Ливан, издание первое, 1415 – 1994, в 8-и томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-1110/page-2617

И как все мы знаем, согласно суннитской методологии, все сподвижники являются надежными. Поэтому, нет никакой необходимости знать его, даже неизвестные, с точки зрения науки хадисоведения, передатчики являются надежными, если они сподвижники. Другими словами, нет необходимости, например, был ли сподвижник правдивым или нет, согласно суннитской методологии, каждый, кто был мусульманином и видел Пророка (с), является надежным, а его предания доводом.

  1. Зейд Ибн Аркам

Сподвижник.

Таким образом, мы видим, что имеется еще одна цепочка передатчиков, которая является сахих (достоверной), или как минимум хасан (хорошей).

В любом случае, необходимо рассматривать достоверность данного предания в совокупности всех этих цепочек передатчиков, образующих достоверное предание, в котором не остается никакого сомнения.

Все права сохранены © Исламский мусульманский шиитский сайт - dovodi.ru - Доводы

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!