История из книги кади Ияда

حَدَّثَنَا القاضي أبو عبد الله محمد بن عبد الرحمن الْأَشْعَرِيُّ وَأَبُو الْقَاسِمِ أَحْمَدُ بن بَقِيٍّ الْحَاكِمُ وَغَيْرُ وَاحِدٍ فيما أجازونيه قالو أَخْبَرَنَا أَبُو الْعَبَّاسِ أَحْمَدُ بن عُمَرَ بن دِلْهَاثٍ قَالَ حَدَّثَنَا أَبُو الْحَسَنِ عَلِيُّ بن فِهْرٍ حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ مُحَمَّدُ بن أَحْمَدَ بن الفَرَجِ حَدَّثَنَا أَبُو الْحَسَنِ عَبْدُ اللَّهِ بن المُنْتَابِ حَدَّثَنَا يَعْقُوبُ بن إِسْحَاقَ بن أَبِي إِسْرَائِيلَ حَدَّثَنَا ابن حميد قال ناظرا أَبُو جَعْفَرٍ أَمِيرُ الْمُؤْمِنينَ مَالِكًا فِي مَسْجِدِ رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال لَهُ مَالِكٌ يَا أَمِيرَ الْمُؤْمِنِينَ لَا تَرْفَعْ صَوْتَكَ فِي هَذَا المَسْجِدِ فَإِنَّ اللَّهَ تَعَالَى أَدَّبَ قَوْمًا فَقَالَ (لا تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ فَوْقَ صَوْتِ النبي) الآيَةَ، وَمَدَحَ قَوْمًا فَقَالَ (إِنَّ الَّذِينَ يَغُضُّونَ أَصْوَاتَهُمْ عِنْدَ رسول الله) الآيَةَ، وَذَمَّ قَوْمًا فَقَالَ (إِنَّ الَّذِينَ يُنَادُونَكَ) الآيَةَ وَإِنَّ حُرْمَتَهُ مَيتًا كَحُرْمَتِهِ حَيًّا فَاسْتَكَانَ لَهَا أَبُو جَعْفَرٍ وَقَالَ يَا أَبَا عَبْدِ اللَّهِ أَسْتَقْبِلُ الْقِبْلَةَ وَأَدْعُو أَمْ أَسْتَقْبِلُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟ فَقَالَ وَلم تَصْرفْ وَجْهَكَ عَنْهُ وَهُوَ وَسِيلَتُكَ وَوَسِيلَةُ أَبِيكَ آدَمَ عيه السَّلَامُ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى يَوْمَ الْقِيَامَةِ؟ بَلِ اسْتَقْبِلْهُ واسْتَشْفِعْ بِهِ فَيُشَفِّعهُ اللَّهُ قَالَ اللَّهُ تعالى (وَلَوْ أَنَّهُمْ إِذْ ظلموا أنفسهم) الآيَةَ

Нам передали кади Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуррахман аль-Ашари и Абу аль-Касим Ахмад ибн Баки аль-Хаким, от Абу Аббаса Ахмада ибн Умара ибн Дильхата, от Абу аль-Хасана Али ибн Фихра, от Абу Бакра Мухаммада ибн Ахмада ибн аль-Фараджа, от Абу аль-Хасана Абдуллаха ибн аль-Мунтаба, от Якуба ибн Исхака ибн Абу Исраиля, от ибн Хумайда:

«Абу Джафар, амир аль-мумин (повелитель правоверных), разговаривал с Маликом в мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И сказал ему Малик:

"О амир аль-мумин, не повышай свой голос в этой мечети, ведь Аллах Всевышний научил этикету одних людей, сказав: (Не повышайте свои голоса над голосом Пророка) - аят (49:2). И похвалил других, сказав: (Воистину, те, которые понижают свои голоса в присутствии Посланника Аллаха) - аят (49:3). И упрекнул третьих, сказав: (Воистину, те, которые зовут тебя) - аят (49:4). И, воистину, его почитание после смерти такое же, как его почитание при жизни".

Абу Джафар подчинился ему и сказал: "О Абу Абдуллах, мне совершать дуа, обращаясь лицом к кибле или к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?".

Он ответил: "Почему ты отворачиваешь своё лицо от него, когда он твой посредник и посредник твоего отца Адама (мир ему) перед Аллахом Всевышним в День Суда? Напротив, обращайся к нему и ищи его заступничества, и тогда Аллах примет его заступничество. Ибо Аллах Всевышний сказал: (Если бы они, когда притесняли самих себя) - аят (4:64)"».

Заркани назвал историю надежной

لكن رأيت منسوبًا للشيخ تقي الدين بن تيمية في منسكه أنَّ هذه الحكاية كذب على مالک هذا تهوّر عجيب، فإن الحكاية رواها أبو الحسن علي بن فهر في كتابه: فضائل مالك بإسنادٍ لا بأس به، وأخرجها القاضي عياض في الشفاء من طريقه عن شيوخ عدة من ثقات مشايخه، فمن أين أنها كذب؟ وليس في إسنادها وضَّاع ولا كذَّاب

Однако я видел, что приписывается шейху Таки ад-Дину ибн Таймии в его трактате, что эта история является ложью на Малика. Это поразительная дерзость, ведь эту историю передал Абу аль-Хасан Али ибн Фихр в своей книге "Добродетели Малика" с приемлемым иснадом. Также ее передал кади Ияд в своей книге "Аш-Шифа" через несколько надежных шейхов. Откуда взялось, что это ложь? В её иснаде нет ни одного фальсификатора или лжеца.

Ибн Хаджар Хейтами назвал историю достоверной

( تنبيه ثان ) ما ذكرناه من الاستقبال هنا في حالة الدعاء هو مذهبنا ومذهب جمهور العلماء ، ومشى عليه بعض المالكية ، مع كون مالك خالف في ذلك فرأى أنّ الأولى إنما يكون فى حال الدعاء أيضًا مستقبلاً للوجه الشريف ، وقد سأله الخليفة المنصور فقال له أبا عبد الله اأستقبل القبلة وأدعو أم أستقبل رسول الله صلى الله عليه وسلّم فقال له مالك : ولم تصرف وجهك عنه وهو وسيلتك ووسيلة أبيك آدم إلى الله يوم القيامة ، بل استقبله واستشفع به يشفعه الله فيك ، وقال الله تعالى : « ولو أنهم إذ ظلموا أنفسهم .. الآية » وإنكار ابن تيمية لهذه الحكاية عن مالك حتى لا يرد عليه إنكاره التوسل والتشفع به صلّى الله عليه وسلّم من خرفاته وتهوراته ، كيف وقد جاءت عنه بالسند الصحيح الذي لا مطعن فيه .

(Второе замечание) То, что мы упомянули о направлении в сторону киблы во время дуа, является нашим мазхабом и мазхабом большинства учёных. Некоторые маликиты также следовали этому, несмотря на то, что Малик придерживался мнения, что предпочтительнее также направляться к благородному лику Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время дуа. Халиф аль-Мансур спросил его об этом: "О Абу Абдуллах, мне совершать дуа, обращаясь лицом к кибле или к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?" Малик ответил ему: "Почему ты отворачиваешь своё лицо от него, когда он твой посредник и посредник твоего отца Адама (мир ему) перед Аллахом Всевышним в День Суда? Напротив, обращайся к нему и ищи его заступничества, и тогда Аллах примет его заступничество. Ибо Аллах Всевышний сказал: (Если бы они, когда притесняли самих себя) - аят (4:64)".

Отрицание этой истории Ибн Таймией, чтобы избежать опровержения его мнения о запрете тавассуля и прошения заступничества у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), является одним из его заблуждений и опрометчивых действий. Как можно отрицать, если эта история передана с достоверным иснадом, который не вызывает сомнений?

Саид Хавва назвал историю достоверной

ذكر هذه القصة الإمام القاضي عياض في الشفا بإسناد صحيح

Эту историю упомянул имам аль-кади Ияд в книге аш-Шифа по достоверной цепочке передатчиков.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация