Шихабуддин Рамли

(سُئِلَ) عَمَّا يَقَعُ مِنْ الْعَامَّةِ مِنْ قَوْلِهِمْ عِنْدَ الشَّدَائِدِ يَا شَيْخُ فُلَانٌ يَا رَسُولَ اللَّهِ وَنَحْوِ ذَلِكَ مِنْ الِاسْتِغَاثَةِ بِالْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِينَ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالْعُلَمَاءِ وَالصَّالِحِينَ فَهَلْ ذَلِكَ جَائِزٌ أَمْ لَا وَهَلْ لِلرُّسُلِ وَالْأَنْبِيَاءِ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالصَّالِحِينَ وَالْمَشَايِخِ إغَاثَةٌ بَعْدَ مَوْتِهِمْ وَمَاذَا يُرَجِّحُ ذَلِكَ؟

(فَأَجَابَ) بِأَنَّ الِاسْتِغَاثَةَ بِالْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِينَ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالْعُلَمَاءِ وَالصَّالِحِينَ جَائِزَةٌ وَلِلرُّسُلِ وَالْأَنْبِيَاءِ وَالْأَوْلِيَاءِ وَالصَّالِحِينَ إغَاثَةٌ بَعْدَ مَوْتِهِمْ؛ لِأَنَّ مُعْجِزَةَ الْأَنْبِيَاءِ وَكَرَامَاتِ الْأَوْلِيَاءِ لَا تَنْقَطِعُ بِمَوْتِهِمْ.

(Был задан вопрос) о том, что среди простых людей распространено обращение во времена трудностей с возгласами: «О, шейх такой-то», «О, Посланник Аллаха» и тому подобное, призывая на помощь пророков, посланников, святых, ученых и праведников. Допустимо ли это или нет? И могут ли посланники, пророки, святые, праведники и шейхи оказывать помощь после их смерти, и что подтверждает это?

(Ответил) что обращение за помощью к пророкам, посланникам, святым, ученым и праведникам допустимо, и посланники, пророки, святые и праведники могут оказывать помощь после их смерти, потому что чудотворство пророков и караматы праведных не прекращаются с их смертью.

Нураддин Самхуди

الفصل الثالث في توسّل الزائر، وتشفعه به صلى الله تعالى عليه وسلم إلى ربه تعالى، واستقباله صلى الله عليه وسلم في سلامه وتوسله ودعائه.

اعلم أن الاستغاثة والتشفع بالنبي صلى الله عليه وسلم وبجاهه وبركته إلى ربه تعالى من فعل الأنبياء والمرسلين، وسير السلف الصالحين، واقع في كل حال، قبل خلقه صلى الله تعالى عليه وسلم وبعد خلقه، في حياته الدنيوية ومدة البرزخ وعرصات القيامة.

Третья глава о тавассуле паломника, его обращении к заступничеству пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) перед его Господом, и его обращении к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) с приветствием, тавассулом и мольбой.

Знай, что мольба о помощи и просьба о ходатайстве, как через самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), так и через его положение и благодать, перед его Господом — является деянием пророков и посланников, и путем праведных предшественников, существующим во все времена: до его создания (мир ему и благословение Аллаха), после его создания, в его земной жизни, в период барзаха и в день суда.

Навави

وإن كان قد أوصاه أحدٌ بالسَّلام على رسول الله صلى الله عليه وسلم، قال: السلامُ عليكَ يا رسولَ الله من فلان بن فلانٍ، ثم يتأخرُ قدر ذراع إلى جهة يمينه، فيُسلِّم على أبي بكر، ثم يتأخرُ ذراعاً آخرَ للسلام على عُمر رضي الله عنهما، ثم يرجعُ إلى موقفه الأوّل قُبالة وجهِ رسول الله صلى الله عليه وسلم فيتوسلُ به في حقّ نفسه، ويتشفعُ به إلى ربه سبحانه وتعالى، ويدعو لنفسه ولوالديه وأصحابه وأحبابه ومَن أحسنَ إليه وسائر المسلمين.

Если кто-то завещал ему (паломнику к могиле Пророка) передать приветствие Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он должен сказать: «Мир тебе, о Посланник Аллаха, от такого-то, сына такого-то», затем отступить на длину одного локтя вправо и поприветствовать Абу Бакра, затем отступить еще на длину одного локтя, чтобы приветствовать Умара (да будет доволен ими Аллах). Затем вернуться на свое первоначальное место перед лицом Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершить тавассуль через него для самого себя, попросить его хадатайствовать за него (паломника) перед своим Господом, совершить дуа за себя, своих родителей, друзей, любимых, тех, кто оказал ему благодеяние, и за всех мусульман.

Тагиуд-дин ас-Субки

علم أنه يجوز ويحسن التوسل والاستغاثة والتشفع بالنبي صلى الله عليه وسلم إلى ربه سبحانه وتعالى وجواز ذلك وحسنه من الأمور المعلومة لكل ذي دين المعروفة من فعل الأنبياء والمرسلين وسير السلف الصالحين والعلماء والعوام من المسلمين ولم ينكر أحد ذلك من أهل الأديان ولا سمع به في زمن من الأزمان حتى جاء ابن تيمية فتكلم في ذلك بكلام يلبس فيه على الضعفاء الأغمار وابتدع ما لم يسبق إليه في سائر الأعصار ولهذا طعن في الحكاية التي تقدم ذكرها عن مالك فإن فيها قول مالك للمنصور: استشفع به، ونحن قد بيّنا صحتها ولذلك أدخلنا الاستغاثة في هذا الكتاب لما تعرض إليها مع الزيارة، وحسبك أن إنكار ابن تيمية للاستغاثة والتوسل قول لم يقله عالم قبله وصار به بين أهل الإسلام مثلة...

Следует знать, что допустимо и желательно использовать тавассуль, молить о помощи и искать заступничества Пророка (мир ему и благословение Аллаха) перед его Господом, Всемогущим и Великим. Допустимость и желательность этого известны каждому верующему и подтверждаются действиями пророков и посланников, а также практикой праведных предков, ученых и простых мусульман. Никто из людей веры не отрицал этого и не было слышно, чтобы кто-то выступал против в какой-либо эпохе до тех пор, пока не пришел Ибн Таймия и не начал говорить об этом, вводя в заблуждение слабых и неопытных, и не привнес того, чего не было во все предыдущие времена. Именно поэтому он подверг сомнению рассказ о том, что Малик сказал аль-Мансуру: "Проси его заступничества". Мы уже подтвердили достоверность данной истории, и поэтому включили тему мольбы о помощи в эту книгу, так как она связана с посещением могил. Достаточно сказать, что отрицание Ибн Таймией (дозволенности) мольбы о помощи (истигаса) и тавассуля - это мнение, которого не придерживался ни один ученый до него, и что он из-за этого оказался изгоем среди последователей ислама.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация