Скачать статью в формате:
  1. Завещание
  2. Передатчики и источники
  3. Достоверность предания
  4. Таватур: Предание от Абу Зарра
  5. Предание от Абдулла Ибн Аббаса
  6. Предание от Абу Саида Аль-Худри
  7. Предание от Зейд Ибн Аркама
  8. Предание от Али Ибн Абу Талиба (мир ему!)
  9. Предание от Абдулла Ибн Зубейра
  10. Предание от Саламат Ибн Аль-Аква’
  11. Предание от Анас Ибн Малика
  12. Предание от Абу Туфейла
  13. Итог
  14. Вывод

Достоверность предания

  • Хаким Нишапури

Некоторые пути передачи данного предания названы суннитскими хадисоведами достоверными, например, Хаким Нишапури привел это предание в своей книге «Мустадрак» по двум разным путям передачи, один из которых был назван им достоверным, согласно методологии Муслима Нишапури:

3365 - أَخْبَرَنَا مَيْمُونُ بْنُ إِسْحَاقَ الْهَاشِمِيُّ ، ثَنَا أَحْمَدُ بْنُ عَبْدِ الْجَبَّارِ ، ثَنَا يُونُسُ بْنُ بُكَيْرٍ ، ثَنَا الْمُفَضَّلُ بْنُ صَالِحٍ ، عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ ، عَنْ حَنَشٍ الْكِنَانِيِّ قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا ذَرٍّ ، يَقُولُ وَهُوَ آخِذٌ بِبَابِ الْكَعْبَةِ: أَيُّهَا النَّاسُ ، مَنْ عَرَفَنِي فَأَنَا مَنْ عَرَفْتُمْ ، وَمَنْ أَنْكَرَنِي فَأَنَا أَبُو ذَرٍّ ، سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ:

" مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ ، مَنْ رَكِبَهَا نَجَا ، وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا غَرِقَ “.

هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحٌ عَلَى شَرْطِ مُسْلِمٍ وَلَمْ يُخْرِجَاهُ .

3365 - Передают от Абу Зарра, который говорил, держась за дверь Каабы: "О люди! Тот, кто знает меня, то я тот, кого вы знаете, а кто не знает, то я Абу Зарр. Я слышал от Пророка (с):

«Пример Людей моего дома является примером ковчега Ноя, кто заберется на него - спасется, кто отвернется - утонет»".

Хаким Нишапури: этот хадис является достоверным (сахих), согласно условиям Муслима, хотя он и Бухари не привели этот хадис в своих сборниках.

Хаким Нишапури, Мустадрак алас сахихайн, книга: толкования Корана, раздел: толкование суры Худ, глава: Пример Людей моего дома подобен примеру ковчега Ноя, хадис 3365, том 3, стр. 81, изд-во Дарул Марифа, Бейрут, Ливан, 1998 - 1418, в пяти томах. - https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-ludi-moego-doma-podobny-kovcegu-noa

  • Шамс Ад-Дин Захаби

Вот, что пишет известный суннитский хадисовед Аз-Захаби о тех преданиях, которые названы Хакимом достоверными:

وإن صَحَّحَ له كالدارقطنيِّ والحاكم، فأقلُّ أحوالهِ: حُسْنُ حديثه.

И если (какое-то) предание названо достоверным (сахих) Дарикутни и Хакимом, то, как минимум, это хороший хадис (хасан).

Шамс Ад-Дин Захаби, «Аль-Мукиза фи илми мусталах аль-хадис», стр. 78, исследование: Абд Аль-Фаттах Абу Гудда, изд-во: Мактабату аль-матбуат аль-исламия, Алеппо, Сирия, издание второе, 1412, в одном томе.

http://shamela.ws/browse.php/book-8195/page-57

Таким образом, одна из цепочек передач Хакима, если не является сахих, то, по крайне мере, является хасан (хорошим).

  • Аш-Шаукани Мухаммад Ибн Али

А Аш-Шаукани утверждает, что можно ссылаться, как на достоверные, на предания, названные Хакимом достоверными:

وَهَكَذَا يَجُوزُ الِاحْتِجَاجُ بِمَا صَحَّحَهُ أَحَدُ الْأَئِمَّةِ الْمُعْتَبَرِينَ مِمَّا كَانَ خَارِجًا عَنْ الصَّحِيحَيْنِ ، وَكَذَا يَجُوزُ الِاحْتِجَاجُ بِمَا كَانَ فِي الْمُصَنَّفَاتِ الْمُخْتَصَّةِ بِجَمْعِ الصَّحِيحِ ، كَصَحِيحِ ابْنِ خُزَيْمَةَ وَابْنِ حِبَّانَ وَمُسْتَدْرَكِ الْحَاكِمِ وَالْمُسْتَخْرَجَات عَلَى الصَّحِيحَيْنِ ; لِأَنَّ الْمُصَنِّفِينَ لَهَا قَدْ حَكَمُوا بِصِحَّةِ كُلِّ مَا فِيهَا حُكْمًا عَامًّا ، وَهَكَذَا يَجُوزُ الِاحْتِجَاجُ بِمَا صَرَّحَ أَحَدُ الْأَئِمَّةِ الْمُعْتَبَرِينَ بِحُسْنِهِ ; لِأَنَّ الْحَسَنَ يَجُوزُ الْعَمَلُ بِهِ عِنْدَ الْجُمْهُورِ ، وَلَمْ يُخَالِفْ فِي الْجَوَازِ إلَّا الْبُخَارِيُّ وَابْنُ الْعَرَبِيِّ ، وَالْحَقُّ مَا قَالَهُ الْجُمْهُورُ ; لِأَنَّ أَدِلَّةَ وُجُوبِ الْعَمَلِ بِالْآحَادِ وَقَبُولِهَا شَامِلَةٌ لَهُ .

Дозволено ссылаться на те предания, которые названы одним из уважаемых имамов достоверными, даже если эти предания не содержатся в Сахихах Бухари и Муслима. Также, можно ссылаться на те предания, которые содержатся в сборниках, в которых собраны только достоверные предания, например, Сахихе Ибн Хузайма, Сахихе Ибн Хиббана, Мустадраке Хакима и других дополнениях к Сахихам Бухари и Муслима, так как, авторы этих сборников назвали достоверными все предания, собранные в них.

Также, дозволено ссылаться на те предания, которые названы одними из имамов хорошими (хасан), так как, дозволено действовать согласно хорошему преданию, по мнению большинства ученых. С этим мнением согласны все ученые, кроме Бухари и Ибн Араби. А истина с большинством ученых, так как, доказательства следования единичным преданиям и их принятия – являются и доказательствами следования за хорошими (хасан) преданиями.

Шаукани, Найлул автар, глава: Вступление, том 1, стр. 25, исследование Исам Ад-Дин Ас-Сабабати, изд-во Дарул хадис, Египет, 1993 - 1413, в восьми томах.

http://shamela.ws/browse.php/book-9242/page-3#page-13

http://islamport.com/w/fqh/Web/2795/2.htm

http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=47&ID=2&idfrom=1&idto=4&bookid=47&startno=3

Таким образом, согласно мнению Аш-Шаукани, все предания в Мустадраке Хакима являются достоверными и можно ссылаться на них, даже если сам Хаким не назвал каждый хадис в отдельности достоверным.

  • Джалал Ад-Дин Суюти

Суюти привел это предание из «Мустадрака» в своем Аль-Джами Ас-Сагир и назвал Хасаном:

 8163 - مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ ، مَنْ رَكِبَهَا نَجَا ، وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا غَرِقَ

البؤار عن ابن عباس، و عن ابن الزبير - (ك) عن أبي ذر - (ح)

8163 - Пример Людей моего дома является примером ковчега Ноя, кто заберется на него - спасется, кто отвернется - утонет.

Передал Аль-Базар от Ибн Аббаса и Ибн Зубейра. Передал Хаким от Абу Зарра. Хадис (хасан) хороший.

Джалал Ад-Дин Суюти, "Аль-Джами Ас-Сагир", глава: Буква Мим, хадис 8163, стр. 499, изд-во Дар аль-кутуб аль-илмия, Бейрут, Ливан, издание пятое, 2010, два тома в одном томе. - https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-ludi-moego-doma-podobny-kovcegu-noa

В этом сборнике Суюти использует знаки, чтобы выразить свое мнение относительно достоверности и слабости преданий, букву Ха он используется для хороших (хасан) преданий. В данном случае он воспользовался именно этой буквой. Хотя, в некоторых изданиях этого сборника, после этого предания стоят буквы СадХа, которыми он обозначал достоверные предания. Поэтому, имеются разногласие, считал ли он это предание достоверными или хорошим. Более достоверным является Садха (Сахих), а не Ха (Хасан), но, не будем уделять этому вопросу особое внимание, оно не имеет большого значения.

В этом же сборнике Суюти приводит второе предание из Мустадрака Хакима по цепочке, восходящей к Абу Зарру и называет его слабым.

См. Джалал Ад-Дин Суюти, "Аль-Джами Ас-Сагир", глава: Буква Хамза, хадис 2442, стр. 147, изд-во Дар аль-кутуб аль-илмия, Бейрут, Ливан, издание пятое, 2010, два тома в одном томе.

Это свидетельствует от том, что Суюти был внимателен к цепочкам передатчиков.

  • Шамс Ад-Дин Сахави

Ас-Сахави, также, назвал предание Хакима хорошим:

29 - أَخْبَرَنِي الشَّيْخُ أَبُو الطَّيِّبِ مُحَمَّدُ بْنُ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيٍّ الْبَدْرَانِيُّ ثُمَّ الدِّمْيَاطِيُّ خَطِيبُ جَامِعِ الزَّكِيِّ مِنْهَا فِيمَا قَرَأْتُ عَلَيْهِ بِهِ أَنا الْجَمَّالُ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الْعَلاءِ الْحَنْبَلِيُّ بِالْقَاهِرَةِ (ح)

وَأَنْبَأَنِي عَالِيًا أَبُو هُرَيْرَة بْن أَبِي حَفْصٍ كِلاهُمَا عَنْ أَبِي الْحَرَمِ الْقَلانِسِيِّ قَالَ الأَوَّلُ وَهُوَ سَبْطَهُ سَمَاعًا أَخْبَرَتْنَا مؤنسة خاتون ابْنَةُ الْمَلِكِ الْعَادِلِ أَبِي بَكْرِ بْنِ أَيُّوبَ عَنْ أُمِّ هَانِئٍ عَفِيفَةَ ابْنَةِ أَحْمَدَ وَأَبِي الْفَخْرِ أَسْعَدَ بْنِ سَعِيدِ بْنِ رَوْحٍ فِي آخَرِينَ قَالُوا أَخْبَرَتْنَا أُمُّ إِبْرَاهِيمَ فَاطِمَةُ ابْنَةُ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ الْقَاسِمِ بْنِ عُقَيْلٍ قَالَتْ أَنا أَبُوُ بَكْرٍ مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الضَّبِيُّ أَنا أَبُو الْقَاسِمِ سُلَيْمَانُ بْنُ أَحْمَدَ اللَّخْمِيُّ الْحَافِظُ حَدَّثَنَا الْحُسَيْنُ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ مَنْصُورٍ سجادة الْبَغْدَادِيُّ ثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ دَاهِرٍ الرَّازِيُّ ثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عَبْدِ الْقُدُّوسِ عَنْ الأَعْمَشِ عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ عَنْ حَنَشِ بْنِ الْمُعْتَمِرِ أَنَّهُ سَمِعَ أَبَا ذَرٍّ الْغِفَارِيَّ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - يَقُول سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهَ {صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ} يَقُولُ مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي فِيكُمْ كَمَثَلِ سَفِينَةِ نُوحٍ فِي قَوْمِ نُوحٍ مَنْ رَكِبَهَا نَجَا وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا هَلَكَ وَمَثَلُ بَابِ حِطَّةٍ فِي بَنِي إِسْرَائِيلَ

هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ رَوَاهُ الْحَاكِم فِي المناقب من مُسْتَدْركه عَنْ عَبْد اللَّهِ بْن داهر ...

وَقَالَ الْبَزَّار لَا نعلم صحابيا رَوَاهُ إِلَّا أَبَا ذَروَلَيْسَ كَذَلِك بَل فِي الْبَاب عَنِ ابْن عَبَّاس وَابْن الزُّبَيْر وَأبي سَعِيد الْخُدْرِيّ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُم - وَبَعضهَا يُقَوي بَعْضًا وَلذَلِك حسنته

29 - Передают от Абу Зарра Аль-Гиффари: Я слышал, как Посланник Аллаха (с) сказал:

«Пример Людей моего дома для вас подобен примеру ковчега Ноя для племени Ноя, кто заберется на него - спасется, кто отвернется - погибнет. И является примером врат прощения (Бабу хитта - Коран 2:58) для сынов Исраила».

(Ас-Сахави): Это хорошее (хасан) предание, его передал Хаким в книге Достоинств своего "Мустадрака" от Абдулла Ибн Дахира.

.....

Аль-Базар сказал: "Я не знаю ни одного сахаба, который передавал бы это предание, кроме Абу Зарра". Но, это не так, предание передается также от Ибн Зубейра, Ибн Аббаса и Абу Саида Аль-Худри (ра). Некоторые из них подкрепляют другие, поэтому я назвал предание хорошим.

Шамс Ад-Дин Ас-Сахави, Аль-Булданият, хадис 29, стр. 186-189, исследование Хусам Ибн Мухаммад Аль-Каттан, изд-во Дар аль-ата, Ар-Рияд, Саудовская аравия, 1422 - 2001, издание первое, в одном томе. - https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-ludi-moego-doma-podobny-kovcegu-noa

Ас-Сахави, называя предание хорошим, ссылается на множественность путей передачи данного предания.

  • Ибн Хаджар Хейтами

О том, что у этого предания множество путей передачи говорит и другой суннисткий ученый, Аль-Хейтами:

وَجَاء من طرق عديدة يُقَوي بَعْضهَا بَعْضًا (إِنَّمَا مثل أهل بَيْتِي فِيكُم كَمثل سفينة نوح من ركبهَا نجا) وَفِي رِوَايَة مُسلم (وَمن تخلف عَنْهَا غرق)

وَفِي رِوَايَة (هلك وَإِنَّمَا مثل أهل بَيْتِي فِيكُم مثل بَاب حطة فِي بني إِسْرَائِيل من دخله غفر لَهُ) وَفِي رِوَايَة (غفر لَهُ الذُّنُوب)

Дошло по множествам путей передачи, некоторые из которых подкрепляют некоторые другие, что "Пример Людей моего дома для вас подобен примеру ковчега Ноя, кто заберется на него - спасется". А в предание Муслима имеется (продолжение): "а кто отвернется - утонет."

А в другом предание сказано: "Пример Людей моего дома, среди вас, подобен примеру врат прощения (Бабу хитта - Коран 2:58) для сынов Исраила. Кто войдет, тот будет прощен". А в другом предание имеется (продолжение): "Тому будут прощены грехи".

Ибн Хаджар Аль-Хайтами, Ас-Савик аль-мухрика, том 2, стр. 445-446, исследование Абд Ар-Рахман Ат-Турки, изд-во Муассиса ар-рисаля, Бейрут, Ливан, издание первое, 1997 - 1417, в двух тома. - https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-ludi-moego-doma-podobny-kovcegu-noa

В другой своей книге он назвал предание достоверным:

صحّ حديث "إِنَّ مَثَلَ أَهْلِ بَيْتِي فِيكُمْ كَمَثَلِ سَفِينَةِ نُوحٍ فِي قَوْمِ نُوحٍ مَنْ رَكِبَهَا نَجَا وَمَنْ تَخَلَّفَ عَنْهَا هَلَكَ"

Достоверно предание "Воистину, пример Людей моего дома среди вас подобен примеру ковчега Ноя для племени Ноя, кто заберется на него - спасется, кто отвернется - погибнет".

Ибн Хаджар Аль-Хейтами, Аль-Минах аль-маккия фи шархи аль-ахамзия, стр. 535, исследование Ахмад Джасим Аль-Мухаммад и Абу Джума Макри, изд-во Дар аль-минхадж, Бейрут, Ливан, издание второе, 2005 - 1426, в одном томе.

https://dovodi.ru/dovodi/predania-ob-ahlibeyt/hadis-ludi-moego-doma-podobny-kovcegu-noa

Страница 3 из 14«1234567»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация