Бадр ад-Дин аль-Айни в Нухаб аль-афкар
ص: حدثنا صالح بن عبد الرحمن، قال: ثنا سعيد بن منصور، قال: ثنا هشيم، قال: أنا يونس، عن سعيد بن جبير، قال: "سمعت عبد الله بن الزبير -رضي الله عنهما- يخطب وهو يعرض بابن عباس يعيب عليه قوله في المتعة، فقال ابن عباس: يسأل أمه إن كان صادقًا، فسألها فقالت: صدق ابن عباس، قد كان ذلك، فقال ابن عباس: لو شئت سميت رجالًا من قريش ولدوا فيها".
ش: إسناده صحيح، ورجاله ثقات، ويونس هو ابن عُبيد بن دينار البصري.
Адрес:
Бадр ад-Дин аль-Айни, Абу Мухаммад Махмуд ибн Ахмад ибн Муса (умер 855 г.х.), "Нухаб аль-афкар", книга: никаха, глава: мут'а, том 10, стр. 340, исследование: Абу Тамим Ясиб ибн Ибрахим, изд-во Министерство вакуфов, Катар, издание первое, 1429 - 2008, в 19-ти томах (16 + 3 тома оглавления).
Передают от Саид Ибн Джубайра: "Я слышал, как Абдуллах Ибн Зубайр - да будет доволен им Аллах - проповедовал людям и нападал на Ибн Аббаса из-за его мнения в вопросе мут'а. Тогда Ибн Аббас сказал: "Пусть спросит свою маму, если он прав". И он (Ибн Зубайр) спросил свою маму, та сказала: "Прав Ибн Аббас, все так и было". Тогда Ибн Аббас сказал: "Я могу назвать тебе мужчин-курайшитов, рожденных во временном браке"".
(Аль-Айни):
Иснад предания сахих, все передатчики надежные.
Предание 1238 из Сахих Муслим
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ حَاتِمٍ، حَدَّثَنَا رَوْحُ بْنُ عُبَادَةَ، حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، عَنْ مُسْلِمٍ الْقُرِّيِّ، قَالَ: سَأَلْتُ ابْنَ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا، عَنْ مُتْعَةِ الْحَجِّ؟ فَرَخَّصَ فِيهَا، وَكَانَ ابْنُ الزُّبَيْرِ يَنْهَى عَنْهَا، فَقَالَ: هَذِهِ أُمُّ ابْنِ الزُّبَيْرِ تُحَدِّثُ: " أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَخَّصَ فِيهَا، فَادْخُلُوا عَلَيْهَا فَاسْأَلُوهَا، قَالَ: فَدَخَلْنَا عَلَيْهَا، فَإِذَا امْرَأَةٌ ضَخْمَةٌ عَمْيَاءُ، فَقَالَتْ: قَدْ رَخَّصَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِيهَا "
وحَدَّثَنَاه ابْنُ الْمُثَنَّى، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ، ح وحَدَّثَنَاه ابْنُ بَشَّارٍ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدٌ يَعْنِي ابْنَ جَعْفَرٍ، جَمِيعًا عَنْ شُعْبَةَ، بِهَذَا الْإِسْنَادِ، فَأَمَّا عَبْدُ الرَّحْمَنِ فَفِي حَدِيثِهِ الْمُتْعَةُ وَلَمْ يَقُلْ مُتْعَةُ الْحَجِّ، وَأَمَّا ابْنُ جَعْفَرٍ فَقَالَ: قَالَ شُعْبَةُ قَالَ مُسْلِمٌ: «لَا أَدْرِي مُتْعَةُ الْحَجِّ أَوْ مُتْعَةُ النِّسَاءِ»
Адрес:
Муслим, Абуль Хусейн ибн Хаджадж (год смерти 261 г.х.), "Сахих", книга: хаджа, глава: о мут'е на хадже, том 1, стр. 568, хадис 1238, исследование: Абу Кутайба Назар Мухаммад аль-Фарйаби, изд-во Дару тайба, Эр-Рияд, КСА, издание первое, 2006 г., в 2-х томах.
Муслим, Абуль Хусейн ибн Хаджадж (год смерти 261 г.х.), "Сахих", книга: хаджа, глава: о мут'е на хадже, том 2, стр. 909, хадис 1238, исследование: Мухаммад Фуад Абд аль-Баки, изд-во Дару ихйаи кутуб аль-арабия, Бейрут, Ливан, в 5-ти томах.
Муслим ибн Хаджадж Абу аль-Хасан аль-Кейшари ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о мут'е на хадже, стр. 271, хадис 1238, изд-во Академия познания, Казань, РФ, издание первое, 2008 г., в 1-м томе.
Муслим ибн Хаджадж Абу аль-Хасан аль-Кейшари ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о мут'е на хадже, том 2, стр. 909, хадис 1238, исследование: Мухаммад Фуад Абд аль-Баки, изд-во Дару ихйаи турасил араби, Бейрут, Ливан, в 5-ти томах.
Передают от Муслима Аль-Куррий, сказавшего: «Я спросил сын Аббаса о мут’е на хадже и он дал на неё позволение, но Ибн Аль-Зубайр воспрещал её и тот сказал: «Вот же, сама мать Ибн Аль-Зубайра передаёт, что Посланник Аллаха, дал на неё позволение, зайдите же к ней и спросите её саму!» Он сказал: «И мы зашли к ней, а там — огромная слепая женщина и она сказала: «Посланник Аллаха, дал на неё позволение».
Передают от Шу'ба по этому же иснаду, но без слов "на хадже". От Шу'ба передают, что Муслим сказал: "Я не знаю, имелся ввиду мут'а женщин или мут'а на хадже".
Доводы.ру: Во всех этих преданиях речь идет о двух мут'ах (муте хаджа и муте женщин) одновременно, и это становится очевидным, когда мы рассматриваем все предания во всех их вариантах. И если в одном из вариантов говорится только об одном из видов мут'и, то это "заслуга" одного из передатчиков.
Ссылки:
https://islamweb.net/ar/library/index.php?page=bookcontents&ID=2248&bk_no=1&flag=1
https://hadith.islamnews.ru/?p=125581
http://hadithportal.com/index.php?show=bab&bab_id=520&chapter_id=22&book=31&sub_idBab=0&f=491&e=586
http://hadithportal.com/index.php?show=hadith&h_id=2263&uid=0&sharh=17&book=31&bab_id=
Ас-Сунан аль-кубра Ан-Насаи
أَخْبَرَنَا مَحْمُودُ بْنُ غَيْلَانَ الْمَرْوَزِيُّ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو دَاوُدَ، قَالَ: حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، عَنْ مُسْلِمٍ الْقُرِّيُّ، قَالَ: دَخَلْنَا عَلَى أَسْمَاءَ ابْنَةِ أَبِي بَكْرٍ، فَسَأَلْنَاهَا عَنْ مُتْعَةِ النِّسَاءِ، فَقَالَتْ: «فَعَلْنَاهَا عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ».
Адрес:
Ан-Насаи, Абу Абдуррахман Ахмад ибн Шуайб (умер 303 г.х.), "Ас-сунан аль-кубра", книга: брака, глава: о временном браке (мут'а), том 3, стр. 326, хадис 5540, исследование: Абд аль-Гаффар Сулейман аль-Бандари и Сеййид Касрауи Хасан, изд-во Дару кутуб аль-ильмия, Бейрут, Ливан, издание первое, 1411 - 1991, в 6-ти томах.
Ан-Насаи, Абу Абдуррахман Ахмад ибн Шуайб (умер 303 г.х.), "Ас-сунан аль-кубра", книга: брака, глава: о временном браке (мут'а), том 5, стр. 233, хадис 5515, исследование: Хасан Абд аль-Муним Шалаби, изд-во Муассиса ар-рисаля, Бейрут, Ливан, издание первое, 1421 - 2001, в 10-и томах и два тома оглавления.
Ан-Насаи, Абу Абдуррахман Ахмад ибн Шуайб (умер 303 г.х.), "Ас-сунан аль-кубра", книга: брака, глава: о временном браке (мут'а), том 6, стр. 253-254, хадис 5725, исследование: каирский исследовательский центр Дар ат-тасил, изд-во Министерства вакуфов Катара, издание первое, 1433 - 2012, в 13-ти томах и два тома оглавления.
Передают от Муслим Аль-Куррий: Мы зашли к Асма', дочери Абу Бакра и спросили ее о (дозволенности) временного брака (мут'а), она ответила: «Мы совершали ее (мут'а) при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Примечание Доводы.ру: Все передатчики надежные и являются передатчиками двух Сахихов Бухари и Муслима, кроме Муслим Аль-Куррий, он является передатчиком только Сахих Муслим.
Ибн Хазм в аль-Мухалла подтвердил достоверность предания
وَقَدْ ثَبَتَ عَلَى تَحْلِيلِهَا بَعْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ جَمَاعَةٌ مِنْ السَّلَفِ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ - مِنْهُمْ مِنْ الصَّحَابَةِ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ - أَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ ، وَجَابِرُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ ، وَابْنُ مَسْعُودٍ .
وَابْنُ عَبَّاسٍ ، وَمُعَاوِيَةُ بْنُ أَبِي سُفْيَانَ ، وَعَمْرُو بْنُ حُرَيْثٍ ، وَأَبُو سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ ، وَسَلَمَةُ ، وَمَعْبَدٌ ابْنَا أُمَيَّةَ بْنِ خَلَفٍ
Адрес:
Ибн Хазм аль-Андалуси, Абу Мухаммад, Али ибн Ахмад ибн Саид (умер 456 г.х.), "Аль-Мухалла бил асар", книга: брака, раздел: вопрос о временном браке, том 9, стр. 129, исследование: д-р Абд аль-Гаффар Сулейман аль-Бандари, изд-во Дарул кутуб аль-ильмия, Бейрут, Ливан, издание третье, 2003 - 1424, в 12-ти томах.
Ибн Хазм аль-Андалуси, Абу Мухаммад, Али ибн Ахмад ибн Саид (умер 456 х.), "Аль-Мухалла бил асар", книга: брака, раздел: вопрос о временном браке, том 9, стр. 129, изд-во Дар аль-фикр, в 12-ти томах.
Доказано, что его (временный брак, мут'а) разрешали (считали дозволенным) и после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, группа салафов (первых поколений мусульман), да будет доволен ими Аллах, среди них (такие) сподвижники, да будет доволен ими Аллах, (как) Асма' бинт Абу Бакр Ас-Сиддик, Джабир ибн Абдулла, Ибн Мас'уд, Ибн Аббас, Муавия Ибн Абу Суфьян, Амр Ибн Хурайс, Абу Саид Аль-Худри, Салама и Ма'бад дети Умаййа Ибн Халаф.
Ибн Хаджар подтвердил слова Ибн Хазма
وَقَدْ ظَهَرَ أَنَّ مُسْتَنَدَهُ الْأَحَادِيثُ الصَّحِيحَةُ الَّتِي بَيَّنَّاهَا
Адрес:
Ибн Хаджар аль-Аскалани, Абу аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад (умер 852 г.х.), "Фатх аль-бари", книга: брака, глава: о запрете посланником Аллаха (с) временного брака в конце, толкование хадиса 4827, том 9, стр. 79, изд-во Дарур рийан лит турас, 1407 - 1986, в 13-ти томах.
Ибн Хаджар аль-Аскалани, Абу аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад (умер 852 г.х.), "Фатх аль-бари", книга: брака, глава: о запрете посланником Аллаха (с) временного брака в конце, толкование хадиса 5117, том 9, стр. 174, изд-во Дарул марифа, Бейрут, Ливан, 1379 г.х., в 13-ти томах.
Ибн Хаджар аль-Аскалани, Абу аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад (умер 852 г.х.), "Фатх аль-бари", книга: брака, глава: о запрете посланником Аллаха (с) временного брака в конце, толкование хадиса 5119, том 11, стр. 429, изд-во Дар тайба, Эр-Рияд, КСА, издание первое, 2005 - 1426, в 17-ти томах.
Стало ясно, что он (Ибн Хазм) опирается (в своих словах) на достоверные хадисы, которые мы разъяснили.
Ибн Хаджар в Аль-Иттихаф
7581 - حَدِيثٌ (طح) : وَبِهِ: عَنْ سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ، سَمِعْتُ ابْنَ الزُّبَيْرِ يُعَرِّضُ بِابْنِ عَبَّاسٍ فَقَالَ:
-[180]- إِنَّ هَاهُنَا قَوْمًا أَعْمَى اللَّهُ قُلُوبَهُمْ كَمَا أَعْمَى أَبْصَارَهُمْ وَهُمْ يُفْتُونَ فِي الْمُتْعَةِ أَنَّهُ لا بَأْسَ بِهَا، فَقَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ: أَمَّا لا، فَلْيَسْأَلْ أُمَّهُ، فَسَأَلَهَا فَقَالَتْ: صَدَقَ ابْنُ عَبَّاسٍ قَدْ كَانَ ذَلِكَ، فَقَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ: لَوْ شِئْتَ أَنْ أُسَمِّيَ نَاسًا مِنْ قُرَيْشٍ وُلِدَوا مِنْهَا لَفَعَلْتُ.
قُلْتُ: فَهَذَا يُفْصِحُ بِأَنَّ الْمُرَادَ مِتْعَةُ النِّسَاءِ لا مُتْعَةُ الْحَجِّ. وَقَدْ أَخْرَجَهُ الطَّحَاوِيُّ مُخْتَصَرًا: عَنْ صَالِحِ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ مَنْصُورٍ بِهِ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ: لَوْ شِئْتَ سَمَّيْتُ رِجَالا مِنْ قُرَيْشٍ وُلِدُوا مِنْهَا.
Адрес:
Ибн Хаджар аль-Аскалани, Абу аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад (умер 852 г.х.), "Иттихаф аль-махра", том 7, стр. 179-180, хадис 7581, исследование: Марказу хидмати ас-сунна ва ас-сира под руководством Зухайр ибн Насир ан-Насир, изд-во Комплекс имени Короля Фахда по изданию Священного Корана, Медина, КСА, издание первое, 1415 - 1994, в 19-ти томах.
7581 - Передал Тахави, от Саид Ибн Джубайра: "Я слышал, как Абдуллах Ибн Зубайр - да будет доволен им Аллах - проповедовал людям и нападал на Ибн Аббаса, говоря:
Имеются люди, которым Аллах запечатал их сердца, как запечатал из зворы, они издают фетвы о (дозволенности) мут'и, что она дозволена. Тогда Ибн Аббас сказал: "Это не так, пусть спросит свою маму". И он (Ибн Зубайр) спросил свою маму, та сказала: "Прав Ибн Аббас, все так и было". Тогда Ибн Аббас сказал: "Если пожелаешь, я могу назвать тебе людей, рожденных во временном браке"".
(Ибн Хаджар): Я скажу: Этот хадис проливает свет на то, что (разногласия между Ибн Аббасом и Ибн Зубайром) были в вопросе временного брака (мут'и женщин), а не в мут'е хаджа. (Также) Тахави привел это предание в сокращенном виде по цепочкн восходящей к Саид Ибн Мансуру, от Ибн Аббаса: «Если пожелаешь, я могу назвать тебе мужчин-курайшитов, рожденных во временном браке».