Ибн Хазм в Аль-Мухалла

وَرَوَاهُ جَابِرُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ عَنْ جَمِيعِ الصَّحَابَةِ مُدَّةَ رَسُولِ اللَّهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - وَمُدَّةَ أَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ إلَى قُرْبِ آخَرِ خِلَافَةِ عُمَرَ.

 

Джабир Ибн Абдулла передал, что все сподвижники считали так (то есть, считали мут'у дозволенной) на всем протяжении времени, пока был жив Посланник Аллаха (с), на всем протяжении правления Абу Бакра и примерно до конца правления Умара.

Ибн Хаджар о словах Ибн Хазма

وَأَمَّا جَابِرٌ فَمُسْتَنَدُهُ قَوْلُهُ فَعَلْنَاهَا وَقَدْ بَيَّنْتُهُ قَبْلُ وَوَقَعَ فِي رِوَايَةِ أَبِي نُصْرَةَ عَنْ جَابِرٍ عِنْدَ مُسْلِمٍ فَنَهَانَا عُمَرُ فَلَمْ نَفْعَلْهُ بَعْدُ فَإِنْ كَانَ قَوْلُهُ فَعَلْنَا يَعُمُّ جَمِيعَ الصَّحَابَةِ فَقَوْلُهُ ثُمَّ لَمْ نَعُدْ يَعُمُّ جَمِيعَ الصَّحَابَةِ فَيَكُونُ إِجْمَاعًا وَقَدْ ظَهَرَ أَنَّ مُسْتَنَدَهُ الْأَحَادِيثُ الصَّحِيحَةُ الَّتِي بَيَّنَّاهَا وَأَمَّا عَمْرُو بْنُ حُرَيْثٍ وَكَذَا قَوْلُهُ رَوَاهُ جَابِرٌ عَنْ جَمِيعِ الصَّحَابَةِ فَعَجِيبٌ وَإِنَّمَا قَالَ جَابِرٌ فَعَلْنَاهَا وَذَلِكَ لَا يَقْتَضِي تَعْمِيمَ جَمِيعِ الصَّحَابَةِ بَلْ يَصْدُقُ عَلَى فِعْلِ نَفْسِهِ وَحْدَهُ

Что касается Джабира (в словах Ибн Хазма), то он (Ибн Хазм) опирается на слова Джабира «мы совершали», о которых я уже говорил и которые дошли до нас в (Сахих) Муслима от Абу Надры, который передал от Джабира: «Нам запретил Умар и после этого мы больше к нему (мут'е - временному браку) не возвращались». И если слова «мы совершали» означают всех сподвижников, то слова «и мы больше к нему не возвращались» должны, также, означать всех сподвижников, что в свою очередь означает, что среди них было единогласие. Таким образом, стало ясно, что он (Ибн Хазм) опирается (в своих словах) на достоверные хадисы, которые мы разъяснили. А что касается его (Ибн Хазма) слов о Амро ибн Хурайсе и его слова «Джабир (Ибн Абдулла) передал, что все сподвижники считали так (то есть, считали мут'у дозволенной)», то это удивительно, потому, что Джабир всего лишь сказал «мы совершали», что не означает всех сподвижников, а только означают то, что он сам один это делал.

 

Примечание Доводы.ру: Уважаемый Ибн Хаджар, удивительно не то, что Ибн Хазм понял из слов «мы совершали» множественное число и всех сподвижников, а то, что из этого вы поняли единственное число, удивительно то, что в вашем представлении Джабир, говоря «мы совершали», имел ввиду только одного себя. «Мы совершали» - ясно указывает на всех сподвижников, а ваше понимание не более чем нелепая попытка придать словам Джабира другой оттенок.

Предание 1405-3 из Сахих Муслим

حَدَّثَنَا حَامِدُ بْنُ عُمَرَ الْبَكْرَاوِيُّ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الْوَاحِدِ يَعْنِي ابْنَ زِيَادٍ، عَنْ عَاصِمٍ، عَنْ أَبِي نَضْرَةَ، قَالَ: كُنْتُ عِنْدَ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللهِ، فَأَتَاهُ آتٍ، فَقَالَ: ابْنُ عَبَّاسٍ وَابْنُ الزُّبَيْرِ اخْتَلَفَا فِي الْمُتْعَتَيْنِ، فَقَالَ جَابِرٌ: «فَعَلْنَاهُمَا مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، ثُمَّ نَهَانَا عَنْهُمَا عُمَرُ، فَلَمْ نَعُدْ لَهُمَا»

Передают от Абу Надры, сказавшего: «Я был у Джабира Ибн Абдуллы, когда к нему пришёл ходок и сказал: «Ибн Аббас и Ибн Аль-Зубайр разошлись во мнениях о двух мут'ах». И Джабир сказал: «Мы делали их обе заодно с Посланником Аллаха, затем их обе нам воспретил Умар и мы больше не возвращались к ним обеим».

Предание 1217-0 из Сахих Муслим

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ الْمُثَنَّى، وَابْنُ بَشَّارٍ، قَالَ ابْنُ الْمُثَنَّى: حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ جَعْفَرٍ، حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، قَالَ: سَمِعْتُ قَتَادَةَ، يُحَدِّثُ عَنْ أَبِي نَضْرَةَ، قَالَ: كَانَ ابْنُ عَبَّاسٍ يَأْمُرُ بِالْمُتْعَةِ، وَكَانَ ابْنُ الزُّبَيْرِ يَنْهَى عَنْهَا، قَالَ: فَذَكَرْتُ ذَلِكَ لِجَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللهِ، فَقَالَ: عَلَى يَدَيَّ دَارَ الْحَدِيثُ، «تَمَتَّعْنَا مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ»، فَلَمَّا قَامَ عُمَرُ قَالَ: إِنَّ اللهَ كَانَ يُحِلُّ لِرَسُولِهِ مَا شَاءَ بِمَا شَاءَ، وَإِنَّ الْقُرْآنَ قَدْ نَزَلَ مَنَازِلَهُ، فَ {أَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ} [البقرة: 196]، كَمَا أَمَرَكُمُ اللهُ، وَأَبِتُّوا نِكَاحَ هَذِهِ النِّسَاءِ، فَلَنْ أُوتَى بِرَجُلٍ نَكَحَ امْرَأَةً إِلَى أَجَلٍ، إِلَّا رَجَمْتُهُ بِالْحِجَارَةِ

Абу Надры передавал: «Аббас приказывал мут’у, а Ибн Аль-Зубайр воспрещал её». Он сказал: «Я упомянул об этом Джабиру Ибн Абдулле и он сказал: «На обеих моих руках хадис (то есть, у меня есть много хадисов) о том, что мы совершали в мут’у вместе с Посланником Аллаха, а когда встал Умар (т.е. стал халифом — п.п.), он сказал: «Аллах разрешал Своему Посланнику что желал за то, что желал. И Коран уже утвердился на своих твердынях: «И исполняйте хадж и умру для Аллаха.» — Как приказал вам Аллах и полностью воздержитесь от никяха с этими женщинами, а если мне будет приведён мужчина исполнивший никях с женщиной до срока, то я обязательно забью его камнем».

Предание 1405-1 из Сахих Муслим

وَحَدَّثَنَا الْحَسَنُ الْحُلْوَانِيُّ حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ أَخْبَرَنَا ابْنُ جُرَيْجٍ قَالَ قَالَ عَطَاءٌ قَدِمَ جَابِرُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ مُعْتَمِرًا فَجِئْنَاهُ فِي مَنْزِلِهِ فَسَأَلَهُ الْقَوْمُ عَنْ أَشْيَاءَ ثُمَّ ذَكَرُوا الْمُتْعَةَ فَقَالَ نَعَمْ اسْتَمْتَعْنَا عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ

Ата сказал: «Прибыл Джабир Ибн Абдулла для исполнения умры и мы пришли к нему на место, где он остановился. Народ спрашивал его о (разных) вещах и затем упомянули муту и он сказал: «Да. Мы совершали муту при жизни Посланника Аллаха, а также Абу Бакра и Умара».

Предание 1405-2 из Сахих Муслим

حَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ رَافِعٍ حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ أَخْبَرَنَا ابْنُ جُرَيْجٍ أَخْبَرَنِي أَبُو الزُّبَيْرِ قَالَ سَمِعْتُ جَابِرَ بْنَ عَبْدِ اللَّهِ يَقُولُ كُنَّا نَسْتَمْتِعُ بِالْقَبْضَةِ مِنْ التَّمْرِ وَالدَّقِيقِ الْأَيَّامَ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَبِي بَكْرٍ حَتَّى نَهَى عَنْهُ عُمَرُ فِي شَأْنِ عَمْرِو بْنِ حُرَيْثٍ

От Джабир Ибн Абдулла: «Мы наслаждались вдовами за горсть фиников и муки при жизни Посланника Аллаха и Абу Бакра, пока этого не воспретил Умар после дела Амра Ибн Хариса».

Ибн Хиббан в своем Сахихе

 أَخْبَرَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ سَلْمٍ قَالَ : حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ إِبْرَاهِيمَ قَالَ : حَدَّثَنَا عُمَرُ بْنُ عَبْدِ الْوَاحِدِ ، عَنِ الْأَوْزَاعِيِّ قَالَ : حَدَّثَنِي أَسِيدُ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ قَالَ : حَدَّثَنِي خَالِدُ بْنُ دُرَيْكٍ ، أَنَّ مُطَرِّفًا عَادَ عِمْرَانَ بْنَ حُصَيْنٍ ، فَقَالَ لَهُ : إِنِّي مُحَدِّثُكَ حَدِيثًا ، فَإِنْ بَرِئْتُ مِنْ وَجَعِي ، فَلَا تُحَدِّثْ بِهِ ، وَلَوْ مَضَيْتُ لِشَأْنِي ، فَحَدِّثْ بِهِ ، إِنْ بَدَا لَكَ : إِنَّا اسْتَمْتَعْنَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، ثُمَّ لَمْ يَنْهَنَا عَنْهُ حَتَّى مَاتَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، رَأَى رَجُلٌ رَأْيَهُ .

تحقیق شعيب الأرنؤوط: إسناده صحيح، رجاله ثقات. عبد الرحمن بن إبراهيم: هو ابن عمرو العثماني، الملقب بدحيم.

وقوله: رأى رجل رأيه عني به عمر، انظر"الفتح" 3/433.

ناصر الدين الألباني: صحيح - ((صحيح ابن ماجه)) (2978).

3937 - Передают от Имрана Ибн Хусайна: "Воистину, мы совершали мут'а вместе с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и да приветствует, а потом, (несмотря на то, что) он, да благословит Аллах его и да приветствует, потом, (несмотря на то, что, Пророк) не запрещал нам этого до самой своей смерти, человек решил так, как он решил по своему усмотрению.

Исследование Шуайба Аль-Арнаута: Иснад предания - сахих (достоверный), все передатчики сига.

А под словами "человек решил так, как он решил (по своему усмотрению)" имеется ввиду Умар, см. Фатх аль-бари, 3/433.

Насируддин Аль-Албани: Сахих (См. Сахих Ибн Маджа) (2978).

 

Примечание Доводы.ру: Ибн Хиббан собрал в своей книге "Сахих" только достоверные, на его взгляд, хадисы.

Предание из Муснада Ахмад Ибн Ханбала

حَدَّثَنَا بَهْزٌ قَالَ وَحَدَّثَنَا عَفَّانُ قَالَا حَدَّثَنَا هَمَّامٌ حَدَّثَنَا قَتَادَةُ عَنْ أَبِي نَضْرَةَ قَالَ قُلْتُ لِجَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ إِنَّ ابْنَ الزُّبَيْرِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ يَنْهَى عَنْ الْمُتْعَةِ وَإِنَّ ابْنَ عَبَّاسٍ يَأْمُرُ بِهَا قَالَ فَقَالَ لِي عَلَى يَدِي جَرَى الْحَدِيثُ تَمَتَّعْنَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ عَفَّانُ وَمَعَ أَبِي بَكْرٍ فَلَمَّا وَلِيَ عُمَرُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ خَطَبَ النَّاسَ فَقَالَ إِنَّ الْقُرْآنَ هُوَ الْقُرْآنُ وَإِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ هُوَ الرَّسُولُ وَإِنَّهُمَا كَانَتَا مُتْعَتَانِ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِحْدَاهُمَا مُتْعَةُ الْحَجِّ وَالْأُخْرَى مُتْعَةُ النِّسَاءِ

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط مسلم رجاله ثقات رجال الشيخين غير أبي نضرة فمن رجال مسلم

تعليق احمد محمد شاكر : إسناده صحيح، و انظر 273 و 351

Передают от Абу Надра, что он сказал: «Я сказал Джабиру ибн Абдуллаху, что Ибн Зубейр запрещает мут'у, а Ибн Аббас дозволяет». Он (Джабир) ответил мне (Абу Надре): «Через меня проходил этот хадис, и мы заключали мут'а во времена Посланника Аллаха (с) - Аффан (один из передатчиков данной цепочки) добавил: «и (во времена) Абу Бакра» - но когда Умар пришел к власти, он обратился к людям и сказал: «Коран — тот же Коран, и Посланник Аллаха — тот же Посланник, и в его время существовало две мут'и: мут'а хаджа и мут'а женщин».

Комментарий Шуайба Аль-Арнаута: иснад - достоверный (сахих), согласно условиям Муслима. Все передатчики - передатчики как Бухари, так и Муслима, кроме Абу Надра, он один из передатчиков Муслима.

Комментарий Ахмад Мухаммад Шакира: иснад - достоверный (сахих), смотри 273 и 351.

Другое предание из Муснада Ахмад Ибн Ханбала

حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ، أَخْبَرَنَا ابْنُ جُرَيْجٍ، قَالَ عَطَاءٌ: حِينَ قَدِمَ جَابِرُ بْنُ عَبْدِ اللهِ مُعْتَمِرًا فَجِئْنَاهُ فِي مَنْزِلِهِ، فَسَأَلَهُ الْقَوْمُ عَنْ أَشْيَاءَ، ثُمَّ ذَكَرُوا لَهُ الْمُتْعَةَ، فَقَالَ: " نَعَمْ اسْتَمْتَعْنَا عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ حَتَّى إِذَا كَانَ فِي آخِرِ خِلَافَةِ عُمَرَ " رَضِيَ اللهُ عَنْهُ

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين.

تعليق احمد محمد شاكر : إسناده صحيح

Передают от от Джабир Ибн Абдуллаха: Прибыл Джабир Ибн Абдулла для исполнения умры и мы пришли к нему на место, где он остановился. Народ спрашивал его о (разных) вещах и затем упомянули мут'у и он сказал: «Да, мы заключали временные браки во времена Посланника Аллаха (с), Абу Бакра и Умара, вплоть до (того, что произошло в) последний период правления Умара».

Комментарий Шуайба Аль-Арнаута: иснад - достоверный (сахих), согласно условиям Бухари и Муслима.

Комментарий Ахмад Мухаммад Шакира: иснад - достоверный (сахих).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация