Са'лаби в своем тафсире
قال الثعلبي: قلت ولم يرخص في نكاح المتعة إلّا عمران بن الحصين وعبد الله بن عباس وبعض أصحابه وطائفة من أهل البيت.
Адрес:
Ахмад ибн Мухаммад ибн Ибрахим Ас-Са'лаби Абу Исхак (умер 427 х.) "Аль-кашф вал байан ан тафсир аль-Куръан", известный как "Толкование Са'лаби", раздел: толкование суры Женщины (4), аят 24, том 3, стр. 287, исследование: Аль-Имам Абу Мухаммад ибн Ашур, изд-во Дару ихйаи турасил араби, Бейрут, Ливан, издание первое, 1422 - 2002, в 10-ти томах.
Ахмад ибн Мухаммад ибн Ибрахим Ас-Са'лаби Абу Исхак (умер 427 х.) "Аль-кашф вал байан ан тафсир аль-Куръан", известный как "Толкование Са'лаби", раздел: толкование суры Женщины (4), аят 24, том 10, стр. 216, изд-во Дар ат-тафсир, издание первое, 1436 - 2015, в 10-ти томах.
Ас-Са'лаби утверждает: Я утверждаю, что (после Пророка) никто не считал мут'у (временный брак) дозволенным, кроме Имран Ибн Аль-Хусайна, Абдуллы Ибн Аббаса и некоторых его сподвижников, а также, группы из Ахл аль-бейт (семейства Посланника Аллаха).
Ибн Абд Аль-Барр в Ат-Тамхиде
وَأَمَّا الصَّحَابَةُ فَإِنَّهُمُ اخْتَلَفُوا فِي نِكَاحِ الْمُتْعَةِ فَذَهَبَ ابْنُ عَبَّاسٍ إِلَى إِجَازَتِهَا فَتَحْلِيلُهَا لَا خِلَافَ عَنْهُ فِي ذَلِكَ وَعَلَيْهِ أَكْثَرُ أَصْحَابِهِ مِنْهُمْ عَطَاءُ بْنُ أَبِي رَبَاحٍ وَسَعِيدُ بْنُ جبير وطاووس وَرُوِيَ تَحْلِيلُهَا أَيْضًا وَإِجَازَتُهَا عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ وَجَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّه
Адрес:
Ибн Абд аль-Барр, Абу Умар Юсуф ибн Абдулла ибн Мухаммад (умер 463 г.х.), "Ат-Тамхид", том 10, стр. 111, исследование: Мустафа ибн Ахмад Аль-Алави, Мухаммад Абд Аль-Кабир Аль-Бакри, изд-во Министерство вакуфов, Марокко, 1387 г.х., в 24-х томах.
Ибн Абд аль-Барр, Абу Умар Юсуф ибн Абдулла ибн Мухаммад (умер 463 г.х.), "Ат-Тамхид", том 10, стр. 111, исследование: Мустафа ибн Ахмад Аль-Алави, Мухаммад Абд Аль-Кабир Аль-Бакри, изд-во Мактабату Ибн Таймия, 1387 - 1967, в 26-ти томах.
Ибн Абд аль-Барр, Абу Умар Юсуф ибн Абдулла ибн Мухаммад (умер 463 г.х.), "Ат-Тамхид", том 6, стр. 536-537, исследование: Башар Аввад Маруф, Салим Мухаммад Амир и Мухаммад Башар Аввад, изд-во Муассиса Аль-Фуркан, Лондон, Великобритания, издание первое, 1439 - 2017, в 17-ти томах.
А что касается сподвижников, то у них имеются разногласия в дозволенности мут'а (временного брака) (после Пророка (с)), таким образом, Ибн Аббас считал дозволенным и халалом, и в этом (в том, что Ибн Аббас разрешал) имеется единогласное мнение, и на этом же мнении были большинство его сподвижников, такие, как Ата' ибн Абу Рабах, Саид Ибн Джубайр и Тавус. Также, передается, что Абу Саид Аль-Худри и Джабир Ибн Абдулла считали временный брак дозволенным (и после Пророка).
Ибн Хазм в Аль-Мухалла
وَقَدْ ثَبَتَ عَلَى تَحْلِيلِهَا بَعْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ جَمَاعَةٌ مِنْ السَّلَفِ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ - مِنْهُمْ مِنْ الصَّحَابَةِ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ - أَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ ، وَجَابِرُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ ، وَابْنُ مَسْعُودٍ .
وَابْنُ عَبَّاسٍ ، وَمُعَاوِيَةُ بْنُ أَبِي سُفْيَانَ ، وَعَمْرُو بْنُ حُرَيْثٍ ، وَأَبُو سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ ، وَسَلَمَةُ ، وَمَعْبَدٌ ابْنَا أُمَيَّةَ بْنِ خَلَفٍ
وَمِنْ التَّابِعِينَ: طَاوُسٌ، وَعَطَاءٌ، وَسَعِيدُ بْنُ جُبَيْرٍ، وَسَائِرُ فُقَهَاءِ مَكَّةَ أَعَزَّهَا اللَّهُ.
Адрес:
Ибн Хазм Аль-Андалуси, Абу Мухаммад Али ибн Ахмад ибн Саид (умер 456 г.х.), "Аль-Мухалла бил асар", книга: брака, раздел: вопрос о временном браке, том 9, стр. 129, исследование: доктор Абд Аль-Гаффар Сулейман Аль-Бандари, изд-во Дар аль-кутуб аль-илмия, Бейрут, Ливан, 2003 - 1424, издание третье, в 12-ти томах.
Ибн Хазм Аль-Андалуси, Абу Мухаммад Али ибн Ахмад ибн Саид (умер 456 г.х.), "Аль-Мухалла бил асар", книга: брака, раздел: вопрос о временном браке, том 9, стр. 129, изд-во Дар аль-фикр, в 12-ти томах.
Доказано, что его (временный брак, мут'а) разрешали (считали дозволенным) и после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, группа салафов (первых поколений мусульман), да будет доволен ими Аллах, среди них (такие) сподвижники, да будет доволен ими Аллах, (как) Асма' бинт Абу Бакр Ас-Сиддик, Джабир ибн Абдулла, Ибн Мас'уд, Ибн Аббас, Муавия Ибн Абу Суфьян, Амр Ибн Хурайс, Абу Саид Аль-Худри, Салама и Ма'бад дети Умаййа Ибн Халаф.
А из числа табеинов: Тавус, Ата', Саид ибн Джубайр и остальные факихи (правоведы) Мекки, да возвеличит их Аллах!
Ибн Хаджар подтвердил слова Ибн Хазма
وَأَمَّا مَا ذَكَرَهُ عَنِ التَّابِعِينَ فَهُوَ عِنْدَ عَبْدِ الرَّزَّاقِ عَنْهُمْ بِأَسَانِيدَ صَحِيحَةٍ
Адрес:
Ибн Хаджар Аль-Аскалани, Абу Аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад (умер 852 г.х.), "Фатх аль-бари", книга: брака, глава: о запрете посланником Аллаха (с) временного брака в конце, толкование хадиса 4827, том 9, стр. 79, изд-во Дарур рийан лит турас, 1407 - 1986, в 13-ти томах.
Ибн Хаджар Аль-Аскалани, Абу Аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад (умер 852 г.х.), "Фатх аль-бари", книга: брака, глава: о запрете посланником Аллаха (с) временного брака в конце, толкование хадиса 5117, том 9, стр. 174, изд-во Дарул ма'рифа, Бейрут, Ливан, 1379 г.х., в 13-ти томах.
Ибн Хаджар Аль-Аскалани, Абу Аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад (умер 852 г.х.), "Фатх аль-бари", книга: брака, глава: о запрете посланником Аллаха (с) временного брака в конце, толкование хадиса 5119, том 11, стр. 429, изд-во Дар тайба, Эр-Рияд, Саудовская аравия, издание первое, 2005 - 1426, в 17-ти томах.
А что касается табеинов, которых упомянул он (Ибн Хазм), то предания об этом дошли до нас в книге Абд Ар-Раззака по достоверным (сахих) цепочкам.
Ибн Абд Аль-Барр в Ат-Тамхиде
وَقَدْ كَانَ الْعُلَمَاءُ قَدِيمًا وَحَدِيثًا يُحَذِّرُونَ النَّاسَ مِنْ مَذْهَبِ الْمَكِّيِّينَ أَصْحَابِ ابْنِ عَبَّاسٍ وَمَنْ سَلَكَ سَبِيلَهُمْ فِي الْمُتْعَةِ وَالصَّرْفِ
Адрес:
Ибн Абд аль-Барр, Абу Умар Юсуф ибн Абдулла ибн Мухаммад (умер 463 г.х.), "Ат-Тамхид", том 10, стр. 115, исследование: Мустафа ибн Ахмад Аль-Алави, Мухаммад Абд Аль-Кабир Аль-Бакри, изд-во Министерство вакуфов, Марокко, 1387 г.х., в 24-х томах.
Ибн Абд аль-Барр, Абу Умар Юсуф ибн Абдулла ибн Мухаммад (умер 463 г.х.), "Ат-Тамхид", том 10, стр. 115, исследование: Мустафа ибн Ахмад Аль-Алави, Мухаммад Абд Аль-Кабир Аль-Бакри, изд-во Мактабату Ибн Таймия, 1387 - 1967, в 26-ти томах.
Ибн Абд аль-Барр, Абу Умар Юсуф ибн Абдулла ибн Мухаммад (умер 463 г.х.), "Ат-Тамхид", том 6, стр. 540, исследование: Башар Аввад Маруф, Салим Мухаммад Амир и Мухаммад Башар Аввад, изд-во Муассиса Аль-Фуркан, Лондон, Великобритания, издание первое, 1439 - 2017, в 17-ти томах.
Все, как ранние, так и поздние ученые предостерегали людей от школы мекканских (ученых), (то есть), учеников Ибн Аббаса и всех тех, кто следовал их примеру в вопросе мут'а и сарфе.
Бадр Ад-Дин Аль-Айни в Нухаб аль-афкар
ص: قال أبو جعفر -رحمه الله-: فذهب قوم إلى هذه الآثار فقالوا: لا بأس أن يتمتع الرجل من المرأة أيامًا معلومة بشيء [معلوم] فإذا مضت تلك الأيام حرمت عليه لا بطلاق ولكن بانقضاء المدة التي كانا تعاقدا على المتعة فيها, ولا يتوارثان بذلك في قولهم.
ش: أراد بالقوم هؤلاء: عطاء بن أبي رباح وسعيد بن جبير وطاوس بن كيسان وسائر فقهاء مكة، فإنهم قالوا: لا بأس بالمتعة.
Адрес:
Бадр Ад-Дин Аль-Айни, Абу Мухаммад Махмуд ибн Ахмед ибн Муса (умер 855), "Нухаб аль-афкар", книга: никаха, глава: мут'а, том 10, стр. 342, исследование: Абу Тамим Ясиб ибн Ибрахим, изд-во Министерство вакуфов, Катар, издание первое, 1429 - 2008, в 19-ти томах (16 + 3 тома оглавления).
Абу Джаафар (Ат-Тахави) сказал: Группа людей придерживается этих преданий (о дозволенности временного брака), утверждая, что дозволено мужчине наслаждаться женщиной определенное время за (определенную) вещь, и когда срок заканчивается, она становится ему запретной без какого-либо развода (талака), а исключительно по истечению срока, в течении которого стороны договаривались пребывать в мут'а. И между ними нет наследования.
(Аль-Айни):
Под группой людей он имеет ввиду: Ата' Ибн абу Рабах, Саид Ибн Джубайр, Тавус Ибн Кайсан и другие факихи (ученые) Мекки. Воистину, они дозволяли временный брак
Аль-Куртуби в своем толковании
وقال أبو عمر : أصحاب ابن عباس من أهل مكة واليمن كلهم يرون المتعة حلالا على مذهب ابن عباس
Адрес:
Шамссуддин Аль-Куртуби, Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад (умер 671 г.х.), "Аль-Джами ли-ахками аль-Куран", известный как "Толкование Куртуби", раздел: толкование 24-го аяту суры Женщины, том 5, стр. 133, исследование: Ахмад Аль-Бардуни и Ибрахим Атфиш, изд-во Дар аль-кутуб аль-мисрия, Каир, Египет, издание второе, 1384 - 1964, в 20-ти томах.
Шамссуддин Аль-Куртуби, Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад (умер 671 г.х.), "Аль-Джами ли-ахками аль-Куран", известный как "Толкование Куртуби", раздел: толкование 24-го аяту суры Женщины, том 5, стр. 117, изд-во Дар аль-фикр, Бейрут, Ливан, 20-ти томах.
Шамссуддин Аль-Куртуби, Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад (умер 671 г.х.), "Аль-Джами ли-ахками аль-Куран", известный как "Толкование Куртуби", раздел: толкование 24-го аяту суры Женщины, том 6, стр. 221, исследование: Абдулла ибн Абдулмухсин Ат-Турки, изд-во Муассиса ар-рисаля, Бейрут, Ливан, издание первое, 1427 - 2006, в 24-ти томах.
Абу Умар (Ибн Абд Аль-Барр) сказал: «Ученики ибн Аббаса из числа жителей Мекки и Йемена – все они считали мут'у дозволенной, согласно мнению ибн Аббаса».
Ибн Кудама в Аль-Мугни
وَحُكِيَ عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ، أَنَّهَا جَائِزَةٌ. وَعَلَيْهِ أَكْثَرُ أَصْحَابِ عَطَاءِ وَطَاوُسٍ. وَبِهِ قَالَ ابْنُ جُرَيْجٍ وَحُكِيَ ذَلِكَ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ، وَجَابِرٍ وَإِلَيْهِ ذَهَبَ الشِّيعَةُ؛ لِأَنَّهُ قَدْ ثَبَتَ أَنَّ النَّبِيَّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - أَذِنَ فِيهَا
Адрес:
Ибн Кудама, Абу Мухаммад Муваффакуддин Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад (умер 620 г.х), "Аль-Мугни", книга: никаха, раздел: вопрос о временном браке, том 7, стр. 178, изд-во Мактабату аль-Кахира, 1388 х. - 1968, в 10-ти томах.
Ибн Кудама, Абу Мухаммад Муваффакуддин Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад (умер 620 г.х), "Аль-Мугни", книга: никаха, раздел: вопрос о временном браке, том 7, стр. 136, изд-во Дару ихйаи турасил араби, издание первое, 1405 - 1985, в 10-ти томах.
Ибн Кудама, Абу Мухаммад Муваффакуддин Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад (умер 620 г.х), "Аль-Мугни", книга: никаха, раздел: вопрос о временном браке, том 10, стр. 46, исследование: Абдуллах ибн Абд Аль-Мухсин Ат-Турки и Абд Аль-Фаттах Аль-Халв, изд-во Дару а́лямиль кутуб, издание третье, 1417 х. - 1997, в 15-ти томах.
Передаётся от ибн Аббаса, что мут'а является дозволенной, и такого мнения придерживается большинство его учеников, в том числе Ата' и Тавус. Такое же мнение выразил ибн Джурайх, ссылаясь на слова Абу Са'ида аль-Худри и Джабира. Также это мнение разделяют шииты, потому как достоверно известно, что Пророк (с) дозволил её.