Предание 1497 из Сахих Бухари
حَدَّثَنَا مُوسَى بْنُ إِسْمَاعِيلَ حَدَّثَنَا هَمَّامٌ عَنْ قَتَادَةَ قَالَ حَدَّثَنِي مُطَرِّفٌ عَنْ عِمْرَانَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ تَمَتَّعْنَا عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَنَزَلَ الْقُرْآنُ قَالَ رَجُلٌ بِرَأْيِهِ مَا شَاءَ
Адрес:
Сахих Бухари, книга: хаджа, глава: хаджж ат-таматту во времена посланника Аллаха (с), том 2, стр. 569, хадис 1497, изд-во Дару Ибн Касир, 1414 г.л.х. - 1993 г., в 7-ми томах.
Сахих Бухари, книга: хаджа, глава: хаджж ат-таматту во времена посланника Аллаха (с), том 2, стр. 144, хадис 1571, исследование: Мухаммад Зухайр ибн Насир Ан-Насир, изд-во Дару Таук Ан-Наджат, Бейрут, Ливан, издание первое, 1422 г.л.х, в 9-и томах.
Сахих Бухари, книга: хаджа, глава 22: хаджж ат-таматту во времена посланника Аллаха (с), том 1, стр. 353, хадис 741 (1571), русскоязычное издание в 2-х томах.
Сахих Бухари, книга 25: Хаджа, глава 36: хаджж ат-таматту во времена посланника Аллаха (с), стр. 382, хадис 1571, изд-во Дару Ибн Касир, Дамаск - Бейрут, издание первое, 2002 - 1423, в 1-м томе.
Сообщается, что ‘Имран, да будет доволен им Аллах, сказал:
«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы совершали “мут'а‘”, и (об этом) был ниспослан (айат) Корана, (и тогда, один) человек (имеется ввиду Умар) высказал об этом то мнение, которое пожелал”».
Предание 4246 из Сахих Бухари
حَدَّثَنَا مُسَدَّدٌ ، حَدَّثَنَا يَحْيَى ، عَنْ عِمْرَانَ أَبِي بَكْرٍ ، حَدَّثَنَا أَبُو رَجَاءٍ ، عَنْ عِمْرَانَ بْنِ حُصَيْنٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا ، قَالَ : أُنْزِلَتْ آيَةُ المُتْعَةِ فِي كِتَابِ اللَّهِ ، فَفَعَلْنَاهَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، وَلَمْ يُنْزَلْ قُرْآنٌ يُحَرِّمُهُ ، وَلَمْ يَنْهَ عَنْهَا حَتَّى مَاتَ ، قَالَ : رَجُلٌ بِرَأْيِهِ مَا شَاءَ
Адрес:
Сахих Бухари, книга толкования Корана, глава: и кто-нибудь захочет после умры совершить хаджж (Корова, 196), том 4, стр. 1642, хадис 4246, изд-во Дару Ибн Касир, 1414 г.л.х. - 1993 г., в 7-ми томах.
Сахих Бухари, книга толкования Корана, глава: и кто-нибудь захочет после умры совершить хаджж (Корова, 196), том 6, стр. 27, хадис 4518, исследование: Мухаммад Зухайр ибн Насир Ан-Насир, изд-во Дару Таук Ан-Наджат, Бейрут, Ливан, издание первое, 1422, в 9-и томах.
Сахих Бухари, книга 65: толкования Корана, глава 33: и кто-нибудь захочет после умры совершить хаджж (Корова, 196), стр. 1107, хадис 4518, изд-во Дару Ибн Касир, Дамаск - Бейрут, издание первое, 2002 - 1423, в 1-м томе.
Передают от Имран Ибн Хусейна: «Был ниспослан (айат) Корана о мут'а и мы совершали ее вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не был ниспослан аят, который бы запретил это, пока не умер (Пророк). (И тогда, один) человек (имеется ввиду Умар) высказал об этом то мнение, которое пожелал”».
Комментарий Ибн Хаджара к хадису из Сахих Бухари
تَقَدَّمَ شَرْحُهُ وَأَنَّ الْمُرَادَ بِالرَّجُلِ فِي قَوْلِهِ هُنَا " قَالَ رَجُلٌ بِرَأْيِهِ مَا شَاءَ " هُوَ عُمَرُ .
Адрес:
Абу Аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Хаджар Аль-Аскалани (умер 852 х.), "Фатх аль-бари шарха сахих аль-Бухари", книга: толкования Корана, глава: и кто-нибудь захочет после умры совершить хаджж (Корова, 196), толкование хадиса 4246, том 8, стр. 186, изд-во Дарул марифа, Бейрут, Ливан, 1379 х., в 13-ти томах
Абу Аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Хаджар Аль-Аскалани (умер 852 х.), "Фатх аль-бари шарха сахих аль-Бухари", книга: толкования Корана, глава: и кто-нибудь захочет после умры совершить хаджж (Корова, 196), толкование хадиса 4246, том 8, стр. 34, изд-во Дар Ар-рийан лит турас, 1407 х. - 1986 г., в 13-ти томах
Абу Аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Хаджар Аль-Аскалани (умер 852 х.), "Фатх аль-бари шарха сахих аль Бухари", книга: толкования Корана, глава: и кто-нибудь захочет после умры совершить хаджж (Корова, 196), толкование хадиса 4518, том 9, стр. 676, изд-во Дар тайба, Эр-Рияд, Саудовская Аравия, издание первое, 2005 - 1426 г.х., в 17-ти томах
Мы ранее разъясняли, что под словами "человек высказал об этом то мнение, которое пожелал" подразумевается Умар.
Предание 1226-0 из Сахих Муслим
وَحَدَّثَنَا زُهَيْرُ بْنُ حَرْبٍ حَدَّثَنَا إِسْمَعِيلُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ حَدَّثَنَا الْجُرَيْرِيُّ عَنْ أَبِي الْعَلَاءِ عَنْ مُطَرِّفٍ قَالَ قَالَ لِي عِمْرَانُ بْنُ حُصَيْنٍ إِنِّي لَأُحَدِّثُكَ بِالْحَدِيثِ الْيَوْمَ يَنْفَعُكَ اللَّهُ بِهِ بَعْدَ الْيَوْمِ وَاعْلَمْ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَدْ أَعْمَرَ طَائِفَةً مِنْ أَهْلِهِ فِي الْعَشْرِ فَلَمْ تَنْزِلْ آيَةٌ تَنْسَخُ ذَلِكَ وَلَمْ يَنْهَ عَنْهُ حَتَّى مَضَى لِوَجْهِهِ ارْتَأَى كُلُّ امْرِئٍ بَعْدُ مَا شَاءَ أَنْ يَرْتَئِيَ
Адрес:
Муслим ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, том 1, стр. 562, хадис 1226, исследование: Абу Кутайба Назар Мухаммад Аль-Фарйаби, изд-во Дару тайба, Эр-Рияд, КСА, издание первое, 2006 г., в 2-х томах.
Муслим ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, том 2, стр. 898, хадис 1226, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, изд-во Дару ихйаи турасил араби, Бейрут, Ливан, в пяти томах.
Муслим ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, том 2, стр. 898, хадис 1226, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, Бейрут, Ливан, в пяти томах.
Муслим ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, стр. 268, хадис 1226-0, изд-во Академия познания, Казань, РФ, издание первое, 2008 г., в одном томе.
Передают от Мутррифа, сказавшего: «Имран Ибн Хусайн сказал мне: «Сегодня я передам тебе хадис, которым Аллах завтра принесёт тебе пользу и знай, что Посланник Аллаха (с) разрешил совершить умру группе своих близких в (первую) декаду (месяца Хуль-Хиджа) и не было ниспослано какого-то аята, который отменял бы это или воспрещал это, вплоть до той поры, пока он не минул к лику Его. А теперь каждый человек понимает (этот вопрос), так, как ему хочеться понимать».
Предание 1226-1 из Сахих Муслим
وَحَدَّثَنَاه إِسْحَقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ وَمُحَمَّدُ بْنُ حَاتِمٍ كِلَاهُمَا عَنْ وَكِيعٍ حَدَّثَنَا سُفْيَانُ عَنْ الْجُرَيْرِيِّ فِي هَذَا الْإِسْنَادِ وَقَالَ ابْنُ حَاتِمٍ فِي رِوَايَتِهِ ارْتَأَى رَجُلٌ بِرَأْيِهِ مَا شَاءَ يَعْنِي عُمَرَ
Адрес:
Муслим ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, том 2, стр. 898, хадис 1226, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, Бейрут, Ливан, в пяти томах.
Муслим ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, том 2, стр. 898, хадис 1226, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, изд-во Дару ихйаи турасил араби, Бейрут, Ливан, в пяти томах.
Муслим ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, том 1, стр. 562, хадис 1226, исследование: Абу Кутайба Назар Мухаммад Аль-Фарйаби, изд-во Дару тайба, Эр-Рияд, КСА, издание первое, 2006 г., в 2-х томах.
Ибн Хатим сказал в своем предании: (Под словами ) «А теперь каждый человек понимает (религию), так, как ему хочеться понимать» подразумевается Умар.
Предание 1226-2 из Сахих Муслим
١٦٩ - (١٢٢٦) وَحَدَّثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ ، حَدَّثَنَا عِيسَى بْنُ يُونُسَ ، حَدَّثَنَا سَعِيدُ بْنُ أَبِي عَرُوبَةَ ، عَنْ قَتَادَةَ ، عَنْ مُطَرِّفِ بْنِ عَبْدِ اللهِ بْنِ الشِّخِّيرِ ، عَنْ عِمْرَانَ بْنِ الْحُصَيْنِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: « اعْلَمْ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ جَمَعَ بَيْنَ حَجٍّ وَعُمْرَةٍ، ثُمَّ لَمْ يَنْزِلْ فِيهَا كِتَابٌ، وَلَمْ يَنْهَنَا عَنْهُمَا رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ فِيهَا رَجُلٌ بِرَأْيِهِ مَا شَاءَ ».
Адрес:
Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, том 2, стр. 899, хадис 1226, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, Бейрут, Ливан, в пяти томах.
Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, том 2, стр. 899, хадис 1226, изд-во Дару ихйаи турасил араби, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, Бейрут, Ливан, в пяти томах.
Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, том 1, стр. 563, хадис 1226, изд-во Дару тайба, исследование: Абу Кутайба Назар Мухаммад Аль-Фарйаби, Эр-Рияд, КСА, 2006 г., издание первое, в 2-х томах.
Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, "Сахих", книга: хаджа, глава: о дозволенности ат-таматту'а, стр. 268, хадисы 1226-2, изд-во Академия познания, Казань, РФ, 2008 г., издание первое, в одном томе.
Передают со слов Имрана Ибн Хасына, сказавшего: «Знай, что Посланник Аллаха, совместил хадж и умру и затем о ней (мут’е) не было ниспослано Книги и Посланник Аллаха, не воспрещал нам оба (паломничества). А некий мужчина высказался об этом на основании своего собственного мнения как себе захотелось!»
Ибн Хиббан в своем Сахихе
أَخْبَرَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ سَلْمٍ قَالَ : حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ إِبْرَاهِيمَ قَالَ : حَدَّثَنَا عُمَرُ بْنُ عَبْدِ الْوَاحِدِ ، عَنِ الْأَوْزَاعِيِّ قَالَ : حَدَّثَنِي أَسِيدُ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ قَالَ : حَدَّثَنِي خَالِدُ بْنُ دُرَيْكٍ ، أَنَّ مُطَرِّفًا عَادَ عِمْرَانَ بْنَ حُصَيْنٍ ، فَقَالَ لَهُ : إِنِّي مُحَدِّثُكَ حَدِيثًا ، فَإِنْ بَرِئْتُ مِنْ وَجَعِي ، فَلَا تُحَدِّثْ بِهِ ، وَلَوْ مَضَيْتُ لِشَأْنِي ، فَحَدِّثْ بِهِ ، إِنْ بَدَا لَكَ : إِنَّا اسْتَمْتَعْنَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، ثُمَّ لَمْ يَنْهَنَا عَنْهُ حَتَّى مَاتَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، رَأَى رَجُلٌ رَأْيَهُ .
تحقیق شعيب الأرنؤوط: إسناده صحيح، رجاله ثقات. عبد الرحمن بن إبراهيم: هو ابن عمرو العثماني، الملقب بدحيم.
وقوله: رأى رجل رأيه عني به عمر، انظر"الفتح" 3/433.
ناصر الدين الألباني: صحيح - ((صحيح ابن ماجه)) (2978).
Адрес:
Мухаммад ибн Хиббан Абу Хатим Ад-Дарими (умер 354), "Сахих", книга: хаджа, глава: о том, что дошло о его хадже и умре, том 9, стр. 244, хадис 3937, исследование: Шуайб Аль-Арнаут, изд-во Муассиса ар-рисаля, Бейрут, Ливан, издание второе, 1993 - 1414, в 18-ти томах (один из них - содержание).
Мухаммад ибн Хиббан Абу Хатим Ад-Дарими (умер 354), "Аль-Ихсан фи такриби сахих ибн Хиббан", книга: Хаджа, глава: о том, что дошло о его хадже и умре, стр. 1072, хадис 3937, исследование: Шейх Халил ибн Мамун Шиха, изд-во Дар аль-марифа, Бейрут, Ливан, издание первое, 2004 - 1425, в одном томе.
Мухаммад ибн Хиббан Абу Хатим Ад-Дарими (умер 354), "Сахих", книга: Хаджа, глава: о том, что дошло о его хадже и умре, том 9, стр. 244, хадис 3937, исследование: Шуайб Аль-Арнаут, изд-во Муассиса ар-рисаля, Бейрут, Ливан, издание первое, 1988 - 1404, в 18-ти томах (один из них - содержание).
Абу Абд Ар-Рахман Мухаммад Насируддин Аль-Албани (умер 1320 х.), "Аль-Таликат аль-хисан ала сахих ибн Хиббан", книга: хаджа, глава: о том, что дошло о его хадже и умре, том 6, стр. 113, хадис 3926, изд-во Дару Ба вазир, Джидда, КСА, издание первое, 2003 - 1424, в 12-ти томах.
3937 - Передают от Имрана Ибн Хусайна: "Воистину, мы совершали мут'а вместе с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и да приветствует, а потом, (несмотря на то, что) он, да благословит Аллах его и да приветствует, не запрещал нам этого до самой своей смерти, человек решил так, как он решил по своему усмотрению.
Исследование Шуайба Аль-Арнаута: Иснад предания - сахих (достоверный), все передатчики сига.
А под словами "человек решил так, как он решил (по своему усмотрению)" имеется ввиду Умар, см. Фатх аль-бари, 3/433.
Насируддин Аль-Албани: Сахих (См. Сахих Ибн Маджа) (2978).
Примечание Доводы.ру: Ибн Хиббан собрал в своей книге "Сахих" только достоверные, на его взгляд, хадисы.
Ибн Абд Ар-Раззак в Мусаннафе
قَالَ ابْنُ جُرَيْجٍ: وَأَخْبَرَنِي مَنْ أُصَدِّقُ، أَنَّ عَلِيًّا، قَالَ بِالْكُوفَةِ: " لَوْلَا مَا سَبَقَ مِنْ رَأْيِ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ - أَوْ قَالَ: مِنْ رَأْيِ ابْنِ الْخَطَّابِ - لَأَمَرْتُ بِالْمُتْعَةِ، ثُمَّ مَا زَنَا إِلَّا شَقِيٌّ "
Адрес:
Абу Бакр Абд Ар-Раззак ибн Хамам ибн Нафе Аль-Хумайри Аль-Йамани Ас-Санаани (умер 211 х.), "Аль-Мусаннаф", книга: развода, раздел: о временном браке, том 7, стр. 500, хадис 14021, исследование: Хабиб Ар-Рахман Аль-Азами, изд-во Аль-маджлис аль-илми - Аль-Мактаб аль-ислами, Индия - Ливан, издание второе, 1403 х., в 11-ти томах.
Ибн Джурайх передал: Мне передал правдивый человек, что Али в Куфе сказал: «Если бы не прихоть (ра'й) Умар Ибн Аль-Хаттаба - или сказал: «если бы не прихоть (ра'й) сына Хаттаба» - то я приказывал бы мут'у, и тогда никто не совершал бы прелюбодеяние (зина), кроме несчастного».