Скачать статью в формате:
  1. Вступление
  2. Часть первая: О достоверных суннитских преданиях, не содержащих вставку «и имя его отца - подобно имени моего отца»
  3. Часть вторая: Суннитские предания с содержанием вставки «и имя его отца - подобно имени моего отца»
  4. Вывод

Часть вторая: Суннитские предания с содержанием вставки «и имя его отца - подобно имени моего отца»

Анализ иснада этих преданий

Предания первой группы, это предания, в конце которых не приводится вставка «и имя его отца - подобно имени моего отца» и согласно суннитским критериям их иснад - полон и совершенен, и даже достигает уровня «таватура». Однако предания второй группы, которые используются для аргументации против шиитов, в своем большинстве являются слабыми преданиями, и лишены достоверности. Вначале приступим к разбору и анализу цепочки передатчиков тех хадисов.

  1. Передача Тамима Дари от Посланника Аллаха

Ибн Хиббан приводит этот хадис в своей книге «Китаб аль маджрухин»:

(عبد الله بن السري المدائني) روى عن أبي عمران الجوني عن مجالد بن سعيد عن الشعبي عن تميم الداري قال: قلت يا رسول الله رأيت للروم مدينة يقال لها أنطاكية ما رأيت أكثر مطرا منها فقال النبي(ص): نعم وذلك أن فيها التوراة وعصا موسى ورضراض الألواح وسرير سليمان بن داود في غار... فلا تذهب الأيام ولا الليالي حتى يسكنها رجل من عترتي اسمه اسمي واسم أبيه اسم أبي  يشبه خلقه لخلقي وخلقه خلقي يملأ الدنيا قسطا وعدلا كما ملئت ظلما وجورا

«Тамим Дари говорит, что обратился к пророку со словами: «В Риме я видел город под названием Антакийя (Антиохия - расположена на территории современной Турции), где много дождей». На что он ответил: «Да это так, потому, что в этом городе хранится Тора, посох Моисея, обрывки свитков, и трон Соломона также находится там в пещере. Но не пройдут дни и ночи, как там станет жить один из моих потомков, чье имя - подобно моему, и будет похож на меня нравом и внешностью, и наполнит мир справедливостью и равноправием, подобно тому, как наполнен, будет он гнетом и несправедливостью».

Ат-тамими аль Басти, Абу Хатам Мухаммад ибн Хиббан ибн Ахмад (год смерти 354 г.л.х.), «Аль Маджрухин минал мухаддисин вад-дуафа вал матрукин», том 2, стр. 34, исследовательская работа Махмуд Ибрахим Зайед, изд-во «Дар аль ва'й», Алеппо, издание первое, год издания 1396 г.л.х.

Признание Ибн Хиббана и других суннитских ученых вымышленности данного предания

Сам Ибн Хиббан, перед тем как начать повествовать этот хадис об Абдулле ибн Сирри от Тамима Дари, говорит: «Он приводит нелепые предания от Абу Имрана Джуни, которые вымышлены и их недопустимо повествовать». И в качестве примера упоминает один из тех преданий, который мы приведем ниже:

عبد الله بن السري المدائني شيخ يروي عن أبي عمران الجوني العجائب التي لا يشك من هذا الشأن صناعته أنها موضوعة  لا يحل ذكره في الكتب إلا على سبيل الإنباه عن أمره لمن لا يعرفه، روى عن أبي عمران الجوني عن مجالد بن سعيد عن الشعبي عن تميم الداري قال:... حتى يسكنها رجل من عترتي اسمه اسمي واسم أبيه اسم أبي....

«Абдулла ибн Сирри Мадаини - шейх, который передает от Абу Имрана аль Джуни странные вещи, несомненно сфабрикованные им самим, которые недозволенно упоминать в книгах, но их можно приводить лишь с целью ознакомления других, кто не имеет представления о нем. Затем передал от Абу Имрана аль Джуни, от Маджалида ибн Саида, от Ша'ба, от Тамима Дари, что он сказал: «Пока не станет жить там один из моих потомков, чье имя, будет похоже на мое имя, и имя его отца - подобно имени моего отца» (Предыдущий источник).

Шамсуддин Аз-захаби и Джалалуддин Суюти также, прежде чем привести предание от Тамима Дари, передают мнение Ибн Хиббана о нем:

قال ابن حبان: عبد الله يروي عن أبي عمران الجوني العجائب التي لا تشك أنها موضوعة.

«Ибн Хиббан сказал: Абдулла ибн Сирри Мадаини - шейх, который приводит от Абу Имрана аль Джуни нелепые вещи, несомненно измышленные им самим».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Мизан аль и'тидал», том 4, стр. 106, исследовательская работа шейха Адела Ахмада Абдул Мауджуда и шейха Али Мухаммада Мауввада, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1995 г.

Суюти, Джалалуддин Абул Фадл Абдур-рахман ибн Аби Бакр (год смерти 911 г.л.х.), «Аль Али аль маснуа филь ахадис аль маудуа», том 1, стр. 424, исследовательская работа Абу Абдур-рахмана Салаха ибн Мухаммада ибн Авида, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1417 г.л.х., 1996 г.

Абул Фарадж ибн аль Джузи подвергает критике содержание хадиса и говорит:

هذا حديث لا يصح عن رسول الله.

«Предание недостоверное и не может быть передано от Посланника Аллаха».

Ибн Джузи аль Ханбали, Джамалуддин Абул Фарадж Абдур-рахман ибн Али ибн Мухаммад (год смерти 597 г.л.х.), «Аль Маудуат», том 1, стр. 362, исследовательская работа Тауфика Хамдана, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1415 г.л.х., 1995 г.

Шамсуддин Захаби также в другом месте посчитал этот хадис слабым с точки зрения иснада и признал его «мункаром»:

هذا حديث منكر ضعيف الإسناد رواه الخطيب في تاريخه عن أحمد بن الحسن بن خيرون عن بن بطحاء.

«Этот хадис - «мункар» и со слабым иснадом, который приводит Хатиб в «Тарихе» от Ахмада ибн аль Хасана ибн Хейруна, от Ибн Батха».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Тазкират аль хуффаз», том 2, стр. 765, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое.

  1. Передача Курры ибн Ияса Музани от Посланника Аллаха

От Мухаммада ибн Абдуса ибн Камила Ас-сираджа, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Нейзака, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Садака от Мухаммада ибн Яхьи аль Азди, от Дауда ибн аль Мухаббара ибн Кахзама, от Аби аль Мухаббара ибн Кахзама, от Муавии ибн Курры от его отца, что Посланник Аллаха сказал:

حدثنا محمد بن عَبْدُوِسِ بن كَامِلٍ السِّرَاجُ ثنا أَحْمَدُ بن مُحَمَّدِ بن نِيزَكٍ ح وَحَدَّثَنَا أَحْمَدُ بن مُحَمَّدِ بن صَدَقَةَ ثنا محمد بن يحيى الأَزْدِيُّ قَالا ثنا دَاوُدُ بن الْمُحَبَّرِ بن قَحْذَمَ حدثني أبي الْمُحَبَّرُ بن قَحْذَمَ عن مُعَاوِيَةَ بن قُرَّةَ عن أبيه قال: قال رسول اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم: لَتُمْلأَنَّ الأَرْضُ ظُلْمًا وَجَوْرًا كما مُلِئَتْ قِسْطًا وَعَدْلا حتى يَبْعَثَ اللَّهُ رَجُلا مِنِّي اسْمُهُ اسْمِي وَاسْمُ أبيه اسْمُ أبي فَيَمْلأَهَا قِسْطًا وَعَدْلا كما مُلِئَتْ ظُلْمًا وَجَوْرًا يَلْبَثُ فِيكُمْ سَبْعًا أو ثَمَانِيًا فَإِنْ كَثُرَ فَتِسْعًا لا تَمْنَعُ السَّمَاءُ قَطْرِهَا وَلا الأَرْضُ شيئا من نَبَاتِهَا.

«И наполнится земля злом и несправедливостью, как была полна она справедливости и правосудия, пока не ниспошлет Аллах человека из моего семейства, чье имя - подобно моему, и имя его отца - подобно имени моего отца, он наполнит мир справедливостью, подобно тому, как царила в нем тирания и гнет. Он проведет среди вас семь или восемь, или больше (девять лет), и небеса не перестанут низвергать дожди на землю, земля же не перестанет давать плоды».

Ат-табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», том 32, стр. 19, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-салафи, изд-во «Мактабат аз-захра», Маусель, Ирак, издание второе, год издания 1404 г.л.х., 1983 г.

Ибн Асакир Ад-дамешки Аш-шафеи, Абиль Касим Али ибн аль Хасан ибн Хебатулла ибн Абдулла (год смерти 571 г.л.х.), «Тарих мадинат ад-дамешк», том 49, стр. 296, исследовательская работа Мухиббуддина Аби Саида Умара ибн Гарама аль Амри, издатель «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1995 г.л.х.

Признание суннитских ученых недостоверности иснада этого хадиса

Манави после повествования данного хадиса в его продолжении приводит от Курры ибн Ияса Музани:

لتملأن الأرض جورا وظلما الجور الظلم يقال جار في حكمه جورا إذا ظلم فجمع بينهما إشارة إلى أنه ظلم بالغ مضاعف فإذا ملئت جورا وظلما يبعث الله رجلا مني أي من أهل بيتي اسمه اسمي واسم أبيه اسم أبي فيملؤها عدلا وقسطا العدل خلاف الجور وكذا القسط وجمع بينهما لمثل ما تقدم في ضده كما ملئت جورا وظلما فلا تمنع السماء شيئا من قطرها ولا الأرض شيئا من نباتها يمكث فيكم سبعا أو ثمانيا فإن أكثر فتسعا يعني من السنين وهذا هو المهدي المنتظر خروجه آخر الزمان البزار طب وكذا في الأوسط عن قرة بن إياس المزني بضم الميم وفتح الزاي قال الهيثمي رواه من طريق داود بن المحبر عن أبيه وكلاهما ضعيف

«Аль Хейсами, который сообщил от Дауда ибн Мухаббара от его отца, но оба они - слабые передатчики».

Аль Манави, Мухаммад Абдур-рауф ибн Али ибн Зейд аль Абидин (год смерти 1031 г.л.х.), «Фейд аль кадир шарх аль джаме ас-сагир», том 5, стр. 262, изд-во «Аль мактаба ат-тиджария аль кубра», Египет, издание первое, год издания 1356 г.л.х.

В иснаде вышеприведенного предания, некоторые передатчики признаны слабыми:

  1. Ахмад ибн Мухаммад ибн Нейзак

Шамсуддин Захаби в книгах «Мугни» и «Мизан аль и'тидал» передает от Ибн Укды, что об Ахмаде существует заключение:

أحمد بن محمد بن نيزك عن أبي اسامة قال ابن عقدة: في امره نظر.

 Ахмад ибн Мухаммад ибн Нейзак от Аби Усамы, от Ибн Укды: «В отношении него есть некое заключение».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Аль Мугни», том 1, стр. 57, исследовательская работа д. Нуруддина Атра, согласно программе «Джаме аль кабир».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Мизан аль и'тидал», том 1, стр. 296, исследовательская работа шейха Адела Ахмада Абдул Мауджуда и шейха Али Мухаммада Мауввада, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1995 г.

Захаби в «Кашифе» откровенно пишет свое мнение о нем, говоря:

أحمد بن محمد بن نيزك أبو جعفر... فيه كلام، مات 248 ت

«Ахмад ибн Мухаммад ибн Нейзак Абу Джафар... по поводу него есть некое мнение и суждение. Он скончался в 248 году лунной хиджры».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Аль Кашеф фи марифат ман лаху ривая филь кутуб вас-сунна», том 1, стр. 203, исследовательская работа Мухаммада Аввамы, изд-во «Дар аль кибла лис-сакафа аль исламия», организация «Улув», Джидда, издание первое, год издания 1413 г.л.х., 1992 г.

  1. Дауд ибн аль Мухаббар

Второй передатчик признанный слабым в нашем иснаде - это Дауд ибн аль Мухаббар. Бухари считает его «мункар аль хадис» (слабый или единственный передатчик хадиса):

داود بن المحبر منكر الحديث شبه لا شيء كان لا يدري ما الحديث.

«Дауд ибн аль Мухаббар» является «мункар аль хадис», он не представляет ценности, ибо не знал, что такое хадис».

Аль Бухари аль Джу’фи, Абдулла Мухаммад ибн Исмаил (год смерти 256 г.л.х.), «Ад-дуафа ас-сагир», том 1, стр. 42, исследовательская работа Махмуда Ибрахима Зайеда, изд-во «Дар аль Ва'й», Алеппо, издание первое, год издания 1396 г.л.х.

Нуруддин Хейсами также говорит:

دَاوُدَ بْنَ الْمُحَبَّرِ كَذَّابٌ.

«Он - лжец».

Аль Хейсами, Харес ибн Аби Усама, Аль Хафез Нуруддин (год смерти 282 г.л.х.), «Буг'ят аль бахес ан заваед маснад аль Харес», том 1, стр. 321, исследовательская работа Хусейна Ахмада Салиха аль Бакери, изд-во «Марказ хидмат ас-сунна вас-сира ан-набавийя», Благословенная Медина, издание первое, год издания 1413 г.л.х., 1992 г.

Абу Наим Исфахани пишет:

داود بن المحبر بن قحذم أبو سليمان حدث بمناكير في العقل... كذبه أحمد بن حنبل والبخاري رحمهما الله.

«Дауд ибн аль Мухаббар ибн Кахзама - обладатель хадисов-мункаров, которые противоречат логике. Ахмад ибн Ханбал и Бухари признали его лжецом».

Аль Исбахани Ас-суфи, Ахмад ибн Абдулла Абу Наим (год смерти 430 г.л.х.), «Ад-дуафа», том 1, стр. 78, исследовательская работа Фарука Хамады, изд-во «Дар ас-сакафа», «Дар аль Байда» Бейрут, издание первое, год издания 1405 г.л.х., 1984 г.

Макдиси пишет о Дауде ибн аль Мухаббаре:

وداود بن المحبر لاشيء في الحديث.

«В хадисах он не понимал ничего (его хадисы не представляют ценности)».

Аль Макдиси, Мутаххир ибн Тахер (год смерти 507 г.л.х.), «Захират аль хуффаз», том 4, стр. 1934, исследовательская работа д. Абдур-рахмана Фарьюваи, изд-во «Дар ас-салаф», Эр-рияд, издание первое, год издания 1416 г.л.х., 1996 г.

  1. Аль Мухаббар ибн Кахзам

Укейли в книге «Ад-дуафа» признал предания Мухаббара и его отца Кахзама ибн Сулеймана неверными и сфабрикованными:

محبر بن قحذم عن أبيه قحذم بن سليمان في حديثهما وهم وغلط.

«В хадисах Мухаббара от его отца Кахзама ибн Сулеймана - вымысел и ложь».

Укейли, Абу Джафар Мухаммад ибн Умар ибн Муса (год смерти 322 г.л.х.), «Ад-дуафа аль кабир», том 4, стр. 259, хадис 1860, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1404 г.л.х., 1984 г.

Манави приводит от Аль Хейсами, что он сказал:

قال الهيثمي: رواه من طريق داود بن المجر عن أبيه وكلاهما ضعيف.

«Предание передано от Дауда ибн аль Мухаббара, от его отца, но они оба - слабые рассказчики хадисов».

Аль Манави, Мухаммад Абдур-рауф ибн Али ибн Зейд аль Абидин (год смерти 1031 г.л.х.), «Фейд аль кадир шарх аль джаме ас-сагир», том 5, стр. 262, изд-во «Аль мактаба ат-тиджария аль кубра», Египет, издание первое, год издания 1356 г.л.х.

Так как в иснаде предания существуют слабые передатчики, то Манави пишет:

واسناده ضعيف.

«Цепочка передатчиков у этого хадиса - слабая».

Аль Манави, Мухаммад Абдур-рауф ибн Али ибн Зейд аль Абидин (год смерти 1031 г.л.х.), «Ат-тайсир бишархаль джаме ас-сагир», том 2, стр. 290, изд-во «Аль мактаба аль имам Аш-шафеи», Эр-рияд, издание третье, год издания 1408 г.л.х., 1988 г.

  1. Передача Абут-туфейла от Посланнника Аллаха (да благословит его Аллах и его семейство!)

Один из передатчиков хадиса - Абут-туфейл. Это предание не лишено изъянов в цепочке с передатчиками. Ибн Хаммад приводит его предание с таким иснадом:

حدثنا الوليد ورشدين عن ابن لهيعة عن إسرائيل بن عباد عن ميمون القداح عن أبي الطفيل رضى الله عنه أن رسول الله(ص) قال: المهدي اسمه اسمي واسم أبيه اسم أبي.

«Валид и Рашид от Ибн Лухайа, от Исраила ибн Ибада, от Меймуна аль Каддаха, от Абут-туфейл (да будет доволен им Аллах!) от Посланника Аллаха, что он сказал: «Имя Махди - подобно моему имени, и имя его отца - подобно имени моего отца».

Аль Марвази, Наим ибн Хаммад Абу Абдулла (год смерти 288 г.л.х.), «Китаб аль фитан», том 1, стр. 368, хадис 1081, исследовательская работа Самира Амина Аз-зухри, изд-во «Мактабат ат-таухид», Каир, издание первое, год издания 1412 г.л.х.

Критика иснада этого предания

Это предание с точки зрения иснада слабое, так как в нем присутствуют передатчики, которые признаны знатоками науки риджал слабыми, некоторые из них - «мухмал» (те, чьи имена не упомянуты в книгах «илм ар-риджал»), что означает потерю хадисом статуса достоверного предания и недопустимости руководства им.

  1. Абдулла Ибн Лухайа

Шамсуддин Захаби приводя мнения других ученых, пишет об Абдулле следующим образом:

عبد الله بن لهيعة أبو عبد الرحمن الحضرمي... ضعف... قلت العمل على تضعيف حديثه توفي 174 د ت ق

«Абдулла Ибн Лухайа Абу Абдур-рахман аль Хадрами... признан слабым передатчиком... Я говорю: «На практике мы признаем его предания слабыми».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Аль Кашеф фи марифат ман лаху ривая филь кутуб вас-сунна», том 1, стр. 2929, исследовательская работа Мухаммада Аввамы, изд-во «Дар аль кибла лис-сакафа аль исламия», организация «Улув», Джидда, издание первое, год издания 1413 г.л.х., 1992 г.

Насаи пишет:

عبد الله بن لهيعة الحضرمي قاضي مصر اختلط في آخر عمره وكثر عنه المناكير في روايته.

«Абдулла Ибн Лухайа - судействовал в Египте, но в конце своих дней он путался в сознании и ничего не помнил, поэтому от него повествуется много хадисов-мункаров».

Ан-насаи, Абу Абдур-рахман, Ахмад ибн Шуайб ибн Али (год смерти 303 г.л.х.), «Зикр аль мудаллисин», том 1, стр. 54, согласно программе «Джаме аль кабир».

  1. Меймун аль Каддах

Его полное имя - Меймун ибн Дауд ибн Саид Каддах, о котором суннитские ученые знатоки науки риджал отзываются как о «маджхул» - неизвестном передатчиком хадисов. Однако, Зиркули считает его лидером исмаилитского течения, и говорит, что внешне он был шиитом, но в сердце - неверным».

ميمون بن داود بن سعيد، القداح: رأس الفرقة (الميمونية) من الإسماعيلية. في نسبه وسيرته اضطراب، قيل: اسم أبيه ديصان، أو غيلان. وفى الإسماعيلية من ينسبه إلى سلمان الفارسى. كان يظهر التشيع ويبطن الزندقة. ولد بمكة وانتقل إلى الاهواز. واتصل بمحمد الباقر وابنه جعفر الصادق. روى عنهما.ويقال: إنه أدرك محمد ابن إسماعيل بن جعفر، وأدبه ولقنه مذهب الباطنية.

Зиркули, Хейруддин (год смерти 1410 г.л.х.), Аль А'лам, том 7, стр. 341, изд-во «Дар аль алам лиль малаин», Бейрут, издание пятое, год издания май 1980 г., согласно программе «Ахлул байт».

  1. Передача Абдуллы ибн Мас'уда от Пророка (с)

В цепочке предания присутствует Абдулла ибн Мас'уд, сподвижник Посланника Аллаха, и предание передается двумя путями:

Первый путь передачи из книги «Мустадрак» Хакима от Алкамы ибн Кейса и Убайды Салмани от Абдуллы ибн Мас'уда

Хаким сообщил от Абдуллы ибн Мас'уда:

أخبرني أبو بكر بن دارم الحافظ بالكوفة ثنا محمد بن عثمان بن سعيد القرشي ثنا يزيد بن محمد الثقفي ثنا حبان بن سدير عن عمرو بن قيس الملائي عن الحكم عن إبراهيم عن علقمة بن قيس وعبيدة السلماني عن عبد الله بن مسعود رضي الله عنه قال أتينا رسول الله صلى الله عليه وسلم فخرج إلينا مستبشرا يعرف السرور في وجهه فما سألناه عن شيء إلا أخبرنا به ولا سكتنا إلا إبتدأنا حتى مرت فتية من بني هاشم فيهم الحسن والحسين فلما رآهم التزمهم وانهملت عيناه فقلنا يا رسول الله ما نزال نرى في وجهك شيئا نكرهه فقال إنا أهل بيت اختار الله لنا الآخرة على الدنيا وأنه سيلقى أهل بيتي من بعدي تطريدا وتشريدا في البلاد حتى ترتفع رايات سود من المشرق فيسألون الحق فلا يعطونه ثم يسألونه فلا يعطونه ثم يسألونه فلا يعطونه فيقاتلون فينصرون فمن أدركه منكم أو من أعقابكم فليأت إمام أهل بيتي ولو حبوا على الثلج فإنها رايات هدى يدفعونها إلى رجل من أهل بيتي يواطئ اسمه اسمي واسم أبيه اسم أبي فيملك الأرض فيملأها قسطا وعدلا كما ملئت جورا وظلما

«Мы пришли к Пророку, который встретил нас с радостным лицом и отвечал на любые наши вопросы. Если мы замолкали, то он сам начинал говорить с нами. Тут перед нами прошла группа хашемитов среди которых были Хасан и Хусейн, пророк сопроводил их и, глаза его наполнились слезами. Мы сказали ему: «О, Посланник Аллаха! Мы видим в вашем лице, то, что расстроило нас».

На что он отвечал:

«Мы - семейство, которым Аллах предназначил потусторонний мир этому бренному миру, и мое семейство после меня, подвергнется гонениям и притеснениям в этой стране. Доколе на Востоке не выступят люди с черными знаменами, требуя Истины, которой не добьются. Они потребуют ее вторично, но им откажут и на второй раз. Но когда в третий раз они встретятся с отказом, то выступят против них войной и одолеют их. Поэтому, если кто-нибудь из вас или из ваших потомков застанет те события, пусть, даже, ползком сквозь снега, придет к имаму из моего семейства, ибо они (те, кто восстанут) - Знамена Руководства, ему они передадут знамя, чье имя - подобно моему, и имя его отца - подобно имени моего отца. Он будет править землей и наполнит ее справедливостью и правосудием, подобно тому, как она была полна гнета и несправедливости».

Аль Хаким Ан-нишапури, Абу Абдулла Мухаммад ибн Абдулла (год смерти 405 г.л.х.), «Аль Мустадрак алас-сахихейн», том 4, стр. 511, хадис 8434, исследовательская работа Мустафа Абдул Кадира Ата, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х., 1990 г.

Анализ иснада первого пути передачи хадиса

В данном иснаде существует несколько недостатков, это:

Ахмад ибн Мухаммад ибн Сирри ибн Яхья Абу Бакр ибн Аби Дарам, который присутствует в иснаде по словам суннитских ученых - лжец. Захаби пишет о нем:

أحمد بن محمد بن السري بن يحيى بن أبي دارم المحدث أبو بكر الكوفي الرافضي الكذاب مات في اول سنة سبع وخمسين وثلاثمائة وقيل انه لحق إبراهيم القصار حدث عن أحمد بن موسى والحمار وموسى بن هارون وعدة روى عنه الحاكم وقال رافضي غير ثقة

 «Хаким повествует от него и говорит, что он рафидит (шиит) и некомпетентен».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Мизан аль и'тидал», том 1, стр. 283, хадис 551, исследовательская работа шейха Адела Ахмада Абдул Мауджуда и шейха Али Мухаммада Мауввада, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1995 г.

  1. Мухаммад ибн Усман ибн Саид присутствует в иснаде, но о нем ничего неизвестно. Поэтому, Хаким Нишапури также не подтверждает иснада.

По этой причине, даже Хаким Нишапури не признал иснад достоверным.

Анализ иснада второго пути передачи хадиса от Асема, от Зирра, от Ибн Аббаса

Этот вариант имеет различные содержания, на некоторые из которых мы укажем:

Первое содержание:

От Ибн Уяйна, от Асема, от Зирра, от Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал:

حدثنا ابن عيينة عن عاصم عن زر عن عبد الله عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: المهدي يواطيء اسمه اسميواسم أبيه اسم أبي.

«Имя Махди - подобно моему имени, и имя его отца - подобно имени моего отца».

Здесь интересно то, что после повествования данного предания Ибн Хаммад констатирует:

وسمعته غير مرة لا يذكر اسم أبيه.

«Я слышал его неоднократно без вставки о том, что «и имя его отца - подобно имени моего отца».

Аль Марвази, Наим ибн Хаммад Абу Абдулла (год смерти 288 г.л.х.), «Китаб аль фитан», том 1, стр. 367, хадис 1076, исследовательская работа Самира Амина Аз-зухайри, изд-во «Мактабат ат-таухид», Каир, издание первое, год издания 1412 г.л.х.

Второе содержание:

От Фадла ибн Даккина, от Фитра, от Ибн Асема, от Зирра, от Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал:

حدثنا الْفَضْلُ بن دُكَيْنٍ قال: حدثنا فِطْرٌ عن عاصم عن زِرٍّ عن عبد اللهِ قال: قال رسول الله (ص): لاَ تَذْهَبُ الدُّنْيَا حتى يَبْعَثَ اللَّهُ رَجُلاً من أَهْلِ بَيْتِي يُوَاطِئُ اسْمُهُ اسْمِي وَاسْمُ أبيه اسْمَ أبي.

«Мир не придет к концу, пока не ниспошлет Аллах человека из моего семейства, чье имя - подобно моему имени, и имя его отца - подобно имени моего отца».

Ибн Аби Шабих аль Куфи, Абу Бакр Абдулла ибн Мухаммад (год смерти 235 г.л.х.), «Китаб аль мусаннаф филь ахадис валь асар», том 7, стр. 513, хадис 37647, исследовательская работа Камала Юсефа аль Хута, изд-во «Дар ар-рушд», Эр-Рияд, издание первое, год издания 1409 г.л.х.

Ат-табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», том 10, стр. 133, хадис 10213, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-салафи, изд-во «Мактабат аз-захра», Маусель, Ирак, издание второе, год издания 1404 г.л.х., 1983 г.

Аль Хаким Ан-нишапури, Абу Абдулла Мухаммад ибн Абдулла (год смерти 405 г.л.х.), «Аль Мустадрак алас-сахихейн», том 4, стр. 488, исследовательская работа Мустафы Абдул Кадира Ата, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х., 1990 г.

Третье содержание:

Аббас ибн Мухаммад аль Мушаджеи аль Испахани, от Мухаммада ибн Аби Якуба аль Кермани, от Убайдулла ибн Муса, от Заида, от Асема, от Зирра, от Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал:

حدثنا الْعَبَّاسُ بن مُحَمَّدٍ الْمُجَاشِعِيُّ الأَصْبَهَانِيُّ ثنا محمد بن أبي يَعْقُوبَ الْكِرْمَانِيُّ ثنا عُبَيْدُ اللَّهِ بن مُوسَى عن زَائِدَةَ عن عَاصِمٍ عن زِرٍّ عن عبد اللَّهِ قال: قال رسول اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم: لو لم يَبْقَ مِنَ الدُّنْيَا إِلا يَوْمٌ لَطَوَّلَ اللَّهُ ذلك الْيَوْمَ حتى يَبْعَثَ اللَّهُ فيه رَجُلا مِنِّي أو من أَهْلِي أَهْلِ بَيْتِي يواطىء اسْمُهُ اسْمِي وَاسْمُ أبيه اسْمَ أبي.

«Если миру останется только один день, то Аллах продлит этот день, чтобы послать человека из моего семейства, чье имя – подобно моему, и имя его отца – подобно имени моего отца. Он наполнит мир справедливостью и правосудием, подобно тому, как мир наполнится гнетом и несправедливостью».

Ас-саджестани Аль Азди, Аби Дауд Сулейман ибн Аш’ас (год смерти 275 г.л.х.), «Сунан Аби Дауд», стр. 4, хадис 106, исследовательская работа Мухаммада Мухьиддина Абдул Хамида, изд-во «Дар аль Фикр».

Ат-табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», том 10, стр. 135, хадис 10222, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-салафи, изд-во «Мактабат аз-захра», Маусель, Ирак, издание второе, год издания 1404 г.л.х., 1983 г.

Четвертое содержание:

От Хусейна ибн Ахмада ибн Бистама Билубулла, от Амра ибн Али ибн Бахра приводится:

أَخْبَرَنَا الْحُسَيْنُ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ بِسْطَامٍ بِالأُبُلَّةِ قَالَ حَدَّثَنَا عَمْرُو بْنُ عَلِيِّ بْنِ بَحْرٍ قَالَ: حَدَّثَنَا ابْنُ مَهْدِيٍّ عَنْ سُفْيَانَ عَنْ عَاصِمٍ عَنْ زِرٍّ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: لا تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يَمْلِكَ النَّاسَ رَجُلٌ مِنْ أَهْلِ بَيْتِي يُوَاطِئُ اسْمُهُ اسْمِي وَاسْمُ أَبِيهِ اسْمَ أَبِي فَيَمْلَؤُهَا قِسْطًا وَعَدْلا.

«От Ибн Махди, от Суфьяна, от Асема, от Зирра, от Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Судный день не наступит, пока людьми не станет править человек из моего семейства, чье имя – подобно моему, и имя его отца – подобно имени моего отца. Он наполнит мир справедливостью и равноправием».

Ат-тамими аль Басти, Абу Хатам Мухаммад ибн Хиббан ибн Ахмад (год смерти 354 г.л.х.), «Сахих Ибн Хиббан», том 15, стр. 236, исследовательская работа Шуайба аль Арнаута, изд-во «Муассаса ар-рисала», Бейрут, издание второе, год издания 1414 г.л.х., 1993 г.

Аль Хейсами, Абул Хасан Али ибн Аби Бакр (год смерти 807 г.л.х.), «Маварид аз-замъан ила заваид Ибн Хиббан», том 1, стр. 464, исследовательская работа Мухаммада Абдур-раззака Хамзы, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут.

Ад-дани, Абу Амр Усман ибн Саид аль Мукри (год смерти 444 г.л.х.), «Сунан аль варида филь фитан ва гаваилиха вас саа ва ашратиха, том 5, стр. 1042, исследовательская работа Зияулла ибн Мухаммад Идрис аль Мубаракфури, изд-во «Дар аль Асима», Эр-рияд, издание первое, год издания 1416 г.л.х.

Анализ передачи от Асема, от Зирра, от Абдуллы ибн Мас'уда

Эта передача хадиса - запутанная, хоть и большинство передатчиков рассказчики хадисов Бухари и Муслима, но, несмотря на это иснад не лишен изъянов, потому, как Асем, на котором заканчивается цепочка передачи во всех иснадах - «мудтараб аль хадис», обладая плохой памятью, он является одним из врагов Имама Али (мир ему!). По всей вероятности, причина недостоверности хадиса кроется в нем, ибо данное предание не раз передается им от Зирра, от Абдуллы без вставки «и имя его отца - подобно имени моего отца», а другой достоверный иснад, который повествуется от (Амра ибн Мурры, от Зирра), восходит к Абдулле ибн Мас'уду и приводится без вышеупомянутой вставки. Даже те, кто повествует эту вставку от него, обратили внимание на путаницу в хадисах, о чем было указано в первом содержании этой же части. Он единодушно признан среди ученых как «мудтараб аль хадис». Ибн Хаджар в дополнении высказываний улемов по поводу него, пишет:

عاصم بن بهدلة وهو بن أبي النجود الأسدي... قال بن سعد كان ثقة إلا أنه كان كثير الخطأ في حديثه... وقال يعقوب بن سفيان في حديثه اضطراب وهو ثقة... وقد تكلم فيه بن علية فقال كان كل من اسمه عاصم سيء الحفظ... وقال بن خراش في حديثه نكرة وقال العقيلي لم يكن فيه إلا سوء الحفظ وقال الدارقطني في حفظه شيء... وقال بن قانع قال حماد بن سلمة خلط عاصم في آخر عمره... وقال العجلي كان عثمانيا .

«Асем ибн Бахдала... Ибн Са'д пишет о его компетентности, и то, что он зачастую ошибается в передаче хадисов. Якуб ибн Суфьян (Фасви) говорит: «В его хадисах путаница, но он был правдивым человеком». Ибн Алейх говорит, что все с именем Асем, обладали плохой памятью (в пересказе хадисов). Ибн Харраш считает его «мункар аль хадис». Укейли убежден, что единственной его проблемой была плохая память. Даркутни также считал, что он страдал забывчивостью. Ибн Кане передает слова Хамада ибн Саламы, ибо Асем в конце своих дней потерял рассудок, а Иджли сказал также, что он был османитом (врагом Али)!».

Аль Аскалани Аш-шафеи, Ахмад ибн Али ибн Хаджар Абул Фадл (год смерти 852 г.л.х.), «Тахзиб ат-тахзиб», том 5, стр. 35, хадис 67, исследовательская работа, изд-во «Дар аль фикр», Бейрут, издание первое, год издания 1404 г.л.х., 1984 г.

Необходимо отметить то обстоятельство о нем, что он являлся османитом, а они - все были врагами повелителя правоверных Али (мир ему!). И если нет других оснований считать его хадисы неверными, то этого факта вполне достаточно.

Следовательно, аргументация преданиями таких личностей, когда в их пересказе имеет место путаница, не является правильным, пусть даже они - передатчики хадисов Бухари и Муслима.

Резюме и анализ иснадов преданий

Предания, в которых присутствует вставка «и имя его отца -  подобно имени моего отца» в суннитских источниках представлены четырьмя путями передач. Три из них, несомненно, слабые и не аккредитованные. И лишь четвертый путь передачи Асема ибн Бахдалы от Зирра, от Абдуллы ибн Мас'уда - передатчики хадисов Бухари и Муслима. Но главный передатчик - Асем имеет многие недостатки, такие как вражда к Али, забывчивость и плохая память, поэтому мы не можем аргументироваться исправленным (имеющим недостатки) содержанием этого хадиса.

В противопоставлении этого повествования, существует передача от Амра ибн Мурры, от Зирра, от Абдуллы ибн Мас'уда с достоверным иснадом и без вставки. Также текст хадиса без вставки с достоверным иснадом, без путаницы приводится Абу Хурайрой.

Еще этот же хадис приводится самим Асемом от Зирра, от Ибн Мас'уда без вставки. Согласно этой передачи или следуя правилу «Каидат аль ильзам» предание - довод.

Даже если не признавать в качестве довода передачу Асема от Зирра, от Ибн Мас'уда ввиду присутствия в ней путаницы, то остается передача Абу Хурайры (где отсутствует вставка) и передача Амра ибн Мурры, от Зирра, от Абдуллы ибн Мас'уда, которые считаются суннитами достоверными.

  1. Признание суннитских ученых ложности и вымышленности оборота «и имя его отца - подобно имени моего отца»

Как мы уже упоминали ранее во второй части, не одно из преданий, включающих в себя вставку, не является достоверным с точки зрения иснада. Однако считает ли кто-нибудь из суннитских ученых эту вставку - ложной или вымышленной? Ответ на этот вопрос приведен в книгах трех суннитских ученых:

  1. Аллама Кунджи Шафеи

Аллама Кунджи Шафеи в своей книге «Аль Баян фи ахбар сахиб аз-заман» пишет:

وجمع الحافظ أبو نعيم طرق هذا الحديث عن الجم الغفير في (مناقب المهدي) كلهم عن عاصم بن أبي النجود عن زر عن عبد الله عن النبي صلى الله عليه وآله.

«Хафиз Абу Наим приводит иснад этого предания от многочисленной группы в книге «Манакиб аль Махди», все они повествуют от Асема от Зирра от Абдуллы (со вставкой и без нее)».

Он упоминает 31 путь передачи хадиса и говорит:

ورواه غير عاصم عن زر وهو عمرو بن مرة عن زر، كل هؤلاء رووا (اسمه اسمي) إلا ما كان من عبيد الله بن موسى عن زائدة عن عاصم فإنه قال فيه (واسم أبيه اسم أبي). ولا يرتاب اللبيب أن هذه الزيادة لا اعتبار بها مع اجتماع هؤلاء الأئمة على خلافها، والله أعلم.

«Кроме Асема это предание приводится от Зирра ибн Хубайша и от Амр ибн Мурры, сообщившего от Зирра. Все эти предания содержат вставку «его имя - подобно моему имени», кроме предания Убайдуллы ибн Мусы от Заиды от Асема, в котором присутствует вставка «и имя его отца - подобно имени моего отца». Не один разумный человек не будет сомневаться в том, что эта вставка была добавлена здесь. Приняв во внимание единогласие ученых в противоположности утверждаемого, его предание не является достоверным».

Аль Кунджи Аш-шафеи, Имам аль Хафез Аби Абдулла Мухаммад ибн Юсеф ибн Мухаммад аль Караши (год смерти 658 г.л.х.), «Аль Баян фи ахбар сахиб аз-заман», стр. 483.

  1. Раби ибн Мухаммад Ас-сууди

Будучи одним из ваххабитских ученых в своей книге «Аш-шиа аль имамийя аль исна ашарийя фи мизан аль ислам» Раби ибн Мухаммад приводит хадис:

«Если миру останется только один день, то Аллах продлит этот день, чтобы послать человека из моего семейства, чье имя – подобно моему, и имя его отца – подобно имени моего отца», и говорит:

ولا ريب انّ هذا قد وضعه اصحاب محمد بن عبد اللّه‏ النفس الزكية، فانّه كان معروفا بكونه المهدي.

«Нет сомнений, что хадис измышлен приверженцами Мухаммада ибн Абдуллы Нафс Закийя, ибо его считали обещанным Махди».

Раби ибн Мухаммад Ас-сууди, «Аш-шиа аль имамийя аль исна ашарийя фи мизан аль ислам», изд-во «Мактабат аль илм», Джидда, издание второе, год издания 1414 г.л.х.

  1. Устад Са'д Мухаммад Хасан - один из преподавателей Аль Азхара

Устад Са'д Мухаммад Хасан в книге «Аль Махди филь ислам» признает, что предания, содержащие вставку - вымышленные:

أحاديث (اسم أبيه اسم أبي) أحاديث موضوعة، ولكن الطريف في تصريحه أنه نسب الوضع إلى الشيعة الإمامية لتؤيد بها وجهة نظرها على حد تعبيره.

«Предания, содержащие «имя его отца - подобно имени моего отца» - вымышленные. Однако интересно то, что (Ибн Таймийя) откровенно говорит: «Шииты придумали хадисы без вставки, чтобы обосновать свою концепцию и точку зрения».

Са'д Мухаммад Хасан, «Аль Махди аль мунтазар филь фикр аль ислами», издатель «Марказ ар-рисала», Кум, изд-во «Мехр», издание первое, год издания 1417 г.л.х.

Какова цель измышления этой вставки?  

Один из моментов, упомянутых в суннитских и шиитских книгах, это факт измышления вставки «и имя его отца - подобно имени моего отца» приверженцами идеи о Махди («махдавията»). Согласно преданиям и историческим источникам очень многие были провозглашены Махди, некоторые из них - самозванцы, выдававшие себя за него, другие - стали известными под прозвищем Махди, как например Мухаммад ибн Абдулла ибн аль Хасан, которого называют еще Хасаном Мусанна и Мухаммад ибн Абдулла ибн аль Мансур - аббасидский халиф, имена обоих - Мухаммад ибн Абдулла. Компетентные суннитские и шиитские ученые считают, что это вставка была придумана с целью пропаганды этих двух личностей. 

  1. Мухаммад Ибн Абдулла ибн Хасан

В истории приводится, что Абдулла ибн Хасан объявил своего сына Мухаммада - Махди. Как мы уже говорили ранее, ваххабитский ученый Раби ибн Мухаммад Ас-сууди говорит на этот счет:

ولا ريب انّ هذا قد وضعه اصحاب محمد بن عبد اللّه‏ النفس الزكية، فانّه كان معروفا بكونه المهدي.

«Нет сомнений, что хадис измышлен приверженцами Мухаммада ибн Абдуллы Нафс Закийя, ибо его считали обещанным Махди».

Раби ибн Мухаммад Ас-сууди, «Аш-шиа аль имамийя аль исна ашарийя фи мизан аль ислам», стр. 307, изд-во «Мактабат аль илм», Джидда, издание второе, год издания 1414 г.л.х.

Также Мухаммад ибн Али ибн Табатабаи, известный как Тактаки, ученый в науке «Ансаб» пишет:

كان النفس الزكية من سادات بني هاشم ورجالهم فضلاً وشرفاً وديناً وعلماً وشجاعة وفصاحة ورياسة وكرامة ونبلاً. وكان في ابتداء الأمر قد شيع بين الناس أنه المهدي الذي بشر به، وأثبت أبوه هذا في نفوس طوائف من الناس. وكان يروى أن الرسول، صلوات الله عليه وسلامه، قال: لو بقي من الدنيا يوم لطول الله ذلك اليوم حتى يبعث فيه مهدينا أو قائمنا، اسمه كاسمي واسم أبيه كاسم أبي. فأما الإمامية فيروون هذا الحديث خالياً من: واسم أبيه كاسم أبي.

فكان عبد الله المحض يقول للناس عن ابنه محمد: هذا هو المهدي الذي بشر به، هذا محمد بن عبد الله....

«Нафс Закийя - хашемитский сейид и авторитетный хашемит, обладающий достоинствами, честью, богобоязненностью, знаниями, мужеством, красноречием, властью и благородством. Поначалу среди людей распространилось мнение, что он и есть ожидаемый Махди, а его отец закрепил эту идею в умах людей, повествуя от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!): «Если до окончания этого мира останется всего один день, то Аллах растянет его настолько, пока не будет ниспослан Аллахом человек из моего семейства, чье имя - подобно моему, и имя его отца - подобно имени моего отца». И то, что имамиты повествуют этот хадис без вставки.

Абдулла ибн Махд (отец Мухаммада Нафса Закийя) говорил людям: «Сын мой и есть Махди, приход которого обещан, он есть тот Мухаммад ибн Абдулла».

Ат-тактаки, Мухаммад ибн Али ибн Табатаба известный как Ибн Ат-тактаки (год смерти 709 г.л.х.), «Аль Фахри фи адаб ас-султанийя», том 1, стр. 61, согласно программе «Джаме аль кабир». 

Абул Фарадж Исфахани передает о собрании хашемитов и провозглашении Абдуллы ибн аль Хасана своего сына Мухаммада в качестве обещанного Махди:

أَنَّ جَمَاعَةً مِنْ بَنِي هَاشِمٍ اجْتَمَعُوا بِالْأَبْوَاءِ وَفِيهِمْ إِبْرَاهِيمُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ عَلِيِّ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْعَبَّاسِ وَأَبُو جَعْفَرٍ الْمَنْصُورُ وَصَالِحُ بْنُ‏ عَلِيٍّ وَعَبْدُ اللَّهِ بْنُ الْحَسَنِ وَابْنَاهُ مُحَمَّدٌ وَإِبْرَاهِيمُ وَمُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ عُثْمَانَ فَقَالَ صَالِحُ بْنُ عَلِيٍّ...

فَحَمِدَ اللَّهَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الْحَسَنِ وَأَثْنَى عَلَيْهِ ثُمَّ قَالَ قَدْ عَلِمْتُمْ أَنَّ ابْنِي هَذَا هُوَ الْمَهْدِيُّ فَهَلُمَّ فَلْنُبَايِعْهُ. قَالَ أَبُو جَعْفَرٍ لِأَيِّ شَيْ‏ءٍ تَخْدَعُونَ أَنْفُسَكُمْ وَاللَّهِ لَقَدْ عَلِمْتُمْ مَا النَّاسُ إِلَى أَحَدٍ أَصْوَرَ أَعْنَاقاً وَلَا أَسْرَعَ إِجَابَةً مِنْهُمْ إِلَى هَذَا الْفَتَى يُرِيدُ بِهِ مُحَمَّدَ بْنَ عَبْدِ اللَّهِ. قَالُوا قَدْ وَاللَّهِ صَدَقْتَ أَنَّ هَذَا الَّذِي نَعْلَمُ. فَبَايَعُوا مُحَمَّداً جَمِيعاً وَمَسَحُوا عَلَى يَدِهِ..

«Бани хашем собрались в Абве (местечко между Меккой и Мединой), среди них был Ибрахим ибн Мухаммад (самый первый аббасидский халиф, известный как Ибрахим Имам) Абу Джафар Мансур (известный как Мансур Даваники), Салих ибн Али (дядя Мансура), Абдулла ибн Хасан (сын Хасана Мусанна), два его сына Мухаммад и Ибрахим и Мухаммад ибн Абдулла сын Амра ибн Усмана. Салих ибн Али выступил с речью на том собрании, после него - Абдулла ибн Хасан, который воздав хвалу Аллаху, произнес: «Вы хорошо знаете, что этот мой сын (Мухаммад) является Махди (о котором возвестил пророк), так поспешите присягнуть ему». Мансур (Даваники в подтверждении его слов сказал): «Зачем вы обманываете себя впустую, клянусь Всевышним, вы прекрасно знаете, что люди не подчинятся никому, кроме этого юноши, и он имел в виду Мухаммада ибн Абдуллу. Они сказали: «Клянемся Аллахом, ты сказал истину. Воистину, мы знаем это». Тогда они принесли присягу верности Мухаммаду».

Аль Исфахани, Абул Фарадж Али ибн аль Хусейн (год смерти 356 г.л.х.), «Макатил ат-талибин», стр 141, согласно программе «Джаме аль кабир».

Критика этого предположения

Сейид ибн Тавус в книге «Икбал» и аллама Маджлиси в «Бихаре» говорят, что бани Хасан никогда не были убеждены в том, что Мухаммад ибн Абдулла аль Хасан и есть - ожидаемый Махди.

Сейид ибн Тавус пишет:

ان بني الحسن عليه السلام ما كانوا يعتقدون فيمن خرج منهم انه المهدي صلوات الله عليه وآله وان تسموا بذلك ان أولهم خروجا وأولهم تسميا بالمهدي محمد بن عبد الله بن الحسن عليه السلام.

«Потомки Имама Хасана (мир ему!) не были убеждены в том, что если кто-то из них поднимет восстание, то он - обещанный Махди. Но при этом, они называли себя этим именем. Первый, кто восстал и был провозглашен Махди был Мухаммад ибн Абдулла ибн Хасан».

Ибн Тавус, Разиуддин Али ибн Муса ибн Джафар Ас-сейид ибн Тавус (год смерти 664 г.л.х.), «Икбал бил а'мал аль хасана фима я'мал марра фис-сана», том 3, стр. 88, исследовательская работа Джавада аль Кайюми аль Исфахани, изд-во «Мактаб лиль и'лам аль ислами, издание первое, год издания 1416 г.л.х.

Аль Маджлиси, Мухаммад Бакир (год смерти 1111 г.л.х.), «Бихар аль анвар аль джамиа ли дурар ахбар аль аимма аль атхар», том 47, стр. 304, исследовательская работа Мухаммада аль Бакира аль Бехбуди, изд-во «Муассаса аль вафа», Бейрут, Ливан, второе исправленное издание, год издания 1403 г.л.х., 1983 г.

Ибн Тавус для подтверждения своей версии приводит несколько преданий, в том числе и нижеследующий хадис:

وروي في حديث قبله بكراريس من الأمالي عن أبي خالد الواسطي أَنَّ مُحَمَّدَ بْنَ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْحَسَنِ قَالَ: يَا أَبَا خَالِدٍ إِنِّي خَارِجٌ وَأَنَا وَاللَّهِ مَقْتُولٌ ثُمَّ ذَكَرَ عُذْرَهُ فِي خُرُوجِهِ مَعَ عِلْمِهِ أَنَّهُ مَقْتُول‏. وكل ذلك يكشف عن تمسكهم بالله والرسول صلى الله عليه وآله.

«Яхья ибн аль Хусейн Хасани в книге «Амали» приводит от Абу Халида Васити, что Мухаммад ибн Абдулла ибн Хасан сказал: «О, Абу Халид, я решил поднять восстание и, клянусь Аллахом, я буду убит». Потом рассказал причину своего восстания, хоть и знал при этом, что будет убит.

Ибн Тавус говорит: «Все это указывает о приверженности потомков Хасана Аллаху и пророку, и то, что они не свернули с истинного пути».

Ибн Тавус, Разиуддин Али ибн Муса ибн Джафар Ас-сейид ибн Тавус (год смерти 664 г.л.х.), «Икбал бил а'мал аль хасана фима я'мал марра фис-сана», том 3, стр. 88, исследовательская работа Джавада аль Кайюми аль Исфахани, изд-во «Мактаб аль и'лам аль ислами, издание первое, год издания 1416 г.л.х.

  1. Мухаммад ибн Абдулла Аби Джафар Мансур

Согласно историческим источникам, вторым провозгласившим себя Махди, был человек по имени Мухаммад сын Абдуллы - Махди Аббаси.

Ибн Таймийя и Ибн Касир пишут, что Махди Аббаси был прозван так, чтобы предание от пророка нашло вооплощение в нем и, якобы он тот самый Махди, о котором предвестил Посланник Аллаха.

Ибн Таймийя Харрани основоположник ваххабизма пишет о нем:

ولهذا لما كان الحديث المعروف عند السلف والخلف أن النبي صلى الله عليه وسلم قال في المهدي يواطىء اسمه اسمي واسم أبيه اسم أبي، صار يطمع كثير من الناس في أن يكون هو المهدي حتى سمى المنصور ابنه محمد ولقبه بالمهدي مواطأة لاسمه باسمه واسم أبيه باسم أبيه ولكن لم يكن هو الموعود به.

«Так как предание о том, что «Махди тот, чье имя - подобно моему, и имя его отца - подобно имени моего отца» было признано и ранними, и поздними учеными, многим хотелось, чтобы он и был тем Махди. По этой причине Мансур назвал сына Мухаммадом, и дал ему прозвище Махди, дабы его имя и имя пророка совпадали, как имя его отца и имя отца пророка. Но он не являлся настоящим Махди».

Ибн Таймийя аль Харрани аль Ханбали, Абул Аббас Ахмад Абдул Халим (год смерти 728 л.х.), «Минхадж ас-сунна ан-набавийя», том 4, стр. 98, исследовательская работа д. Мухаммада Рашада Салима, издатель «Муассаса Куртуба», издание первое, год издания 1406 г.л.х.

Ибн Касир пишет о том, как его прозвали «Махди»:

وإنما لقب بالمهدي رجاء أن يكون الموعود به في الاحاديث.

«Он был прозван Махди, в надежде, что окажется тем самым «обещанным» в хадисах».

Ибн Касир Ад-дамешки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Аль бидая ван-нихая», том 10, стр. 151, изд-во «Мактабат аль маариф», Бейрут.

Приняв во внимание, приведенное нами выше, становится ясно, что на протяжении истории были люди, которые выдавали себя за Махди. Но в отношении этих двух, предположение о целенаправленном измышлении хадисов возрастает, ибо их имена и имена их отцов соответствуют преданиям, где присутствует эта вставка. Поэтому вероятность о добавлении этой вставки посредством их сторонников очень высокая.

  1. Суннитские ученые считают Махди сыном Имама Хасана Аскари (мир ему!)

Другой ответ на предания второй группы: многие суннитские ученые заявляют, что его светлость Имам Махди (мир ему!) - сын Имама Хасана Аскари. Это означает, что они не подтверждают предания, в которых присутствует эта вставка и не признают эти предания (или как будет указано позже они интерпритируют их).

  1. Фахруддин Ар-рази

Фахр Рази известный суннитский комментатор говорит:

أما الحسن العسكري الإمام (ع) فله إبنان وبنتان، أما الإبنان فأحدهما صاحب الزمان عجل الله فرجه الشريف، والثاني موسى درج في حياة أبيه وأم البنتان ففاطمة درجت في حياة أبيها، وأم موسى درجت أيضاًً.

«Однако у Имама Хасана Аскари было два сына и две дочери. Сыновья - один из них Сахеб Аз-заман (да ускорит Аллах его приход!) «и второй Муса, который умер при жизни отца. А его дочери также, как и мать Мусы покинули этот мир при жизни Имама».

Ар-рази Аш-шафеи, Фахруддин Мухаммад ибн Умар Ат-тамими (год смерти 604 г.л.х.), «Аш-шаджара аль мубарака фи ансаб ат-талибийя», стр 78-79. - https://old.dovodi.ru/article/a-848.html

  1. Асеми Макки

Асими Макки шафеитского мазхаба пишет о его рождении:

الإمام الحسن العسكري بن على الهادي... ولده محمدا أوحده وهو الإمام محمد المهدي بن الحسن العسكري بن على التقي بن محمد الجواد ابن على الرضا بن موسى الكاظم بن جعفر الصادق بن محمد الباقر بن على زين العابدين بن الحسين بن على بن أبي طالب رضي الله تعالى عنهم أجمعين.

«Единственный сын Имама Хасана Аскари - М у х а м м а д ибн Хасан Аскари».

Аль Асими аль Макки, Абдул Малик ибн Хусейн ибн Абдул Малик Аш-шафеи (год смерти 1111 г.л.х.), «Самт ан-нуджум аль авали фи анба аль аваиль ват-тавали», том 4, стр. 150, исследовательская работа шейха Адела Ахмада Абдул Мауджуда и шейха Али Мухаммада Мауввада, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, год издания 1419 г.л.х., 1998 г.

Признание суннитских улемов, что его светлость Имам Махди (мир ему!) сын Имама Хасана Аскари приводится в отдельной статье под названием: «Были ли у Имама Хасана Аскари дети на момент его смерти?», которая помещена на сайте.

Из анализа версий суннитских ученых становится ясным их непризнание преданий первой группы, в противном случае они не утверждали бы, что имя его светлости - Махди, а имя его отца - Хасан, а это в свою очередь есть другое доказательство вымышленности преданий первой группы.

Притязание: Предания, содержащие вставку, комментируют и обуславливают предания, в которых нет вставки  

Если кто-нибудь скажет, что в преданиях второй группы существуют передатчики, которые не желали приводить дополнительную вставку («и имя его отца - подобно имени моего отца») и не считали ее упоминание обязательным, поэтому, если даже они и не указали, это не доказывает вымышленность вставки в преданиях первой группы.

Первый ответ: Чтобы быть комментирующей, вставка должна обладать достоверным иснадом

Итак, как было доказано, вставка должна обладать достоверным иснадом, чтобы комментировать предания, в которых ее не хватает.  И единственный иснад, которым можно аргументироваться это предание от Асема от Зирра, но сам Асем передает его также и без вставки, более того, согласно заявлениям суннитских ученых, Асем - «мудтараб аль хадис», а значит, вставка не является доводом.

Второй ответ: Суннитские ученые считают предания со вставкой и без нее противоречащими друг другу

Как мы уже упоминали в начале статьи Ибн Таймийя и многие другие суннитские ученые убеждены в противоречии преданий друг другу. Ибн Таймийя считает, что шиитские ученые выдумали предания без вставки, что означает между преданиями первой и второй группы существует несоответствие, ибо в противном случае он сказал бы: «Предания, содержащие вставку, дополняют предания без нее».

С другой стороны, группа суннитских ученых считают предания, содержащие вставку измышленными, поэтому они придерживаются версии о ложности и вымышленности одной из групп преданий, а не комментирования преданий друг друга.

Слова Кунджи Аш-шафеи также служат подтверждением данного факта:

والقول الفصل في ذلك أن الإمام أحمد مع ضبطه واتقانه روى هذا الحديث في مسنده في عدة مواضع واسمه اسمي.

«Окончательный вердикт по этому поводу, то, что имам Ахмад, принимая во внимание его точность в передаче хадисов, в нескольких местах в «Муснаде» приводит это предание без вставки и с упоминанием лишь слов «имя его - подобно моему имени».

Аль Ирбили, Абил Хасан Али ибн Иса ибн Абил Фатх (год смерти 693 г.л.х.), «Кашф аль гумма фи марифат аль аимма», том 3, стр. 277, изд-во «Дар аль Адва», Бейрут, издание второе, год издания 1405 г.л.х., 1985 г.

Вывод:

Из слов суннитских ученых, которые констатируют: «Вставка: «и имя его отца - подобно имени моего отца» в этих преданиях была добавлена», а также говорят: «Имя Имама – М у х а м м а д, а имя его отца - Хасан Аскари», становится предельно ясно, что предания со вставкой - вымышленные. Когда вымышленность хадисов подтвердится, то подтвердится и достоверность преданий без вставки».

Ибн Таймийя утверждает о том, что эти предания искаженные, в то время как это ни так, а они комментируются суннитскими учеными и относительно них высказывается их предположение, и между комментированием, предположением и искажением существует явная разница.    

  1. Допустив достоверность преданий, содержащих вставку, их текст поддается разъяснению

Очень важный момент в понимании этих преданий, если допустить достоверность преданий с вставкой, то мы должны будем подвергнуть слова, приведенные в преданиях тщательному анализу.

  1. «Имя его отца» может означать кунью Имама Хасана

Кунджи Аш-шафеи говорит:

««Имя его отца» может означать кунью Имама Хасана, ибо Посланник Аллаха упоминает кунью в качестве имени его отца, чтобы дать понять - его светлость Махди потомок Хусейна, а не Хасана».

Но, так как мы не имеем доступа к книгам Кунджи, то мы привели его слова из книг алламы Исы Ирбили и Маджлиси:

ِ وَإِنْ صَحَّ فَمَعْنَاهُ وَاسْمُ أَبِيهِ اسْمَ أَبِي أَيِ الْحُسَيْنُ وَكُنْيَتُهُ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ فَجَعْلُ الْكُنْيَةِ اسْماً كِنَايَةٌ عَنْ أَنَّهُ مِنْ وُلْدِ الْحُسَيْنِ دُونَ الْحَسَن‏.

«Если это предложение «имя его отца - подобно имени моего отца» верное, то это означает, что под словом «имя» подразумевается кунья Имама Хусейна, ибо его кунья - Абу Абдулла. А Посланник Аллаха установил его кунью именем отца Махди. Действия пророка, косвенное указание на то, что его светлость Махди потомок Хусейна, а не Хасана».

Аль Ирбили, Абил Хасан Али ибн Иса ибн Абил Фатх (год смерти 693 г.л.х.), «Кашф аль гумма фи марифат аль аимма», том 3, стр. 277, изд-во «Дар аль Адва», Бейрут, издание второе, год издания 1405 г.л.х., 1985 г.

Аль Маджлиси, Мухаммад Бакир (год смерти 1111 г.л.х.), «Бихар аль анвар аль джамиа ли дурар ахбар аль аимма аль атхар», том 51, стр. 86, исследовательская работа Мухаммада аль Бакира аль Бехбуди, изд-во «Муассаса аль вафа», Бейрут, Ливан, второе исправленное издание, год издания 1403 г.л.х., 1983 г.

Ибн Талха Аш-шафеи в ответ на притязание Ибн Таймийи, комментирует предание таким образом:

فالجواب: لا بد قبل الشروع في تفصيل الجواب من بيان أمرين يبتني عليهما الغرض:

 الأول: إنه سايغ شائع في لسان العرب إطلاق لفظة «الأب» على «الجد الأعلى» وقد نطق القرآن الكريم بذلك فقال «ملة أبيكم إبراهيم» (حج/78) وقال تعالى حكاية عن يوسف «واتبعت ملة آبائي إبراهيم وإسحاق» (يوسف/38) ونطق به النبي وحكاه عن جبرئيل في حديث الإسراء أنه قال: قلت: من هذا؟ قال: أبوك إبراهيم. فعلم أن لفظة الأب تطلق على الجد وإن علا، فهذا أحد الأمرين.

والأمر الثاني: إن لفظة «الاسم» تطلق على «الكنية» وعلى «الصفة» وقد استعملها الفصحاء ودارت بها ألسنتهم ووردت في الأحاديث، حتى ذكرها الإمامان البخاري ومسلم، كل واحد منهما يرفع ذلك بسنده إلى سهل بن سعد الساعدي أنه قال عن علي: والله إن رسول الله سماه بأبي تراب ولم يكن له اسم أحب إليه منه. فأطلق لفظة الاسم على الكنية....

فإذا أوضح ما ذكرناه من الأمرين فاعلم أيدك الله بتوفيقه: إن النبي كان له سبطان: أبو محمد الحسن وأبو عبد الله الحسين، ولما كان الخلف الصالح الحجة من ولد أبي عبد الله الحسين ولم يكن من ولد أبي محمد الحسن، وكانت كنية الحسين أبا عبد الله، فأطلق النبي على الكنية لفظة الاسم لأجل المقابلة بالاسم في حق أبيه، وأطلق على الجد لفظة الأب. فكأنه قال: يواطئ اسمه اسمي، فهو محمد وأنا محمد وكنية جده اسم أبي، إذ هو أبو عبد الله وأبي عبد الله. لتكون تلك الألفاظ المختصرة جامعة لتعريف صفاته وإعلاما أنه من ولد أبي عبد الله الحسين بطريق جامع موجز. وحينئذ تنتظم الصفات وتوجد بأسرها مجتمعة للحجة الخلف الصالح محمد. وهذا بيان شاف كاف لإزالة ذلك الإشكال، فافهمه "

«Ответ: перед тем как дать подробный ответ, необходимо разъяснить два обстоятельства:

Первое: «В арабском языке имеет распространение употребление слова «отец» в значении «предок», как например в Коране: «(Следуйте) вере отца вашего Ибрахима», а в отношении истории пророка Юсефа сказано: «Я последовал вере отца своего Ибрахима и Исхака». Пророк произнес это и передал от Джебраила в хадисе об Исра (ночной перенос): Я спросил: «Кто это?» Он Джебраил ответил: «Твой отец - Ибрахим». Следовательно, слово отец может употребляться как в значении деда, так и предка. Это первый момент.

И второе обстоятельство: «Слово «имя» может употребляться как «кунья», так и в значении имени прилагательного, что использовалось посредством красноречивых арабов. В преданиях, также есть этому место, как например хадис у Бухари и Муслима с ссылкой на Сахл ибн Са'да Саиди от Али, что Посланник Аллаха (да благословит Аллаха и приветствует!) назвал его «Абу Турабом», и это имя нравилось пророку больше всех его имен. Поэтому, здесь под словом «имя» имеется в виду «кунья».

Когда эти два обстоятельства прояснились для тебя, с помощью Аллаха знай, что у Пророка было два внука - один из них Абу Мухаммад Хасан и другой - Абу Абдулла аль Хусейн. А так как, Имам Махди был потомком Абу Абдуллы аль Хусейна, а не Абу Мухаммада Хасана, и кунья Хусейна - Абу Абдулла, следовательно, пророк под куньей подразумевал его имя, а под предком - слово «отец». Пророк якобы сказал: «Его имя соответствует моему имени, то есть он - Мухаммад, и я Мухаммад, а кунья его предка - имя моего отца, он - Абу Абдулла, и мой отец был Абу Абдуллой. Это сделано для того, чтобы краткие слова обобщали все его качества и указывали на того предка от которого он происходит. В Худжате аль Халафе ас-Салихе Мухаммаде собраны все те качества. Подобное разъяснение достаточно для опровержения притязания».

Аш-шафеи Мухаммад Ибн Талха (год смерти 652 г.л.х.), «Маталиб ас-суул фи манакиб ал ар-расул», стр. 488, исследовательская работа Маджида Ибн Ахмада аль Атийи, согласно программе библиотеки «Ахлул байт».

  1. Предпожительно фраза «и имя его отца - подобно имени моего отца» подверглась изменению в словах или огласовке, что привело к изменению ее смысла

Кунджи Аш-шафеи также предполагает возможность замены слов или огласовки передатчиком хадиса, как будто Пророк сказал:

ويحتمل ان يكون الراوي توهم قوله «ابني» فصحفه فقال «أبي». 

«И имя его отца - подобно имени моего сына», а передатчик заменил «моего сына» на «моего отца». Он пишет: «Существует предположение, что на передатчика нашло наваждение («вахм») и слова «моего сына» он заменил на «моего отца».

Аль Ирбили, Абил Хасан Али ибн Иса ибн Абил Фатх (год смерти 693 г.л.х.), «Кашф аль гумма фи марифат аль аимма», том 3, стр. 277, изд-во «Дар аль Адва», Бейрут, издание второе, год издания 1405 г.л.х., 1985 г.

Ибн Батрик Хилли имеет по этому поводу весьма красивое и ясное разъяснение, указание которого не будет лишено пользы:

اعلم أن الذي قد تقدم في الصحاح مما يماثل هذا الخبر، من قوله صلى الله عليه وآله: يواطئ اسمه اسمى، واسم أبيه اسم أبى، هو ان الكلام في ذلك لا يخلو من أحد قسمين:

 اما أن يكون النبي صلى الله عليه وآله أراد بقوله: واسم أبيه اسم أبى، انه جعله علامة تدل على أنه من ولد الحسين دون الحسن، لان لا يعتقد معتقد ذلك. فإن كان مراده ذلك، فهو المقصود، وهو المراد بالخبر، لان المهدي عليه السلام بلا خلاف من ولد الحسين عليه السلام، فيكون اسم أبيه مشابها لكنية الحسين فيكون قد انتظم اللفظ [ و ] المعنى وصار حقيقة فيه.

 والقسم الثاني: أن يكون الراوي وهم من قوله: ابني إلى قوله أبى، فيكون قد وهم بحرف تقديره أنه قال: ابني، فقال: هو، " أبى ". والمراد بابنه الحسن، لان المهدي عليه السلام محمد بن الحسن باجماع كافة الأمة... فقد اتضح بما قلناه وجه التحقيق، ولله المنة والحمد.

«Предание, приведенное нами из «Сихах», подобно такому преданию, где пророк сказал: «Имя Махди и мое имя, имя его отца и имя моего отца - похожи». Относительно хадиса можно сказать две следующие вещи: «Пророк употребил фразу «и имя его отца - подобно имени моего отца», которая указывала бы на то, что Махди - потомок Хусейна, а не Хасана, и чтобы никто не считал его потомком Имама Хасана. Если пророк имел в виду это, то хадис разъясняется, таким образом, ведь единодушно Махди -  потомок Имама Хусейна. А значит имя его отца идентично кунье Имама Хусейна, такое разъяснение расставляет все на свои места.

Относительно второй части, т.е. слов пророка «моего сына» возможно на передатчика нашло наваждение и ему показалось («вахм»), что его светлость произнес: «моего отца», поэтому он его и заменил. В таком случае, под словами «моего сына» он подразумевал Имама Хасана, и хотел сказать: «Имя Махди - имя моего сына Имама Хасана, ибо в соответствии единогласного мнения Уммы отцом Махди является - Имам Хасан Аскари. Приведенное нами есть неопровержимый аргумент».

Аль Хилли Яхья ибн Хасан Ас-сидди, известный как Ибн Батрик (год смерти 600 г.л.х.), «Умдат аль уюн сихах аль ахбар фи манакиб имам аль абрар», стр 437, изд-во «Мауссасат ан-нашр аль ислами ат-табиа лиджамиат аль мударрисин би кум аль мушаррифа», год издания 1407 г.л.х.

Сейид Мухсин Амин в книге «А'ян аш-шиа» после повествования данного предположения говорит:

أقول: احتمال التصحيف قريب جدا لتقارب الكلمتين في الحروف وكون الخط القديم أكثره بدون نقط وقد أورد هذا المضمون أيضا أصحابنا في كتبهم.

«Вероятность замены слов не исключена, ибо буквы в этих двух словах очень похожи, более того в старинном письме преобладало написание букв без расстановки точек. Этот факт приведен также нашими друзьями в своих книгах».

Аль Амин, Ас-сейид Мухсин (год смерти 1371 г.л.х.), «А'ян аш-шиа», том 2, стр. 50, исследовательская работа Хасан аль Амин, изд-во «Дар ат-тааруф лиль матбуат», Бейрут, Ливан, год издания 1403 г.л.х., 1983 г.

Страница 3 из 4«1234»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация