- Аиша дочь Абу Бакра
- Возраст Аиши на момент замужества за Пророка (с)
- Аиша и поддержка ею узурпаторов власти
- Отношения Аиши к Людям дома Пророка (с)
- Аиша во времена правления Муавии
- Предсказания Пророка (с) о будущем Аиши
- Смерть Аиши
Возраст Аиши на момент замужества за Пророка (с).
Представители суннизма утверждают, что возраст Аиши на момент замужества за Пророка (с) был 6 или 7 лет, а когда ей исполнилось 9 она начала жить с ним под одной крышей. Причиной для такой фанатичной позиции в этом вопросе является то, что они, в действительности, хотят таким образом утвердить для Аиши отличие от остальных жён Пророка (с), в котором они видят для неё достоинство, тогда как Коран поясняет в чём ограничено его выражение: "Поистине, самый достойный среди вас - это самый набожный из вас!" (сура "Толпы", аят 13).
Однако же, если углубиться в этот вопрос и тщательно исследовать книги по истории, то становится весьма очевидным, что утверждение о том, что Аиша была малолетняя на момент замужества, равно как и то, что она при этом была девственницей, не соответствует действительность. Далее мы приведём свои аргументы:
1) Ибн Исхак, известный историк и автор жизнеописания Пророка (с), приводит имя Аиши среди тех людей, которые приняли ислам еще в самом начале призыва Пророка (с), согласно тому, что от него приводят Навави и Ибн Хишам.
См. Аль Хумайри, аль Муафири, Абу Мухаммад Абдул Малик Ибн Хишам ибн Айюб (год смерти 213 г.л.х.), «Ас-сира ан-набавия», том 2, стр. 92, исследовательская работа Таха Абдур-Рауф Са’да, изд-во «Дар аль Джийл», Ливан, Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х.
Ан-Навави пишет:
و ذكر أبو بكر بن أبي خيثمة في تاريخه عن ابن إسحاق أن عايشة أسلمت صغيرة بعد ثمانية عشر إنسانا ممن أسلم.
"Абу Бакр Ибн Абу Хайсама в своей книге "Тарих" передает от Ибн Исхака, что Аиша приняла ислам после 18 человек из числа тех, кто принял ислам. Он пишет: "Аиша приняла ислам в детстве, и только после того, как 18 человек уже приняли его".
Мухйиддин Ан-Навави Аш-Шафии (умер 676), «Тахзиб аль-асма вал лугат», Раздел второй из книги имен: О женщинах, вид первый: Об именах собственных, глава: Бухва Айн, номер 1180, том 2, стр. 351, изд-во Дар аль-кутуб аль-илмия, Бейрут, Ливан, издание первое, 1415 – 1994, в 8 томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-9702/page-697
Исходя из этого, даже если мы предположим, что на тот момент ей было 8 лет, и принятие ислама ею пришлось на второй год после начала призыва Пророка (с), к тому времени, когда она выходила замуж за Пророка (с), а именно - в 13-м году от начала пророчества (согласно утверждению Бухари и самого Ибн Исхака, о чём будет сказано далее), ей должно было быть 20 лет, а не 6.
2) Другой способ определения точного возраста Аиши на момент замужества реализуется при помощи сравнения её возраста с возрастом её старшей сестры - Асмы, и всех дат, которые дошли до нас относительно последней. Авторитетнейшие ученые из числа представителей суннизма утверждают, что Асма, сестра Аиши, родилась за 27 лет до переселения (хиджры) Пророка (с) в Медину и что она была старше самой Аиши на 10 лет.
Абу На'им Исфахани пишет:
أَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ أُمُّ عَبْدِ اللهِ بْنِ الزُّبَيْرِ، كَانَتْ تُعْرَفُ بِذَاتِ النِّطَاقَيْنِ، كَانَتْ تَحْتَ الزُّبَيْرِ بْنِ الْعَوَّامِ فَوَلَدَتْ لَهُ عَبْدَ اللهِ، وَعُرْوَةَ، وَالْمُنْذِرَ، ثُمَّ طَلَّقَهَا، فَكَانَتْ عِنْدَ ابْنِهَا عَبْدِ اللهِ، كَانَتْ أُخْتَ عَائِشَةَ لِأَبِيهَا، وَكَانَتْ أَسَنَّ مِنْ عَائِشَةَ، وُلِدَتْ قَبْلَ التَّأْرِيخِ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ سَنَةً
"Асма, дочь Абу Бакра ас-Сиддика, была старшей сестрой Аиши по отцу. Она родилась за два 27 лет до начала отчёта (мусульманского календаря, который начался вместе с переселением Пророка (с) в Медину)".
Абу Наим, Ахмад ибн Абдулла ибн Ахмад аль Исфахани (год смерти 430 г.л.х.), «Ма’рифат ас-сахаба», том 6, стр. 3253, исследование Адил ибн Юсуф Аль-Азази, изд-во Дар аль-ватан, Эр-Рияд, КСА, издание первое, 1419 – 1998, в 7-и томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-10490/page-10937
Также Табарани пишет:
200 - حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَلِيِّ بْنِ الْمَدِينِيُّ فُسْتُقَةٌ، قَالَ: " مَاتَتْ أَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ سَنَةَ ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ بَعْدَ ابْنِهَا عَبْدِ اللهِ بْنِ الزُّبَيْرِ بِلَيَالٍ، وَكَانَتْ أُخْتَ عَائِشَةَ لِأَبِيهَا، وَأُمُّ أَسْمَاءَ بِنْتِ أَبِي بَكْرٍ: قُتَيْلَةُ بِنْتُ عَبْدِ الْعُزَّى بْنِ عَبْدِ أَسْعَدَ، مِنْ بَنِي مَالِكِ بْنِ حَسَلٍ، وَكَانَ لِأَسْمَاءَ يَوْمَ مَاتَتْ مِائَةُ سَنَةٍ وُلِدَتْ قَبْلَ التَّارِيخِ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ سَنَةً، وَقَبْلَ مَبْعَثِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِسَبْعَ عَشْرَةَ سَنَةً، وَوُلِدَتْ أَسْمَاءُ لِأَبِي بَكْرٍ وَسِنُّهُ وَاحِدٌ وَعِشْرُونَ سَنَةً "
"Асма, дочь Абу Бакра ас-Сиддика, умерла в 73-м году ... и родилась за 27 лет до начала отчёта (мусульманского календаря)".
Ат-Табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», раздел: Буква Алиф, подраздел: тот, чье имя Асма, том 24, стр. 77, хадис 2637, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-Салафи, изд-во Мактабату Ибн Теймия, Каир, Египет, издание второе, год издания 1415 г.л.х., 1994 г., в 25-ти томах. – http://shamela.ws/browse.php/book-1733/page-24910
Ибн Асир передает следующее:
وكانت أسن من عائشة وهي أختها لأبيها وكان عبد الله بن أبي بكر أخا أسماء شقيقها.
قال أبو نعيم: وُلِدَتْ قَبْلَ التَّأْرِيخِ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ سَنَةً
"Она была старше Аиши, которая была ее сестрой по отцу.
Абу На'им сказал: "Она (Асма) родилась за 27 лет до хиджры".
Иззаддин Ибн Асир Абу Аль-Хасан Аль-Джазари Аш-Шайбани (умер 630), «Усд аль Габа», Книга: Женщин, раздел: Бухва Хамза, глава: Асма Бинт Абу Бакр, том 17, стр. 11, номер 6705, исследование Али Мухаммад Муаввад – Адил Ахмад Абд Аль-Мавджуд, изд-во Дар аль-кутуб аль-илмия, Бейрут, Ливан, издание первое, 1415 – 1994, в 8 томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-1110/page-7007
Навави пишет:
عن الحافظ أبي نعيم قال ولدت أسماء قبل هجرة رسول الله صلى الله عليه وسلم بسبع وعشرين سنة.
"От Хафиза Абу Ну'айма, который сказал: "Асма родилась за 27 лет до переселения Пророка (с) в Медину".
Мухйиддин Ан-Навави Аш-Шафии (умер 676), «Тахзиб аль-асма вал лугат», Раздел второй из книги имен: О женщинах, вид первый: Об именах собственных, глава: Бухва Хамза, номер 1140, том 2, стр. 329, изд-во Дар аль-кутуб аль-илмия, Бейрут, Ливан, издание первое, 1415 – 1994, в 8 томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-9702/page-675
Ибн Асакир пишет:
كانت أخت عائشة لأبيها وكانت أسن من عائشة ولدت قبل التاريخ بسبع وعشرين سنة وقبل مبعث النبي (صلى الله عليه وسلم) بعشر سنين
"Она (Асма) была сестрою Аиши по отцу и была старше неё. Она родилась за 27 лет до переселения Пророка (с) в Медину и за десять лет до начала пророческой миссии".
Ибн Асакир Абу Аль-Касим Али ибн Аль-Хасан (умер 571), История города Дамаск, номер 9294: Асма Бинт Абу Бакр, том 69, стр. 9, исследование Амро Ибн Гарама Аль-Умрави, изд-во Дарул фикр, 1995 - 1415, в 80-ти томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-71/page-31186
Ибн Хаджар Хайсами пишет:
15416 - قَالَ مُحَمَّدُ بْنُ عَلِيِّ بْنِ الْمَدِينِيِّ " فُسْتُقَةُ ": مَاتَتْ أَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ الصَّدِّيقِ [سَنَةَ ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ] بَعْدَ ابْنِهَا عَبْدِ اللَّهِ بِلَيَالٍ، وَكَانَتْ أُخْتَ عَائِشَةَ لِأَبِيهَا، وَأُمُّ أَسْمَاءَ بِنْتِ أَبِي بَكْرٍ: قُتَيْلَةُ بِنْتُ عَبْدِ الْعُزَّى بْنِ عَبْدِ أَسْعَدَ مِنْ بَنِي مَالِكِ بْنِ حِسْلٍ.
وَكَانَتْ لِأَسْمَاءَ يَوْمَ مَاتَتْ مِائَةُ سَنَةٍ، وُلِدَتْ قَبْلَ التَّارِيخِ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ سَنَةً [وَقَبْلَ مَبْعَثِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِسَبْعَ عَشْرَةَ سَنَةً]. وَوُلِدَتْ أَسْمَاءُ لِأَبِي بَكْرٍ وَسِنُّهُ إِحْدَى وَعِشْرُونَ سَنَةً.
"15416 – Мухаммад Ибн Али Ибн Аль-Мадини сказал: Умерла Асма Бинт Абу Бакр в 73 году…
На момент смерти Асме было 100 лет. Она родилась за 27 лет до начала отчёта (мусульманского календаря)".
Маджмауз заваид, Хейсами, книга: Достоинств, глава: Асма Бинт Абу Бакр, хадис 15416, том 9, стр. 260, исследование Хисам Ад-Дин Аль-Кудси, изд-во Мактабатул кудси, Каир, Египет, 1994 - 1414, в 10-ти томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-61/page-2903
Байхакы передает, что Асма была старше Аиши на 10 лет:
وفيما ذكر أبو عبد الله بن منده حكاية عن بن أبي الزناد أن أسماء بنت أبي بكر كانت أكبر من عائشة بعشر سنين
"Абу Абдулла Ибн Манда передаёт от Ибн Абу аз-Заннада, что Асма, дочь Абу Бакра, была старше Аиши на 10 лет".
Бейхаки, Сунан аль кубра, хадис: 11927, том 6, стр. 204, исследование Мухаммад Абд Аль-Кадир Ата, изд-во Мактабату дарул Базз, Мекка, КСА, 1994 - 1414, в десяти томах. – http://islamport.com/w/mtn/Web/2996/14675.htm
Захаби передаёт то же самое:
قَالَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بنُ أَبِي الزِّنَادِ: كَانَتْ أَسْمَاءُ أَكْبَرَ مِنْ عَائِشَةَ بِعَشْرٍ.
"Абд ар-Рахман Ибн Абу аз-Заннад сказал:
"От Ибн Абу аз-Заннада: Асма была старше Аиши на 10 лет".
Аз-Захаби, Сиярь алям ан-Нубаля, раздел: Ступень 1, глава 52: Асма дочь Абу Бакра, том 2, стр. 289, исследование: группа исследователей под руководством Шуайба Арнаута, Муассисат ар-Рисаля, Бейрут, Ливан, 1422 - 2001, в 24-х томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-10906/page-2269
Ибн Асакир пишет:
قال ابن ابي الزناد وكانت أكبر من عائشة بعشر سنين
"Ибн Абу аз-Заннад сказал: "Она (Асма) была старше Аиши на 10 лет".
Ибн Асакир Абу Аль-Касим Али ибн Аль-Хасан (умер 571), История города Дамаск, номер 9294: Асма Бинт Абу Бакр, том 69, стр. 8, исследование Амро Ибн Гарама Аль-Умрави, изд-во Дарул фикр, 1995 - 1415, в 80-ти томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-71/page-31185
Ибн Касир Дамашкы передаёт:
أَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ
وهى أكبر من أختها عائشة بعشر سنين
"Асма, дочь Абу Бакра, мать Абдуллы Ибн аз-Зубайра
И она была старше своей сестры Аиши на 10 лет".
Ибн Касир, аль Бидайа ван нихайа, глава: 73-й год, раздел: о тех, кто был убит вместе с Ибн Зубейром в 73-м году в Мекке, глава: Асма Бинт Абу Бакр, том 8, стр. 346, изд-во Мактабатул маариф, Бейрут, Ливан, 1413 г.л.х. - 1992 г., в 15-ти томах.
Амир Сан'ани пишет:
وَعَنْ " أَسْمَاءَ " بِفَتْحِ الْهَمْزَةِ وَسِينٍ مُهْمَلَةٍ فَمِيمٍ فَهَمْزَةٍ مَمْدُودَةٍ " بِنْتِ أَبِي بَكْرٍ " وَهِيَ أُمُّ " عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الزُّبَيْرِ "، أَسْلَمَتْ بِمَكَّةَ قَدِيمًا، وَبَايَعَتْ النَّبِيَّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -، وَهِيَ أَكْبَرُ مِنْ عَائِشَةَ بِعَشْرِ سِنِين ، وَمَاتَتْ بِمَكَّةَ بَعْدَ أَنْ قُتِلَ ابْنُهَا بِأَقَلَّ مِنْ شَهْرٍ، وَلَهَا مِنْ الْعُمْرِ مِائَةُ سَنَةٍ، وَذَلِكَ سَنَةَ ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ
"Она (Асма) была старше Аиши на 10 лет и умерла в Мекке меньше чем через месяц после убийства её сына (Абдуллы), и на тот момент ей было 100 лет, и было это в 73-м году (по хиджре)".
Санаани, Изуд Дин, Абу Ибрахим, Субулул ислам шарху булугил марам, книга: Чистоты, глава: О менструальной крови, которая попала на одежду, том 1, стр. 53, изд-во Дарул хадис. - http://shamela.ws/browse.php/book-21590/page-43
Исходя из всего сказанного выше, учитывая то, что Асма родилась за 27 лет до переселения Пророка (с), то есть - за 14 лет до начала самого пророчества, и то, что она была старше Аиши на 10 лет, то сама Аиша должна была родиться за 4 года до начала пророчества. В таком случае, на тот момент, когда Аиша заключила брачный договор с Пророком (с) в 13-м году по хиджре, ей должно было быть 17 лет, никак не 6, и, как об этом будет сказано далее, в дом Пророка (с) она пришла через 4 года после заключения брачного договора, а первая брачная ночь состоялась через год после этого, то есть, на тот момент ей было 22 года, а не 9.
3) Даже если не брать во внимание сказанное выше, то и в этом случае имеются факты, отвергающие версию о 6 и 9 годах. Некоторые суннитские ученые утверждают, что Аиша скончалась в 57-м или 58-м году от хиджры во времена правления омейядов, и было ей тогда 70 лет.
وَمَاتَتْ سنة سبع وَخمسين وَقيل ثَمَان وَخمسين وَقد قاربت السّبْعين وأوصت أَن تدفن بِالبَقِيعِ من صواحباتها وَصلى عَلَيْهَا أَبُو هُرَيْرَة وَكَانَ خَليفَة مَرْوَان بِالْمَدِينَةِ
Умерла она (Аиша) в 57 году, а некоторые говорят в 58-м. Ей было около 70-ти лет. Она завещала похоронить себя в Аль-Баки. Над ней погребальную молитву читал Абу Хурайра, наместник Марвана в Медине.
Ибн Аль-Джаузи Аль-Ханбали Джамал Ад-Дин Абу Аль-Фарадж (умер 597), «Талких фухуму ахли аль-асар», изд-во Шарикату Аль-Аркам Ибн абу Аль-Аркам, Бейрут, Ливан, издание первое, 1997, в одном томе. - http://shamela.ws/browse.php/book-6700/page-14
وماتت سنة ثمان وخمسين وقد قاربت السبعين
Умерла она (Аиша) в 58 году, ей было около 70-ти лет.
Абу Умар Шахаб Ад-Дин Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Абд Раббих Аль-Андалуси (умер 328), «Аль-Акд аль-фарид», том 5, стр. 7, изд-во Дап аль-кутуб аль-илмия, Бейрут, Ливан, идание первое, 1404, в 8-ми томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-23789/page-1432
Если она скончалась в 57-м году от хиджры, то получается, что она родилась в самом начале пророчества, а если в 58-м, то на второй год после начала пророчества.
Есть также сообщения о том, что Пророк (с) женился на Аише после женитьбы на Сауде дочери Зам'ы.
تزوجها رسول الله صلى الله عليه وسلم بمكة بعد موت خديجة وقبل العقد عَلَى عائشة
Посланник Аллаха (с) женился на ней (Сауде) в Мекке после смерти Хадиджи и до женитьбы на Аише.
Абу Умар Юсуф Ибн Абдулла Ибн Абд Аль-Барр Ан-Намари Аль-Куртуби Аль-Малики (умер 463), «Аль-Истиаб фи марифатил асхаб», глава: Сауда дочь Зам'ы, том 4, стр. 1867, номер 3394, исследование Али Мухаммад Аль-Биджауи, изд-во Дар аль-джайл, Бейрут, Ливан, издание первое, 1412 - 1992, в 4-х томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-12288/page-1851
وَتَزَوجهَا بِمَكَّة بعد موت خَدِيجَة بأيام فِي السّنة الْعَاشِرَة من النُّبُوَّة قبل أَن يعْقد على عَائِشَة وَهَذَا قَول قَتَادَة وَأبي عُبَيْدَة وَلم يذكر ابْن قُتَيْبَة غَيره
«И он женился на ней (Сауде) в Мекке после смерти Хадиджи в десятом году от начала пророческой миссии, до того, как заключил брачный союз с Аишей. И это мнение Катады и Абу Убайда, Катада не упоминал о других версиях».
Абд Аль-Малик Ибн Хусейн Ибн Абд Аль-Малик Аль-Исами Аль-Макки (умер 1111), «Самт ан-нуджум аль-авали», том 1, стр. 434, исследование Адил Ахмад Абл Аль-Мавджуд – али Мухаммад Муаввад, изд-во Дар аль-кутуб аль-илмия, Бейрут, Ливан, издание первое, 1419 – 1998, в 4-х томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-6617/page-378
Теперь, когда мы определили, в каком возрасте она умерла и в каком году хиджры, нам необходимо перебрать версии даты женитьбы Пророка (с) на ней. Разногласия имеются как относительно даты заключения брачного договора Аиши с Пророком (с), так и относительно времени того, когда она пришла в его дом. Мы переберем имеющиеся версии и посмотрим, совпадает ли хоть одна из этих версий с распространенной версией о 6 и 9 годах:
А) Пророк (с) заключил с ней брачный договор через 3 года после смерти госпожи Хадиджи, а через 2 года после этого она пришла в его дом. Что касается церемонии первой брачной ночи, то она состоялась через год после того, как она переехала в дом Пророка (с).
Мухаммад Ибн Исма'ил Аль-Бухари, самый авторитетный ученый суннитского толка, передаёт от Аиши следующее:
3606 حَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ بْنُ سَعِيدٍ حَدَّثَنَا حُمَيْدُ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ عَنْ هِشَامِ بْنِ عُرْوَةَ عَنْ أَبِيهِ عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ مَا غِرْتُ عَلَى امْرَأَةٍ مَا غِرْتُ عَلَى خَدِيجَةَ مِنْ كَثْرَةِ ذِكْرِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِيَّاهَا قَالَتْ وَتَزَوَّجَنِي بَعْدَهَا بِثَلَاثِ سِنِينَ وَأَمَرَهُ رَبُّهُ عَزَّ وَجَلَّ أَوْ جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلَام أَنْ يُبَشِّرَهَا بِبَيْتٍ فِي الْجَنَّةِ مِنْ قَصَبٍ
Передают от Аиши: "Он (Пророк) женился на мне через 3 года (после гибели Хадиджи)".
Сахих Бухари, Книга: о достоинствах ансаров, глава: "Брак пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с Хадиджей и её достоинства, да будет доволен ею Аллах Всевышний", хадис 3606, том 3, стр. 1389, изд-во Дару Ибн Касир, 1993 - 1414, в семи томах. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=0&ID=2158&idfrom=3615&idto=3620&bookid=0&startno=2
Ибн Исхак, автор известнейшего труда по жизнеописанию Пророка (с), пишет:
نا يونس عن هشام بن عروة عن أبيه قال تزوج رسول الله صلى الله عليه وسلم عائشة بعد موت خديجة بثلاث سنين
"Юнус Ибн Хишам, от Хишам Ибн Урва, от своего отца, который сказал: "Посланник Аллаха (с) женился на Аише через три года после смерти Хадиджи".
Мухаммад Ибн Исхак Ибн Ясар Аль-Матлаби (умер 151), «Сира Ибн Исхака», глава: Женитьба Посланника аллаха на Аише, том 1, стр. 255, исследование Сухайл Заккар, изд-во Дар аль-фикр, Бейрут, Ливан, издание первое, 1398 – 1978, в одном томе. - http://shamela.ws/browse.php/book-9862#page-245
Внимание:
В продолжении предания от Урва, Ибн Исхак передает, что Аише было 6 лет во время замужества, а потом он подчеркивает, что она переехала к нему в 9 летнем возрасте. Несмотря на это, он передает от Урва, что она вышла за него через три года после смерти Хадиджи (мир ей!).
Ибн аль-Мулаккын, после ссылки на предание от Бухари, пишет:
تزَوجهَا بعد موت خَدِيجَة بِسنتَيْنِ أَو ثَلَاث كَمَا سلف عَن رِوَايَة البُخَارِيّ
وَبنى بهَا بِالْمَدِينَةِ فِي شَوَّال فِي السّنة الثَّانِيَة
"Посланник Аллаха (с) женился на Аише через два или три года после смерти Хадиджи, как мы уже выяснили из предания Бухари.
Он поселил её (Аишу) у себя дома в месяце Шавваль во втором году (от хиджры)".
Ибн Аль-Мулаккын Сирадж Ад-Дин Абу Хафс Умар Ибн Али Ибн Ахмад Аш-Шафеи Аль-Мисри (умер 804), «Гаят ас-суул фи хасаиси Ар-Расул», стр. 236, исследование Абдулла Бахр Ад-Дин Абдулла, изд-во Дар аль-башаир аль-исламия, Бейрут, Ливан, в одном томе. - http://shamela.ws/browse.php/book-6588#page-169
Хафиз Макдиси пишет:
وبنى بها بالمدينة ودخل بها بعد البناء بسنة
"Он поселил её у себя дома в Медине, а вошёл к ней через год после этого".
Мутаххар Ибн Тахир Аль-Макдиси (умер 355), «Аль-Бад’ ва ат-тарих», том 5, стр. 11, изд-во Макатабату ас-сакафие ад-диние, Порт Саид, Египет, в 6-ти томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-12318/page-913
Таким образом, если она умерла в 57 или 58 году хиджры в 70 летнем возрасте, а вышла замуж спустя три года после Хадиджи (мир ей!), которая умерла на 10 год после начала пророчества (то есть, вышла замуж в 13-м году от начал миссии. То есть, в 1-м году до нашей эры по хиджре), то получается, что на момент заключения брачного договора ей было 13 или 12 лет соответственно. А переехала она к Пророку (с) в 15 или 14 лет, и брачная ночь состоялась через год, то есть, в 16 или 15 лет, что, опять-таки, никак не сходится с широко известными 6-ю и 9-ю годами.
Б) Пророк (с) заключил с Саудой брачный союз примерно через 3 года после смерти Хадиджи (а), и она была единственной женой Пророка (с) на протяжении 4-х лет, и только спустя 4 года он женился на Аише, а их первая брачная ночь прошла через год после женитьбы.
Балазури, один из известнейших историков представителей суннизма, в биографии сподвижницы Сауды пишет:
868- وتزوج رسول الله صلى الله عليه وسلم، بعد خديجة، سودة بنت زمعة ابن قيس، من بني عَامِر بن لؤي، قبل الهجرة بأشهر. وكانت قبله عند السكران بن عَمْرو، أخي سهيل بن عَمْرو. فلما مات خلف عَلَيْهَا رَسُول اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. فكانت أول امرأة وطئها بالمدينة.
"Посланник Аллаха (с) после Хадиджи (а) женился на Сауде бинт Зам'а Ибн Кайс, которая была из рода бану Амир Ибн Луай, и это было за несколько месяцев до переселения (в Медину) ... И она была первой женщиной, к которой Пророк (с) вошёл в Медине".
Балазури, Ахмад Ибн Яхья (умер 279), Ансаб аль-Ашраф, раздел: Жизнеописание Посланника Аллаха (с), подраздел: Жены Посланника аллаха (с), глава: Сауда Бинт Зам'а, том 1, стр. 407, номер 868, изд-во Дарул фикр, исследование: Сухайл Заккар и Рияд Аз-Заркали, Бейрут, Ливан, издание первое, 1417 – 1996, в 13 томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-9773/page-406
Захаби в описании сподвижницы Сауды пишет:
وقد انفردت بصُحبة رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أربع سنين لَا تشاركها فيه امرأة ولا سَرِيّة، ثُمَّ بنى بعائشة بَعْدُ …
"Она (Сауда) была единственной женой Пророка (с) в течение 4-х лет, и за это время никто не разделял с ней статус жены, и также у него не было наложницы (в этот период). После этого (срока) он привёл в дом Аишу...".
Шамс Ад-Дин Аз-Захаби, Тарих аль Ислам (умер 748), том 3, стр. 288, исследование: Умар Абд Ас-Салам Ат-Тадаммури, изд-во Дару китаб аль араби, Бейрут, Ливан, 1413 - 1993, издание второе, в 52 томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-12397/page-1536
(سَوْدَة 5287)
3 - (أم الْمُؤمنِينَ رَضِي الله عَنْهَا)
سَوْدَة بنت زَمعَة بن قيس أم الْمُؤمنِينَ القرشية العامرية تزَوجهَا رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم بعد خَدِيجَة انْفَرَدت بِصُحْبَة رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم أَربع سِنِين لَا يشاركها فِيهِ امْرَأَة وَلَا سَرِيَّة
"Сауда Бинт Зам'а Ибн Кайс. Пророк (с) женился на ней после Хадиджи, и она была единственной женой Пророка (с) в течение 4-х лет, и за это время никто не разделял с ней статус жены, и также у него не было наложницы (в этот период)".
Салах ад-Дин Ас Сафди (умер 764), «Аль-Вафи бил вафаят», том 16, стр. 25, исследование Ахмад Аль-Арнаут и Турки Мустафа, изд-во Дару ихйаи турасил араби, Бейрут, Ливан, 1420 – 2000, в 29-ти томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-6677/page-4084
Хафиз Макдаси в биографии Аиши пишет:
عائشة
وبنى بها بالمدينة ودخل بها بعد البناء بسنة
"Он (Пророк) поселил её (Аишу) у себя в доме в Медине, а вошёл к ней через год после этого".
Мутаххар Ибн Тахир Аль-Макдиси (умер 355), «Аль-Бад’ ва ат-тарих», том 5, стр. 11, изд-во Макатабату ас-сакафие ад-диние, Порт Саид, Египет, в 6-ти томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-12318/page-913
Таким образом, Хадиджа (мир ей!) умерла в 10-м году от начала пророческой миссии. Пророк (с) женился на Сауде спустя три года, она была его единственной женой на протяжении 4-х лет, потом он женился на Аише и через год после женитьбы провел с ней брачную ночь. А это означается, что Пророк (с) женился на Аише в 4-м году хиджры и в 5-м году хиджры разделил с ней ложе.
И так, с учётом того, что Аиша умерла в 57 или 58 году примерно в 70 летнем возрасте, то, согласно этой версии, на момент заключения брачного договора ей было минимум 16 или 17, а брачная ночь состоялась в 17 или 18 лет.
В) Пророк (с) заключил с Аишей брачный союз за один год до переселения (то есть, в 12-м году от начала пророчества), а через год после того, как она переехала к нему в дом, он разделил с ней ложе. А переехала она к нему уже в Медине.
Хафиз Макдиси в биографии Аиши пишет:
عائشة
تزوجها بمكة قبل الهجرة بسنة وهي ابنة سبع سنين وبنى بها بالمدينة ودخل بها بعد البناء بسنة ... وتوفّيت عائشة في زمن معاوية وقد قاربت السبعين
"Пророк (с) заключил с ней брачный союз за год до переселения, и тогда ей было 7 лет. Он привёл её к себе домой, когда находился в Медине, и разделил с ней ложе через год после этого... Аиша умерла во времена правления Му'авии, когда ей было около 70-ти лет".
Мутаххар Ибн Тахир Аль-Макдиси (умер 355), «Аль-Бад’ ва ат-тарих», том 5, стр. 11-12, изд-во Макатабату ас-сакафие ад-диние, Порт Саид, Египет, в 6-ти томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-12318/page-913
Таким образом, она вышла замуж за Пророка (с) в 12-м году, то есть, за год до начала мусульманского календаря, переехала к нему по крайней мере через год, а разделила с ним ложе еще через год.
И так, с учётом того, что Аиша умерла в 57 или 58 году примерно в 70 летнем возрасте, то, согласно этой версии, на момент заключения брачного договора ей было минимум 11 или 12 лет, переехала к Пророку (с) в 12 или 13, а брачная ночь состоялась в 13 или 14 лет.
Как видите, даже эта версия далека от версии о 6 и 9 годах.
Д) Пророк (с) заключил с Аишей брачный союз за два года или три года до переселения, а переехала она к нему после переселения, то есть, в Медине.
Ибн Джаузи в биографии Аиши пишет:
فَتَزَوجهَا رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم بِمَكَّة فِي شَوَّال قبل الْهِجْرَة بِسنتَيْنِ وَقيل بِثَلَاث سِنِين وَهِي بنت سِتّ سِنِين وَبنى بهَا بِالْمَدِينَةِ وَهِي بنت تسع سِنِين... وَمَاتَتْ سنة سبع وَخمسين وَقيل ثَمَان وَخمسين وَقد قاربت السّبْعين
"Пророк заключил с ней брачный союз будучи в Мекке в месяце Шавваль за 2 года до переселения, а некоторые сказали, что за 3 года, и Аише на тот момент было 6 лет. Пророк (с) поселил её у себя в доме в Медине, и Аише тогда было 9 лет... Она умерла в 57-м или 58-м году от хиджры... и было ей тогда около 70 лет".
Ибн Аль-Джаузи Аль-Ханбали Джамал Ад-Дин Абу Аль-Фарадж (умер 597), «Талких фухуму ахли аль-асар», изд-во Шарикату Аль-Аркам Ибн абу Аль-Аркам, Бейрут, Ливан, издание первое, 1997, в одном томе. - http://shamela.ws/browse.php/book-6700/page-14
Учитывая возраст Аиши на момент смерти, согласно этому мнению на момент заключения брачного союза ей должно было быть примерно 12 (а не 6), а ко времени, когда она переехала к Пророку (с), ей было около 15 (а не 9). И разделил с ней Пророк (с) ложе через год, как неоднократно было указано выше, то есть, в 16 лет.
Некоторые также утверждают, что их брачный союз был заключён за 3 года до переселения в Медину, и, как мы упомянули об этом ранее, историки указывают на данное мнение словами "Было сказано кем-то" (так выражаются в тех случаях, когда мнение не имеет какой-либо силы и не заслуживает серьезного к себе отношения), и даже если бы это мнение соответствовало истине, то и тогда на момент заключения брака ей было бы 11 лет, но никак не 6. А на момент переезда к Пророку (с) – 14, а брачная ночь состоялась в 15 лет.
На основании всего того, что мы упомянули, ни по одной из существующих версий относительно возраста смерти Аиши, или даты заключения брака с Пророком (с), или же её переезда в его дом - ни по одной из них на момент бракосочетания ей не могло быть 6 лет, а на момент переезда к нему никак не могло быть 9 лет.