Скачать статью в формате:

На самом ли деле, Умар Ибн Аль-Хаттаб был настолько храбр и силен, что принятие им ислама укрепило мусульман?

Вопрос:

Как Умар Ибн Аль-Хаттаб, второй «праведный» халиф принял ислам? На самом ли деле принятие им ислама укрепило Пророка (с)?

Ответ:

В то время, когда Посланник Аллаха (с) достиг своей посланнической миссии в Мекке и открыто стал призывать людей к религии ислам, он встретил жесткое сопротивление со стороны глав знатных родов Курейш. С тех пор, как главы Курейша увидели, что ислам набирает силу в конфликте с их интересами и последователей ислама становится все больше, их охватил страх и они начали всестороннюю войну с мусульманами. В отношении же тех, кто был из числа рабов и невольниц, был отдан приказ причинять им страдания и пытать их, до тех пор, пока они не отвернутся от ислама.

Ярким примером тех, кто подвергся подобным пыткам являются Аммар Ясир, его жена Сумая, его мать и отец, которые вследствие пыток приняли мученическую смерть.

Принятие ислама Умаром, с точки зрения суннитов

Умар ибн Хаттаб, который, согласно суннитской точке зрения, также считался одним из глав Курейша, был одним из тех людей, кто яростно противостоял исламу и Посланнику Аллаха (с), и причинял страдания и притеснения каждому, кто становился мусульманином, до такой степени, что большинство многобожников, из страха перед ним, не принимали ислам или скрывали свое принятие ислама. Здесь мы ограничимся описанием только двух случаев:

Преследования и притеснения мусульман Умаром

Захаби в своей книге Тарих аль-ислам и многие другие суннитские ученые пишут:

فَحَدَّثَنِي عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ الْحَارِثِ، عَنْ عَبْدِ الْعَزِيزِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَامِرِ بْنِ رَبِيعَةَ، عَنْ أُمِّهِ لَيْلَى قَالَتْ: كَانَ عُمَرُ مِنْ أَشَدِّ النَّاسِ عَلَيْنَا فِي إِسْلامِنَا، فَلَمَّا تَهَيَّأْنَا لِلْخُرُوجِ إِلَى الْحَبَشَةِ، جَاءَنِي عُمَرُ، وَأَنَا عَلَى بَعِيرٍ، نُرِيدُ أَنْ نَتَوَجَّهَ، فَقَالَ: إِلَى أَيْنَ يَا أُمَّ عَبْدِ اللَّهِ؟

فَقُلْتُ: قَدْ آذَيْتُمُونَا فِي دِينِنَا، فَنَذْهَبَ فِي أَرْضِ اللَّهِ حَيْثُ لَا نُؤْذَى فِي عِبَادَةِ اللَّهِ، فَقَالَ: صَحِبَكُمُ اللَّهُ، ثُمَّ ذَهَبَ، فَجَاءَ زَوْجِي عَامِرُ بْنُ رَبِيعَةَ فَأَخْبَرْتُهُ بِمَا رَأَيْتُ مِنْ رِقَّةِ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ، فَقَالَ: تَرْجِينَ أَنْ يُسْلِمَ؟ قُلْتُ: نَعَمْ، قَالَ: فو الله لَا يُسْلِمُ حَتَّى يُسْلِمَ حِمَارُ الْخَطَّابِ [2] . يَعْنِي مِنْ شِدَّتِهِ عَلَى الْمُسْلِمِينَ.

Абдуллах ибн Амир ибн Рабиа от своей матери Лейли передает: ”Умар был одним из тех людей, которые больше всего чинили препятствия для принятия нами ислама;  когда мы хотели отправиться в Ефиопию, Умар пришел к нам в тот момент, когда я уже сидела на верблюде и собиралась отправиться в путь. Он спросил меня: «Эй мать Абдуллы, куда ты собралась?». Я ответила: «Вы преследовали нас из-за нашей веры, поэтому мы отправляемся туда, где по причине поклонения Аллаху нас не будут притеснять». Затем он сказал: «Бог с вами!». Потом он ушел, а мой супруг Амир ибн Рабия подошел ко мне, и я сообщила ему о том, что увидела, то есть о том, что Умар успокоился.  Затем он спросил меня: «Ты надеешься, что он примет ислам?". Я ответила: «Да». Он же на это сказал мне: «Клянусь Аллахом, он не примет ислам, даже если его осел примет ислам».

Тарих аль-ислам, Захаби Шамс Ад-Дин, раздел: жизнеописание Пророка (с) до хиджры, глава: принятие ислама Умаром, том 1, стр. 181, исследование Умар Абд Ас-Салам Тадмури, изд-во Дар аль-кутуб аль-араби, Бейрут, Ливан, 1413- 1993, издание второе, в 52-х томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-12397#page-177

Или том 1, стр. 110, изд-во Тавкифие, в 37-ми томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-22771#page-114

Другие источники:

Аль-Камиль фит тарих, том 2, стр. 84; Аль-бидая ван нихая, Ибн Касир, том 3, стр. 100; Аль-Мустадрак, Хаким Нишапури, том 4, стр. 58-59; Ас-сийря ан-набауия, Ибн Касир, том 2, стр. 32-33; Сира ан-наби, Ибн Хишам, том 1, стр. 229.

То есть, мусульмане того времени ожидали от него принятия ислама не больше, чем от его осла.

Большинство ученых ахль-сунны, в том числе Захаби в Истории ислама, Мухаммад ибн Саад в Аль Табакат аль кубра и Ибн Асакир в Истории Дамаска, следующим образом описывают принятие ислама Умаром:

وَقَالَ مُحَمَّدُ بْنُ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ الْمُنَادِي: ثنا إسحاق الأزرق، ثنا القاسم ابن عُثْمَانَ الْبَصْرِيُّ، عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ: خَرَجَ عُمَرُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ مُتَقَلِّدًا السَّيْفَ، فَلَقِيَهُ رَجُلٌ مِنْ بَنِي زُهْرَةَ فَقَالَ لَهُ: أَيْنَ تَعْمِدُ يَا عُمَرُ؟ قَالَ: أُرِيدُ أَنْ أَقْتُلَ مُحَمَّدًا، قَالَ: وَكَيْفَ تَأْمَنُ فِي بَنِي هَاشِمٍ وَبَنِي زُهْرَةَ، وَقَدْ قَتَلْتَ مُحَمَّدًا؟ فَقَالَ: مَا أَرَاكَ إِلَّا قَدْ صَبَأْتَ [1] ، قَالَ: أَفَلَا أَدُلُّكَ عَلَى الْعَجَبِ، [2] إِنَّ خَتَنَكَ [3] وَأُخْتَكَ قَدْ صبأ [4] وَتَرَكَا دِينَكَ [5] . فَمَشَى عُمَرُ [6] فَأَتَاهُمَا، وَعِنْدَهُمَا خَبَّابٌ، فَلَمَّا سَمِعَ بِحِسِّ عُمَرَ تَوَارَى فِي الْبَيْتِ، فَدَخَلَ فَقَالَ: مَا هَذِهِ الْهَيْنَمَةُ [7] ؟ وَكَانُوا يَقْرَءُونَ «طه» [8] ، قَالَا: مَا عَدَا حَدِيثًا تَحَدَّثْنَاهُ بَيْنَنَا، قَالَ: فَلَعَلَّكُمَا قَدْ صَبَأْتُمَا؟ فَقَالَ لَهُ خَتَنُهُ: يَا عُمَرُ [9] إِنْ كَانَ الْحَقُّ فِي غَيْرِ دينك؟ فوثب عليه فوطئه وَطْئًا شَدِيدًا، فَجَاءَتْ أُخْتُهُ لِتَدْفَعَهُ عَنْ زَوْجِهَا، فَنَفَحَهَا نَفْحَةً بِيَدِهِ فَدَمَّى وَجْهُهَا، فَقَالَتْ وَهِيَ غَضْبَى: وَإِنْ كَانَ الْحَقُّ فِي غَيْرِ دِينِكَ إِنِّي أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، فَقَالَ عُمَرُ: أَعْطُونِي الْكِتَابَ الَّذِي هُوَ عِنْدَكُمْ فَأَقْرَأَهُ، وَكَانَ عُمَرُ يقرأ الكتاب [10] ، فقالت أخته: إنّك رجس، وإنّه لَا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ، فَقُمْ فَاغْتَسِلْ أَوْ تَوَضَّأْ، فَقَامَ فَتَوَضَّأَ، ثُمَّ أَخَذَ الْكِتَابَ، فَقَرَأَ (طه) حَتَّى انْتَهَى إِلَى: إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لا إِلهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلاةَ لِذِكْرِي 20: 14 [11] فقال عُمَرُ: دُلُّونِي [1] عَلَى مُحَمَّدٍ، فَلَمَّا سَمِعَ خَبَّابٌ قَوْلَ عُمَرَ خَرَجَ فَقَالَ: أَبْشِرْ يَا عُمَرُ فَإِنِّي أَرْجُو أَنْ تَكُونَ دَعْوَةُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَكَ لَيْلَةَ الْخَمِيسِ: «اللَّهمّ أَعِزَّ الْإِسْلَامَ بِعُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ أَوْ بِعَمْرِو بْنِ هِشَامٍ» . وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي أَصْلِ الدَّارِ الَّتِي فِي أَصْلِ الصَّفَا. فَانْطَلَقَ عُمَرُ حَتَّى أَتَى الدَّارَ وَعَلَى بَابِهَا حَمْزَةُ، وَطَلْحَةُ، وَنَاسٌ [2] ، فَقَالَ حَمْزَةُ: هَذَا عُمَرُ، إِنْ يُرِدِ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا يُسْلِمْ وَإِنْ يُرِدْ غَيْرَ ذَلِكَ يَكُنْ قَتْلُهُ عَلَيْنَا هَيِّنًا، قَالَ: وَالنَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ دَاخِلٌ يُوحَى إِلَيْهَ، فَخَرَجَ حَتَّى أَتَى عُمَرَ، فَأَخَذَ بِمَجَامِعِ ثَوْبِهِ وَحَمَائِلِ السَّيْفِ فَقَالَ:

«مَا [3] أَنْتَ بِمُنْتَهٍ يَا عُمَرُ حَتَّى يُنْزِلَ اللَّهُ بِكَ مِنَ الْخِزْيِ وَالنَّكَالِ مَا أَنْزَلَ بِالْوَلِيدِ بْنِ الْمُغِيرَةِ» ؟ فَهَذَا عُمَرُ «اللَّهمّ أَعِزَّ الْإِسْلامَ [4] بِعُمَرَ» فَقَالَ عُمَرُ:

أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّكَ عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ.

От Анаса ибн Малика пришло предание, в котором говорится, что Умар вышел из дома с саблей в руках, человек из бани Зухре увидел его и спросил: «Куда намереваешься Умар?» Умар ответил: «Хочу убить Мухаммада!» Человек ответил ему: «Если ты убьешь Мухаммада, каким образом хочешь остаться в безопасности от рук бани Хашим и бани Зухре?»

Умар сказал: «Кажется ты тоже отрекся от своей веры (т.е. стал мусульманином)?

Тот человек ответил ему: «Хочешь я скажу тебе, что удивит тебя? Твой зять и твоя сестра тоже отреклись от своей веры».

Тогда Умар отправился к сестре, Хаббаб тоже был там, и когда он понял, что Умар направляется к ним, спрятался в доме. Умар спросил: «Что это за шум?». (До прихода Умара) они читал суру Таха. «Кроме нашего разговора, ничего другого не было» - ответили они. Умар спросил: «Может вы тоже отвернулись от своей веры?» В ответ зять Умара ответил: «Если истина находится за пределами твоей веры, что делать?». Тогда Умар набросился на него и ударил ногой. Его жена вышла и хотела защитить своего мужа, Умар так сильно ударил ее по лицу, что у нее пошла кровь. После этого она гневно ответила ему: «Если истина находится за пределами твоей веры, я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад его раб и посланник».

Умар сказал, чтобы она дала ему книгу, которую читала, но сестра ответила ему: «Ты нечист и кроме тех, кто очищен другим нельзя прикасаться к этой книге, сделай гусль и вузу, после этого можешь взять эту книгу». Он сделал вузу, взял книгу и стал читать: «Таха», и когда дошел до места: «Воистину, Я - Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (20:14). Потом попросил, чтобы его отвели к Мухаммаду. Когда Хаббаб услышал эти слова Умара, сказал: «Эй Умар! Надеюсь, что дуа, которое в четверг вечером читал Посланник Аллаха (с): «О Аллах! Возвеличь ислам посредством Умара ибн Хаттаба и Амира ибн Хишама!» - было принято».

В это время Посланник Аллаха (с) находился в своем доме у подножья горы Сафа.

Затем Умар вышел и отправился в дом Пророка (с). Хамза, Тальха и еще группа людей были возле дверей дома Пророка. Хамза сказал: «Это Умар, если Аллах предопределил для него благо, то он станет мусульманином, а иначе можно его легко убить. Посланник Аллаха (с) был у себя в доме, когда ему снизошло откровение, затем он вышел из дома и приблизился к Умару, протянул руку к его сабле и молвил: «Эй, Умар! Не хочешь прекратить, пока Аллах не подверг тебя такому же унижению, как и Валида ибн Мугира? О Аллах! Это Умар, возвеличь ислам посредством него!». После этого Умар сказал: «Свительствую, что нет бога, кроме Аллаха и ты его раб и посланник».

Тарих аль-ислам, Захаби Шамс Ад-Дин, раздел: жизнеописание Пророка (с) до хиджры, глава: принятие ислама Умаром, том 1, стр. 174-175, исследование Умар Абд Ас-Салам Тадмури, изд-во Дар аль-кутуб аль-араби, Бейрут, Ливан, 1413- 1993, издание второе, в 52-х томах. -  http://shamela.ws/browse.php/book-12397/page-177#page-170

Или том 1, стр. 105-106, изд-во Тавкифие, в 37-ми томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-22771/page-114#page-109

Другие источники: Тарих аль-мадина, Ибн Шибха Ан-Нумайри, том 2, стр. 657-659; История города Дамаск, Ибн Асакир, том 44, стр. 34-35; Ат-табакат аль-кубра, Мухаммад Ибн Саад, том 3, стр. 267-269.

Умар принимает ислам после гарантии Ааса бин Ваиля:

Некоторые утверждают, что до принятия ислама Умаром, никто не осмеливался открыто читать намаз в Каабе и мусульмане скрыто поклонялись Аллаху, а после принятия ислама Умаром мусульмане осмелели и...

Это утверждение противоречит хадису, который приводится в самой достоверной суннитской книге после Корана – Сахиху Бухари. Наоборот, скорее он очень боялся принятия ислама иименно из-за страха быть убитым от рук многобожников, скрывался у себя дома, но, после того, как Аас ибн Вайль дал ему гарантию безопасности, он открыто провозгласил о своем принятии ислама. Мухаммад ибн Исмаил Бухари в своем сахихе привел:

3651 حَدَّثَنِي يَحْيَى بْنُ سُلَيْمَانَ قَالَ حَدَّثَنِي ابْنُ وَهْبٍ قَالَ حَدَّثَنِي عُمَرُ بْنُ مُحَمَّدٍ قَالَ فَأَخْبَرَنِي جَدِّي زَيْدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ عَنْ أَبِيهِ قَالَ بَيْنَمَا هُوَ فِي الدَّارِ خَائِفًا إِذْ جَاءَهُ الْعَاصِ بْنُ وَائِلٍ السَّهْمِيُّ أَبُو عَمْرٍو عَلَيْهِ حُلَّةُ حِبَرَةٍ وَقَمِيصٌ مَكْفُوفٌ بِحَرِيرٍ وَهُوَ مِنْ بَنِي سَهْمٍ وَهُمْ حُلَفَاؤُنَا فِي الْجَاهِلِيَّةِ فَقَالَ لَهُ مَا بَالُكَ قَالَ زَعَمَ قَوْمُكَ أَنَّهُمْ سَيَقْتُلُونِي إِنْ أَسْلَمْتُ قَالَ لَا سَبِيلَ إِلَيْكَ بَعْدَ أَنْ قَالَهَا أَمِنْتُ فَخَرَجَ الْعَاصِ فَلَقِيَ النَّاسَ قَدْ سَالَ بِهِمْ الْوَادِي فَقَالَ أَيْنَ تُرِيدُونَ فَقَالُوا نُرِيدُ هَذَا ابْنَ الْخَطَّابِ الَّذِي صَبَا قَالَ لَا سَبِيلَ إِلَيْهِ فَكَرَّ النَّاسُ

Абдуллах ибн Умар повествует: Умар был напуган и оставался у себя в доме, в это время пришел Аас ибн Вайль и спросил: «Что с тобой случилось?». Умар отвечал: «Люди твоего племени сказали, что убьют меня, если я приму ислам». Аас сказал:» После того, как я дам тебе гарантию безопасности, никто тебе не причинит вреда». Аас вышел и увидел людей, которые направлялись в эту сторону, он спросил их: «Куда идете?». Они ответили, что ищут сына Хаттаба, который принял ислам. Аас сказал им, чтобы они не трогали его, и тогда люди разошлись.

Сахих Бухари, Книга: достоинств ансаров, глава: принятие ислама Умаром Ибн Аль-Хаттабом (ра), хадис 3651, том 3, стр. 1403, изд-во Дару Ибн Касир, 1993 - 1414, в семи томах. –

http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=0&ID=2173&idfrom=3659&idto=3663&bookid=0&startno=1

http://shamela.ws/browse.php/book-1681/page-6043#page-6220

http://islamport.com/w/mtn/Web/3007/6526.htm 

Аас ибн Вайль, тот самый человек, который насмехался над Посланником (с) и Аллах ниспослал этот аят о нем: «Мы защитим тебя от зла насмешников».

Коран, сура Хиджр, аят 95.

Он тот самый человек, который назвал Посланника Аллаха(с) «абтаром» (бездетным), то есть не имеющим продолжения рода и Аллах ниспослал Посланнику Аллаха (с) суру Ковсар и самому ему дал прозвище «абтар»:

إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الْأَبْتَرُ

«Мы даровали тебе Каусар. Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным»

Коран, 108:1-3

Если в самом деле, Умар был таким смелым и храбрым, что принятие им ислама нанесло сильный удар по неверующим и ислам возвеличился с его приходом, то почему Аас ибн Вайль, который был злейшим врагом ислама, гарантировал ему безопасность и отвратил людей от его убийства?

Либо эта история с приходом Умара в ислам выдумана, либо Аас ибн Вайль имел какую-то другую цель и с этим намерением защищал его, после того как он принял веру.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация