Скачать статью в формате:

Можно ли использовать аят Мубахила, чтобы доказать превосходство Али Ибн Абу Талиба (мир ему!) над остальными сподвижниками Пророка (с)?

Вопрос: Каким образом аят Мубахила доказывает превосходство Али Ибн Абу Талиба (а)?

Ответ: Имам Рида (мир ему!) очень доходчиво объяснил абасидскому халифу Мамуну, каким образом данный аят доказывает превосходством Али Ибн Абу Талиба (мир ему!).

Доводы Имама Риды (мир ему!)

В одном из диалогов, состоявшихся между Имамом Ридой (мир ему!) и аббасидским халифом Мамуном, его светлость Имам Рида (мир ему!) объяснил Мамуну, каким образом аят Мубахила доказывает превосходство Али Ибн Абу Талиба (мир ему!) над всеми остальными сподвижниками Пророка (с).

Мамун спросил у Имама, да будет мир с ним, какое самое большое достоинство у Али Ибн Абу Талиба, согласно Корану?

Имам Рида (мир ему!) ответил: То, что упомянуто в аяте Мубахила:

فَمَنْ حَاجَّكَ فِيهِ مِن بَعْدِ مَا جَاءَكَ مِنَ الْعِلْمِ فَقُلْ تَعَالَوْاْ نَدْعُ أَبْنَاءَنَا وَ أَبْنَاءَكمُ‏ وَ نِسَاءَنَا وَ نِسَاءَكُمْ وَ أَنفُسَنَا وَ أَنفُسَكُمْ ثُمَّ نَبْتهَلْ فَنَجْعَل لَّعْنَتَ اللَّهِ عَلىَ الْكَذِبِين‏

Тому, кто будет препираться с тобой относительно 'Исы, после того как ты получил [божественное] знание, скажи, [о Мухаммад]: "Давайте призовем наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, потом смиренно возденем в молитве руки и призовем проклятие Аллаха на лжецов!".

Сура Семейство Имрана, аят 61

Когда был ниспослан данный аят, Посланник Аллаха (с) позвал к себе Али, Фатиму, Хасана и Хусейна. Из этого следует, что Посланник Аллаха (с) под словами «наших сынов» понимал Хасана и Хусейна (мир им!), а под словами «наших женщин» - Фатиму (мир ей!), и наконец, под словами «нас самих» - Али Ибн Абу Талиба (мир ему!).

Смотрите предания об обстоятельствах ниспослания аята Мубахила

Согласно убеждению всех мусульман, Посланник Аллаха (с) является наилучшим из творений Всевышнего, и вполне естественно, что тот, кто является им сами, то есть, имеет положение самого Посланника Аллаха (с), также превосходит все остальные творения Создателя.

Мамун попытался возразить его светлости тем, что в аяте сказано «наших женщин», то есть, использовано множественное число, в то время, как Посланник Аллаха позвал только одну женщину, Фатиму. Так, почему же под словами «нас самих» не может подразумеваться сам Посланник Аллаха!? И в таком случае, этот аят не будет доказывать превосходство Али Ибн Абу Талиба (мир ему!).

Имам Рида (мир ему!) сказал, что это неверное утверждение и ответил ему следующее:

В аяте сказано «Давайте позовем … нас самих». Тот, кто зовет, зовет других, а не себя самого, точно также, как тот, кто приказывает, приказывает другим, а не самому себе. Поэтому, в действительности, неправильно звать самого себя. Точно также, как, в действительности, неправильно приказывать самому себе. Поэтому, под словами «нас самих» - подразумевается некто другой. А это может быть только Али Ибн Абу Талиб (мир ему!), из тех, кого Посланник Аллаха (с) позвал на взаимное проклятие, никто, кроме него, не может быть «самим Пророком», так как, Хасан и Хусейн (мир им!) являются «нашими сыновьями», а Фатима «нашими женщинами». А назван он самим Пророк (с) потому, что подобен его светлости Посланнику Аллаха (с) в своих превосходных духовных качествах.

Услышав аргументацию Имама Риды (мир ему!), Мамун сказал: «Это убедительный ответ».

Дополнение

Добавим, что на этот момент также указывает другой факт из истории Ислама. Дело в том, что Посланник Аллаха (с) заключал узы братства между своими сподвижниками, согласно их духовной близости. А Али Ибн Абу Талиба (мир ему!) сделал своим собственным побратимом, что является ясным доказательством того, что среди сподвижников Пророка (с), самым близким к нему, по своим достоинствам и духовным качествам, был Али (мир ему!). А это, в свою очередь, является подтверждением значения аята Мубахила, что Али Ибн Абу Талиб (мир ему!) превосходит все остальные творения Бога, после Посланника Аллаха (с).

Предание о заключении братства между сподвижниками привел Тирмизи в своем Сунане:

 3720 حَدَّثَنَا يُوسُفُ بْنُ مُوسَى الْقَطَّانُ الْبَغْدَادِيُّ حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ قَادِمٍ حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ صَالِحِ بْنِ حَيٍّ عَنْ حَكِيمِ بْنِ جُبَيْرٍ عَنْ جُمَيْعِ بْنِ عُمَيْرٍ التَّيْمِيِّ عَنْ ابْنِ عُمَرَ قَالَ آخَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَيْنَ أَصْحَابِهِ فَجَاءَ عَلِيٌّ تَدْمَعُ عَيْنَاهُ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ آخَيْتَ بَيْنَ أَصْحَابِكَ وَلَمْ تُؤَاخِ بَيْنِي وَبَيْنَ أَحَدٍ فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْتَ أَخِي فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ

قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ وَفِي الْبَاب عَنْ زَيْدِ بْنِ أَبِي أَوْفَى

Передают от Ибн Умара: Посланник Аллаха (с) заключал братский союз между своими сподвижниками и пришел Али с мокрыми от слез глазами и сказал:

О Посланник Аллаха! Ты заключил братский союз между своими сподвижниками, а меня ни с одним из них не соединил братским союзом. Посланник Аллаха (с) сказал: ты мой брат в этом мире и в мире будущем.

Джами ас-сахих (Сунан Ат-Тирмизи), Книга: Достоинств, глава: Достоинства Али Ибн Абу Талиба (ра), том 5, стр. 595, хадис 3720, изд-во Дарул Кутубил илмиййе, Бейрут, Ливан, в пяти томах. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=2&ID=2030&idfrom=3645&idto=3670&bookid=2&startno=9

http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&BookID=26&PID=3654

http://shamela.ws/browse.php/book-7895/page-6617#page-6613

Тирмизи после предания говорит:

قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ وَفِي الْبَاب عَنْ زَيْدِ بْنِ أَبِي أَوْفَى

Этот хадис хороший (хасан), неизвестный.

Также, Сафарини назвал этот хадис хорошим:

فأخرج الترمذي عن ابن عمر رضي اللَّه عنهما قال: "لما آخا رسول اللَّه -صلى اللَّه عليه وسلم- بين أصحابه جاءه علي تدمع عيناه فقال له يا رسول اللَّه آخيت بين أصحابك ولم تواخ بيني وبين أحد قال: فسمعت رسول اللَّه -صلى اللَّه عليه وسلم- يقول له: "أنت أخي في الدنيا والآخرة" (2) حديث حسن.

Тирмизи привел хадис: От Ибн Умара: «Посланник Аллаха (с) заключал братский союз между своими сподвижниками и пришел Али с мокрыми от слез глазами и сказал: О Посланник Аллаха! Ты заключил братский союз между своими сподвижниками, а меня ни с одним из них не соединил братским союзом. Посланник Аллаха (с) сказал: ты мой брат в этом мире и в мире будущем». Хадис хороший (хасан).

Мухаммад Ибн Ахмад Ас-Сафарини Аль-Ханбали, Лаваих аль-анвар, том 2, стр. 29, исследование Абдулла Ибн Мухаммад Ибн Сулейман Аль-Бусейри, изд-во Мактабату ар-рушд, Ар-Рияд, КСА, издание первое, 1415 – 1994, в двух томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-16618#page-401

Таким образом, данный аят доказывает превосходство Имама Али (мир ему!) над всеми творениями, не говоря уже о сподвижниках Пророка (с). Кто еще из сподвижников Пророка (с) может утверждать, что о нем сказано, хотя бы нечто отдаленно похоже на то, что сказано об Али (мир ему!) в данном аяте? Имам Рида (мир ему!) совершенно точно указал на то, что этот аят указывает на самое большое достоинство его светлости Али Ибн Абу Талиба (мир ему!). Что может быть большим достоинством, чем схожесть и духовная близость, а возможно и идентичность, с самым лучшим из творений Всевышнего!?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация