В данной статье постараемся разобрать самые распространенные вопросы, которые можно услышать от критиков временного брака.

После того, как, ознакомившись с доводами временного брака из Корана и сунны, убедились в том, что он является одним из дозволенных Исламом браков, нам необходимо ответить на распространенные вопросы и критику оппонентов временного брака (мут'а).

 

1. А ты согласился бы выдать свою сестру или дочь во временный брак? Этот вопрос, наверное, самый распространенный. Данным вопросом критики временного брака хотят поставить своего оппонента в трудное положение, так как, современной мусульманской общине этот вид брака чужд и воспринимается ей в негативном свете.

Ответ: Во-первых, все единогласны в том, что Пророк (да благословит его Аллах и его семейство!) разрешал временный брак, в этом убеждены как сунниты, так шииты, в этом вопросе нет никаких разногласий. Разногласия только в том, запретил ли потом Пророк (да благословит его Аллах и его семейство!) этот вид брака или нет? Шииты утверждают, что Пророк (да благословит его Аллах и его семейство!) никогда не запрещал данный вид брака, а сунниты утверждают, что Пророк (да благословит его Аллах и его семейство!) запретил, потом опять разрешил, потом опять запретил, потом опять разрешил, потом опять запретил. Некоторые из суннитских ученых полагают, что разрешения и запреты повторялись не три раза, а семь раз. Более подробно можете ознакомиться с этим в нашем материале "Сколько раз Пророк разрешал и запрещал временный брак". Те люди, которые спрашивают "а ты выдал бы свою дочь во временный брак?", когда им говоришь, что временный брак дозволен шариатом, вы осмелились бы задать этот вопрос Пророку (да благословит его Аллах и его семейство!) каждый раз, когда его светлость разрешал временный брак? Задумайтесь над этим! Во-вторых, положения шариата не зависят от мнения людей, нет никакой разницы, нравятся людям те или иные положения шариата или нет. Субъективное мнение того или иного человека не может быть источником шариата. Мы должны обращаться к Корану и сунне, что они говорят об этом, именно они являются источниками исламского права. Удивительно, что люди, которые именуют себя суннитами, позволяют себе в тех или иных положениях шариата опираться исключительно на свое субъективное мнение. Кстати, именно таким образом и был наложен запрет на временный брак Умаром Ибн Аль-Хаттабом, ему просто временный брак не понравился, более подробно данный вопрос был разобран в статье алламе сейид Муртада Аль-Аскари "Временный брак в Исламе". Поэтому, современные противники временного брака идут по пути того же второго халифа, который наложил запрет на дозволенное Аллахом и Его посланником положение религии и наказывал за совершение временного бракаВ-третьих, если что-то является дозволенным, то это не означает, что оно обязательно. Поэтому, если отец не согласен на временный брак своей дочери, например, то это никоим образом не означает, что он считает этот брак запрещенным. Например, если отец против брака своей дочери с тем или иным молодым человеком, то это не значит, что по мнению отца брак его дочери с этим молодым человеком запрещен шариатом. Поэтому, если сторонник временного брака ответит несогласием, то это нисколько не навредит его позиции. 

Вполне естественно, что отец или брат не согласится на заключение его дочерью или сестрой временного брака, каждый отец и брат хотели бы, чтобы их женщины выходили замуж в постоянный брак, строили семью, рожали детей и были счастливы с одним единственным мужчиной. Но жизнь не всегда складывает так, как нам того хочется. Женщины разводятся или по какой-либо другой причине остаются одни, и больше не могут найти человека, с которым могли бы строить семью в постоянном браке. И это вовсе не редкость, а очень даже частое явление. При этом ее нужды в мужчине никуда не испаряются, даже после развода или смерти мужа.

В-четвертых, согласно шариату, согласие опекуна (вали) на временный брак требуется только в том случае, если девушка не была ранее замужем, является девой и не является достаточно взрослой (рашидой). А если это достаточно взрослая (например, ей 30 или 40 лет), разведенная или овдовевшая женщина, то ничье согласие на брак не нужно, она сама вольна решать заключать ли временный брак или нет. 

2. Какая разница между временным браком и проституцией, разве временный брак не является узаконенной проституцией? 

Ответ: Во-первых, как уже было сказано ранее, все единогласны в том, что Пророк (да благословит его Аллах и его семейство!) разрешал временный брак, а согласно утверждению суннитских ученых даже три или более раза его светлость разрешал временный брак. Если утверждать, что временный брак является проституцией, то необходимо будет признать, что Ислам разрешал проституцию. А с учетом того, что мусульманки времен Пророка (да благословит его Аллах и его семейство!), то есть, сподвижницы заключали со сподвижниками временные браки, то необходимо будет признать, что сподвижники (да благословит его Аллах и его семейство!) занимались проституцией; Во-вторых, можете ли вы себе представить представительницу древнейшей профессии, которая после каждого клиента ожидает три месяца идды? Конечно же, нет! В данном случае было бы уместнее задаться вопросом, а какая разница между женщиной, которая вышла замуж в постоянный брак, через какое-то время развелась с ним и после истечения срока идды повторно вышла замуж за другого (это ведь разрешено, по-вашему) и той, которая вышла замуж во временный брак, а после истечения срока дождалась истечения срока идды и повторно вышла замуж? Нашли фактическое отличие? Вряд ли! 

3. В чем заключается философия и смысл временного брака?

Ответ: Прежде всего нужно помнить, что положения шариата (исламского права) не находятся ни в какой зависимости от нашего понимания их смысла и мудрости, наоборот, в практических вопросах наше понимание смысла и мудрости тех или иных поступков и действий находится в зависимости от положений шариата. А на тему смысла и мудрости временного брака можно очень долго говорить, но мы укажем на несколько очень важных на сей счет моментов:

  1. Его светлость Имам Али (мир ему!) изволил сказать: 

لَوْلَا أَنَّ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ نَهَى عَنِ الْمُتْعَةِ مَا زَنَى إِلَّا شَقِيٌّ

"Если бы не запрет Умара, то никто не совершал бы прелюбодеяния, кроме несчастных".

И от Ибн Аббаса передают:

فَلَوْلَا نَهْيُهُ عَنْهَا مَا احْتَاجَ إِلَى الزِّنَا إِلَّا شَقِيٌّ

"Если бы Умар не запретил её, то никто бы не нуждался бы прелюбодеянии, кроме как самых развращенных и скверных людей".

Мужчина достигает половой зрелости примерно в 14 лет, иногда раньше, но возможность жениться, строить семью, взять на себя ответственность за содержание жены и детей у него, в особенности в современное время, появляется намного позже, у кого-то в 18 лет, у кого-то в 25, а у кого-то и того позже. Рукоблудие, прелюбодеяние, скотоложство и тому подобные мерзости категорически запрещены Исламом. Но разве у человека не возникает вопроса: Хорошо, шариат, ты все запретил, содержать семью я не могу (учусь, не имею достаточного заработка или по какой-то другой причине не смог жениться с достижением половой зрелости), что мне тогда делать? И что делать мужчине, который находится в пути, вдали от семьи? Ислам это очень мудрая, жизненная и практичная религия, и конечно же, она предложила человеку альтернативный выход: временный брак, в котором нет обязанности содержать супругу, супруга сама себя должна содержать. А также нет ряда других трудностей, с которыми человек сталкивается взяв себе постоянную жену, и из-за которых, как правило, молодые люди поздно женятся.
Оппоненты временного брака, конечно, как и подобает им, предлагают выход, терпение, говорят некоторые из них. "Пусть терпит, пока не найдет возможность взять себе постоянную жену" - предлагают они. Но, это слова людей, которые живут в иллюзорном мире, полностью оторваны от реалий, на которые, вне всякого сомнения, шариат ориентируется. Вы только посмотрите статистику суннитских стран: рукоблудие на первом месте во всем мире, скотоложство является фирменным знаком некоторых республик с преимущественно мусульманским населением. Вот, к чему привел запрет Умаром временного брака, и несомненно Умар является соучастником всех этих преступлений и мерзостей, хотя само то, что он запретил разрешенное Аллахом, является тяжелейшим грехом. Для наглядности я приведу небольшую общедоступную статистику:

Давайте посмотрим на статистику Google, в каких странах порносайты (не запрос по какому-либо ключевому слову, а тема порносайтов) являются самыми популярными за последние 12 месяцев:

Популярность порносайтов в мусульманских странах

Как мы видим в первую пятерку входят только мусульманские страны. Посмотрим вторую пятерку:

Популярность порно сайтов в исламских странах

 

На 6-м и 7-м месте также мусульманские страны.

А теперь посмотрим, в каких регионах РФ слово "порно" является самым популярным за последние 12 месяцев:

Популярность порно в Чечне и Дагестане

 

Как видите, на первом месте Чечня, на третьем Дагестан и на пятом Ингушетия. А теперь посмотрим популярность того же запроса за последние 5 лет:

Популярность порно в Чечне и Дагестане за 5 лет

Бесспорными лидерами являются именно мусульманские республики, Чечня и Дагестан. А теперь посмотрим слово "порно" (на русском языке) во всем мире за последние 12 месяцев:

Популярность порно в мире

 

 

Лидером в мире по запросу "порно" является даже не Россия (так как, поисковый запрос на русском языке), а суннитские страны, Киргизия, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан.

А вот статистика по запросу "порносайт" по России за последние 12 месяцев:

Популярность порно-сайтов на Северном кавказе

 

Эти статистические данные говорят о наличии серьезной проблемы в мусульманской общине, о проблеме прелюбодеяния. На самом деле нет никакой нужды в этих статистических данных, совершенно очевидно, что в тех условиях, в которых оказался суннитский мир по "милости" Умара Ибн Аль-Хаттаба иначе быть и не могло. Не просто так Имам Али (мир ему!) изволил сказать: ""Если бы не запрет Умара, то никто не совершал бы прелюбодеяния, кроме несчастных". Всевышний оставил людям прибежище от прелюбодеяний, а Умар это прибежище уничтожил. Итогом могло быть только одно, прелюбодеяние, прелюбодеяние и прелюбодеяние.  

Вот она, реальность жизни, суннитский мир занимает лидирующе позиции по рукоблудию, не говоря уже о позорном скотоложстве, которым суннитский мир известен чуть ли не во всем мире. После этого вы еще будете спрашивать, в чем мудрость временного брака!?

Со слабым полом дела обстоят примерно также, хотя девушкам в мусульманском мире чуть проще строить семью в более раннем возрасте, чем мужчинам, но проблема вдов и разведенных остается актуальной.

Некие другие предлагают некий брак, называемый ими мисьяр, который, помимо того, что не имеет никаких оснований в исламском шариате, является обманом.

И конечно, все эти мерзости, рукоблудие, скотоложство, мисьяр, запретные половые связи накладывают свой след на генофонде, на будущих поколениях, а потом мы задаемся вопросом, почему мусульманские народы деградируют, почему нет развития. А кто должен двигать этот прогресс? Прелюбодеи (в общем смысле этого слова) и их дети и потомки!? Согласно исламскому учению, все это накладывает на потомстве свой след.

Таким образом, временный брак является дозволенной шариатом альтернативой постоянного брака, служащей защищать исламскую общину от прелюбодеяния.

II. Ислам наложил определенные ограничения на коммуникацию двух полов и их общение, что в свою очередь создает определенные проблемы при поиске своей второй половинки. Например, парень хочет заключить постоянный брак с девушкой, но не может решиться, так как плохо ее знает, в таком случае они могут (с разрешения ее вали, отца, например) заключить временный брак, например, на 5 дней, с условием, что половой близости не будет (подобное условие во временном браке возможно, в отличие от постоянного брака) и ограничения, наложенные исламом на их общение и коммуникацию будет снято, и они смогут за эти 5 дней узнать друг друга поближе, чтобы решить, нужно ли им строить вместе семью или нет.

III. В постоянном браке Ислам накладывает на мужчину определенные обязательства, например, обязанность обеспечивать семью, женщина не обязана работать и зарабатывать себе на жизнь, ее расходы возложены на мужчину, муж должен обеспечить свою постоянную жену крышей над головой, муж не имеет права надолго покидать свою постоянную жену и тому подобные обязательства. Во временном браке этих обязанностей нет, поэтому мужчина даже может прожить всю жизнь с одной единственной женщиной во временном браке, но без этих обязательств.

IV. Постоянный брак с христианкой или иудейкой является нежелательным (или запретным, в зависимости от мазхаба), а временный брак дозволен.

4. Заключал ли Пророк (да благословит его Аллах и его семейство!) или кто-то из шиитских имамов (мир им!) временный брак?

Если Пророк (да благословит его Аллах и его семейство!) дозволил временный брак, то, с точки зрения дозволенности, не имеет никакого значения, совершал ли это он сам или нет. В любом случае, в шиитских источниках до нас дошли предания только о временных браках Пророка (да благословит его Аллах и его семейство!) и Имама Али (мир ему!), по поводу остальных имамов подобных преданий не имеется. А эти два предания являются слабыми по иснаду. Вот эти предания:

قَالَ وَ رَوَى الْفَضْلُ الشَّيْبَانِيُّ بِإِسْنَادِهِ إِلَى الْبَاقِرِ ع أَنَّ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَطَاءٍ الْمَكِّيَّ سَأَلَهُ عَنْ قَوْلِهِ تَعَالَى وَ إِذْ أَسَرَّ النَّبِيُّ (التحريم -: 3 -) الْآيَةَ فَقَالَ إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ ص تَزَوَّجَ بِالْحُرَّةِ مُتْعَةً فَاطَّلَعَ عَلَيْهِ بَعْضُ نِسَائِهِ فَاتَّهَمَتْهُ بِالْفَاحِشَةِ فَقَالَ إِنَّهُ لِي حَلَالٌ إِنَّهُ نِكَاحٌ بِأَجَلٍ فَاكْتُمِيهِ فَأَطْلَعَتْ عَلَيْهِ بَعْضَ نِسَائِهِ
قَالَ وَ رَوَى ابْنُ بَابَوَيْهِ بِإِسْنَادِهِ أَنَّ عَلِيّاً ع نَكَحَ امْرَأَةً بِالْكُوفَةِ مِنْ بَنِي نَهْشَلٍ مُتْعَةً

В первом предании говорится о том, что 3-й аят суры Запрещение был ниспослан относительно временного брака Пророка (да благословит его Аллах и его семейство!).

А во втором говорится о том, что Имам Али (мир ему!) заключил временный брак в Куфе с женщиной из племени Бану Нахшал.

Васаил аш-шиа, том 21, стр. 10, хадисы 26377 и 26378.

5. Разве Всевышний в 33-м аяте 24-й суры не призывает к терпению тех, кто не имеет возможности жениться?

Ответ: В упомянутом аяте говорится:

وَ لْيَسْتَعْفِفِ الَّذِينَ لَا يجَِدُونَ نِكاَحًا حَتىَ‏ يُغْنِيهَُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِه

"Пусть хранят целомудрие те, кто не имеет возможности заключить брак до тех пор, пока Аллах не обогатит их из своей милости".

После того, как было доказано, что, согласно Исламу, брак делится на два вида: постоянный и временный, необходимо понимать данный аят следующим образом:

"Кто не имеет возможности на брачный дар для заключения брака (временного или постоянного)".

Во временном браке, так же как и в постоянном браке, имеется брачный дар, намного менее обременительный, но порой у очень бедного мусульманина может не оказаться и такой возможности. И в таком случае человек должен хранить целомудрие до тех пор, пока у него не появится минимальной возможности, хотя бы для заключения временного брака. Другими словами, с учетом неопровержимых доводов дозволенности временного брака, Всевышний предоставил человеку альтернативу постоянному браку в виде временного, а если у человека нет возможности и на это, то ему необходимо хранить целомудрие и ждать, пока Всевышний не наделит его из Своей милости.
Для разьяснения данного вопроса обратимся к истории сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и его семейство!), в "Сахихе" Муслима приводится:

وحَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ بْنُ سَعِيدٍ، حَدَّثَنَا لَيْثٌ، عَنِ الرَّبِيعِ بْنِ سَبْرَةَ الْجُهَنِيِّ، عَنْ أَبِيهِ سَبْرَةَ، أَنَّهُ قَالَ: أَذِنَ لَنَا رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِالْمُتْعَةِ، فَانْطَلَقْتُ أَنَا وَرَجُلٌ إِلَى امْرَأَةٍ مِنْ بَنِي عَامِرٍ، كَأَنَّهَا بَكْرَةٌ عَيْطَاءُ، فَعَرَضْنَا عَلَيْهَا أَنْفُسَنَا، فَقَالَتْ: مَا تُعْطِي؟ فَقُلْتُ: رِدَائِي، وَقَالَ صَاحِبِي: رِدَائِي، وَكَانَ رِدَاءُ صَاحِبِي أَجْوَدَ مِنْ رِدَائِي، وَكُنْتُ أَشَبَّ مِنْهُ، فَإِذَا نَظَرَتْ إِلَى رِدَاءِ صَاحِبِي أَعْجَبَهَا، وَإِذَا نَظَرَتْ إِلَيَّ أَعْجَبْتُهَا، ثُمَّ قَالَتْ: أَنْتَ وَرِدَاؤُكَ يَكْفِينِي، فَمَكَثْتُ مَعَهَا ثَلَاثًا، ثُمَّ إِنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «مَنْ كَانَ عِنْدَهُ شَيْءٌ مِنْ هَذِهِ النِّسَاءِ الَّتِي يَتَمَتَّعُ، فَلْيُخَلِّ سَبِيلَهَا»

Аль-Рабиа Ибн Сабра Аль-Джухани передает от отца своего, что он сказал: «Посланник Аллаха дозволил нам мут'у и тогда я и мужчина со мной отправились к женщине из (племени) Бану Амир, которая была словно молодая верблюдица, длинношеяя и мы предложили ей себя и она спросила: «Что даёшь?» Я ответил: «Свой плащ». И мой спутник сказал: «Свой плащ». Но плащ моего спутника был богаче моего плаща, но я был моложе его. Она посмотрела на плащ моего спутника и он понравился ей, а посмотрела на меня — и я понравлся ей. Затем она сказала: «Тебя и твоего плаща мне хватит». И я пробыл с ней три (дня), затем, истинно, Посланник Аллаха, сказал: «У кого есть что-то от этих женщин, которыми он наслаждается, да вернёт это обратно!».

Сахих, автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Брака, глава: "О браке мут'а", том 1, стр. 633, хадис 1406, изд-во Дару тайба, исследование: Абу Кутайба Назар Мухаммад Аль-Фарйаби, Эр-Рияд, КСА, 2006 г., издание первое, в 2-х томах.

Как видно их данного предания, для заключения временного брака требуется минимальный брачный дар, отсутствие которого может создать препятствия для заключения брака, как если бы у этих сподвижников не оказалось бы лишнего плаща, который они могли предложить в виде брачного дара, и в таких случаях Всевышний приказывает хранить целомудрие, пока Он не дарует ему такую возможность из своей милости. 
В другом предании из "Сахих" Муслима говорится:

حَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ رَافِعٍ حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ أَخْبَرَنَا ابْنُ جُرَيْجٍ أَخْبَرَنِي أَبُو الزُّبَيْرِ قَالَ سَمِعْتُ جَابِرَ بْنَ عَبْدِ اللَّهِ يَقُولُ كُنَّا نَسْتَمْتِعُ بِالْقَبْضَةِ مِنْ التَّمْرِ وَالدَّقِيقِ الْأَيَّامَ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَبِي بَكْرٍ حَتَّى نَهَى عَنْهُ عُمَرُ فِي شَأْنِ عَمْرِو بْنِ حُرَيْثٍ

От Джабир Ибн Абдулла: «Мы наслаждались вдовами за горсть фиников и муки при жизни Посланника Аллаха и Абу Бакра, пока этого не воспретил Умар после дела Амра Ибн Хариса».

Там же, том 1, стр. 632, хадис 1405.

Или в достоверном предании из "Муснада" Ахмада Ибн Ханбала приводится:

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ جَعْفَرٍ، حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، عَنْ زَيْدٍ أَبِي الْحَوَارِيِّ، قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا الصِّدِّيقِ، يُحَدِّثُ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ، قَالَ: " كُنَّا نَتَمَتَّعُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِالثَّوْبِ "

Передаётся от Абу Са'ида аль-Худри, что он сказал:
«Мы совершали мут'а во времена Посланника Аллаха (с) взамен на одежду (в качестве брачного дара)».

Ахмад Ибн Ханбал, Муснад, раздел: Муснад сподвижников, передающих много хадисов, подраздел: Муснад Абу Саида Аль-Худри, том 3, стр. 66, хадис: 10781, изд-во Дару ихйаи турасил араби, Бейрут, Ливан, 1993 - 1414, в девяти томах.

Таким образом, в данном аяте говорится о тех людях, у которых нет возможности даже для заключения временного брака, в таком случае альтернативой является только терпение, когда Всевышний призывает хранить целомудрие, то есть, не совершать прелбодеяний и ждать, пока такая возможность появится. И, наверное, будет излишним говорить о том, что "терпение, пока появится возможность заключить постоянный брак" сильно отличается от "терпения, пока появится возможность заключить временный брак", призыв к первому терпению, которое практикую в суннитском мире приводит к той статистике, которую мы наблюдали выше, и к тому о чем говорил его светлость Имам Али (мир ему!): "Если бы не запрет Умара, то никто не совершал бы прелюбодеяния, кроме несчастных", то есть, к тому, что даже обычные верующие (не только несчастные и заблудшие люди) вынуждены искать прибежище в прелюбодеянии. А второе терпение намного более короткое и выносимое, нарушить которое может только самый несчастный, развращенный и скверный человек.

А если предположить, что в аяте речь идет только о постоянном браке, то слова "пусть хранят целомудрие" не будут означать "пусть терпят", ибо в таком случае, согласно доводам дозволенности временного брака, целомудрие можно хранить как посредством терпения, так и посредством заключения временного брака.

 

 

 

 

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация