Почему необходимо брать знания у Людей дома Пророка (с)? Почему не у всех сподвижников можно брать знания об исламе и сунне Пророка (с)?
Вопрос:
Среди мусульман имеются разногласия, у кого необходимо брать религию и знания об исламе? Одни считают, что все сподвижники Пророка (с) являлись истинными носителями сунны Пророка (с), а другие, что истинными носителями сунны Пророка (с) являлись только Люди его (с) дома, коими являлись Али Ибн Абу Талиб, Фатима Бинт Мухаммад и их дети. Почему вы считаете, что верной является первая точка зрения, а не вторая?
Ответ:
Согласно аятам Корана и достоверной сунне, ислам исповедует следование Людям дома Пророка (с), а не сподвижникам. Многие аяты и достоверные хадисы, прямо или косвенно, указывают на обязательность следования Людям дома Пророка (с). Например, аят Татхир, аят Мубахиля, хадис «Сакалейн», хадис «Корабль спасения» и огромное множество других священных текстов. Положение Людей дома Пророка (с) – истина, которую неспособен отрицать ни один ученый человек.
И при этом нет ни одного доказательства из Корана и достоверной сунны, что следование за всеми сподвижниками является обязательным. Более того, абсолютно неразумно, что люди являются учителями и носителями божественного учения, только потому, что встречались или сопровождали его светлость Пророка (с). Это были люди разного уровня веры, знаний, богобоязненности и т.д. Некоторые из них долгие годы были многобожниками, например, первые три халифа, некоторые другие даже убивали мусульман и проливали кровь невинных людей, например, Халид Ибн Аль-Валид, Абу Суфьян или его сын Муавия Ибн Абу Суфьян. Теперь, вы утверждаете, что согласно учению ислама, мы должны брать свою религию у этих людей? На каком основании!? Разве это разумно!?
Очевиднейшим доказательством того, что нельзя следовать за всеми сподвижниками Пророка (с) является то, что эти люди имели разногласия, естественно, при этом не мог каждый из них быть правым, кто-то был не прав. Потому, что двух истин не бывает.
Приведем предания, в которых мы можем проследить подобного рода разногласия:
1563 - حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ بَشَّارٍ، حَدَّثَنَا غُنْدَرٌ، حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، عَنِ الحَكَمِ، عَنْ عَلِيِّ بْنِ حُسَيْنٍ، عَنْ مَرْوَانَ بْنِ الحَكَمِ، قَالَ: شَهِدْتُ عُثْمَانَ، وَعَلِيًّا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا وَعُثْمَانُ «يَنْهَى عَنِ المُتْعَةِ، وَأَنْ يُجْمَعَ بَيْنَهُمَا»، فَلَمَّا «رَأَى عَلِيٌّ أَهَلَّ بِهِمَا، لَبَّيْكَ بِعُمْرَةٍ وَحَجَّةٍ»، قَالَ: «مَا كُنْتُ لِأَدَعَ سُنَّةَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِقَوْلِ أَحَدٍ»
Сообщается, что Марван бин аль-Хакам сказал: «Я видел ‘Усмана и ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, (и был свидетелем того, что) ‘Усман запретил (людям) совершать “хаджж ат-таматту‘” и объединять хаджж с умрой. Увидев это, ‘Али сказал: “Вот я перед Тобой (совершая) умру и хаджж”, (а потом) он сказал:
“Я не отступлюсь от сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кто бы что ни говорил!”».
Сахих Бухари, Книга: Хаджа, глава: “Хаджж ат-таматту‘”, “хаджж аль-киран” и “хаджж аль-ифрад”, хадис 1488 (в некоторых изданиях 1563), том 2, стр. 467, изд-во Дару Ибн Касир, 1414 г.л.х. - 1993 г., в семи томах.
http://hadithportal.com/hadith-sharh-1563-31717&book=1
https://www.islamnews.ru/hadith/?p=203261
Помимо разногласий, из предания явствует, что Усман ибн Аффан, согласно словам Али Ибн Абу Талиба, отдает распоряжения вопреки сунне Пророка, о чем свидетельствует и еще одно предание:
685 وَحَدَّثَنِي عَلِيُّ بْنُ خَشْرَمٍ أَخْبَرَنَا ابْنُ عُيَيْنَةَ عَنْ الزُّهْرِيِّ عَنْ عُرْوَةَ عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ الصَّلَاةَ أَوَّلَ مَا فُرِضَتْ رَكْعَتَيْنِ فَأُقِرَّتْ صَلَاةُ السَّفَرِ وَأُتِمَّتْ صَلَاةُ الْحَضَرِ قَالَ الزُّهْرِيُّ فَقُلْتُ لِعُرْوَةَ مَا بَالُ عَائِشَةَ تُتِمُّ فِي السَّفَرِ قَالَ إِنَّهَا تَأَوَّلَتْ كَمَا تَأَوَّلَ عُثْمَانُ
Передают от Аишы, что в начале, продолжительность молитвы была установлена в два ракаата. Молитва для путешественников так и осталась в двух ракаатах, а молитва для ведущих оседлый образ жизни была дополнена». Аль-Зухрий сказал: «Я спросил Урву: «Почему же Аиша молитву в путешествии исполняет в полном варианте?» Он ответил:
«Она трактует это по-своему, как и Усман».
Сахих, автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Молитвы путешественников и ее сокращения, том 1, стр. 478, хадис 685-3, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, в пяти томах, Бейрут, Ливан.
http://shamela.ws/browse.php/book-1727/page-7345#page-1832
https://www.hadithportal.com/hadith-685&book=2
https://www.islamnews.ru/hadith/?p=118031
Помимо разногласий, сам Пророк (с) говорил, что среди его сподвижников имеются лицемеры:
2779 حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ حَدَّثَنَا أَسْوَدُ بْنُ عَامِرٍ حَدَّثَنَا شُعْبَةُ بْنُ الْحَجَّاجِ عَنْ قَتَادَةَ عَنْ أَبِي نَضْرَةَ عَنْ قَيْسٍ قَالَ قُلْتُ لِعَمَّارٍ أَرَأَيْتُمْ صَنِيعَكُمْ هَذَا الَّذِي صَنَعْتُمْ فِي أَمْرِ عَلِيٍّ أَرَأْيًا رَأَيْتُمُوهُ أَوْ شَيْئًا عَهِدَهُ إِلَيْكُمْ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ مَا عَهِدَ إِلَيْنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ شَيْئًا لَمْ يَعْهَدْهُ إِلَى النَّاسِ كَافَّةً وَلَكِنْ حُذَيْفَةُ أَخْبَرَنِي عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي أَصْحَابِي اثْنَا عَشَرَ مُنَافِقًا فِيهِمْ ثَمَانِيَةٌ لَا يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى يَلِجَ الْجَمَلُ فِي سَمِّ الْخِيَاطِ ثَمَانِيَةٌ مِنْهُمْ تَكْفِيكَهُمُ الدُّبَيْلَةُ وَأَرْبَعَةٌ لَمْ أَحْفَظْ مَا قَالَ شُعْبَةُ فِيهِمْ
Передают от Кайса, сказавшего: «Я спросил Аммара: «Что ты скажешь о содеянном вами с Али? Это вы сделали по собственному усмотрению или же об этом вам завещал Посланник Аллаха?» И тот ответил: «Посланник Аллаха, ничего такого личного не завещал только нам. Его заветы касаются всех людей. Просто, Хузайфа сообщил мне от Пророка, сказав: Пророк, сказал:
«Среди моих сподвижников (сахабов) есть двенадцать лицемеров. Восемь из них не войдут в Сад (Рай), пока не пройдёт верблюд через игольное ухо. От восьми из них тебя избавит дабиля. (Дабиля, как явствует из следующего хадиса, — огненный светильник.- п.п.) А что сказал Шуба про оставшихся четырёх я не сохранил (в памяти)».
Сахих, автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Описаний лицемеров и вердикты о них, том 4, стр. 2143, хадис 2779-0, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, в пяти томах, Бейрут, Ливан.
http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&BookID=25&PID=5055
https://www.islamnews.ru/hadith/?p=5197
http://shamela.ws/browse.php/book-1727/page-1832#page-8279
Как следует из другого предания из Сахих Муслима, эти люди пытались убить его светлость Пророка (с) и являлись врагами Аллаха и Его посланника:
2779 حَدَّثَنَا زُهَيْرُ بْنُ حَرْبٍ حَدَّثَنَا أَبُو أَحْمَدَ الْكُوفِيُّ حَدَّثَنَا الْوَلِيدُ بْنُ جُمَيْعٍ حَدَّثَنَا أَبُو الطُّفَيْلِ قَالَ كَانَ بَيْنَ رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ الْعَقَبَةِ وَبَيْنَ حُذَيْفَةَ بَعْضُ مَا يَكُونُ بَيْنَ النَّاسِ فَقَالَ أَنْشُدُكَ بِاللَّهِ كَمْ كَانَ أَصْحَابُ الْعَقَبَةِ قَالَ فَقَالَ لَهُ الْقَوْمُ أَخْبِرْهُ إِذْ سَأَلَكَ قَالَ كُنَّا نُخْبَرُ أَنَّهُمْ أَرْبَعَةَ عَشَرَ فَإِنْ كُنْتَ مِنْهُمْ فَقَدْ كَانَ الْقَوْمُ خَمْسَةَ عَشَرَ وَأَشْهَدُ بِاللَّهِ أَنَّ اثْنَيْ عَشَرَ مِنْهُمْ حَرْبٌ لِلَّهِ وَلِرَسُولِهِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الْأَشْهَادُ وَعَذَرَ ثَلَاثَةً قَالُوا مَا سَمِعْنَا مُنَادِيَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلَا عَلِمْنَا بِمَا أَرَادَ الْقَوْمُ وَقَدْ كَانَ فِي حَرَّةٍ فَمَشَى فَقَالَ إِنَّ الْمَاءَ قَلِيلٌ فَلَا يَسْبِقْنِي إِلَيْهِ أَحَدٌ فَوَجَدَ قَوْمًا قَدْ سَبَقُوهُ فَلَعَنَهُمْ يَوْمَئِذٍ
Абу Аль-Туфайль говорил: «Между одним мужчиной, относящимся к числу людей Акабы, и Хузайфой было что-то из того, что бывает между людьми и он спросил: «Я заклинаю тебя Аллахом ответить честно — сколько людей участвовало в событии при Акабе?» Он сказал: «И тогда народ сказал ему: «Расскажи ему, раз он спрашивает тебя!» Тот ответил:
«Нам было сообщено, что их было четырнадцать. Если и меня отнести к их числу, то всего пятнадцать. Я призываю в свидетели Аллаха (моему следующему заявлению) — двенадцать из них враги Аллаха и Посланника Его в жизни ближней и в день, когда предстанут свидетели. Остальные трое были прощены. Они заявили, что де, мы не слышали глашатая Посланника Аллаха, и не подозревали о намерениях того народа. Хотя, он и прошёлся по поселению и огласил: «Воды мало! Да не посмеет ни один притронуться- к ней прежде меня!» Но застал (пьющими из колодца) некоторых людей. Они начали черпать из него воду до него и тогда он проклял их».
Сахих, автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Описаний лицемеров и вердикты о них, том 4, стр. 2144, хадис 2779-2, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, в пяти томах, Бейрут, Ливан.
http://shamela.ws/browse.php/book-1727/page-1832#page-8281
http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&BookID=25&PID=5057
https://www.islamnews.ru/hadith/?p=5198
http://crimean.org/islam/hadisi/sahih-muslim/61/4
Событие при Акаба произошло по возвращению из битвы Табук, когда лицемеры покусились на жизнь его светлости Пророка (с). Другими словами, это были люди, которые не просто видели его, а более того, сопровождали его в битвах и участвовали с ним в походах.
В Сахихе Бухари имеются предания, согласно которым, сподвижники изменили религию после Посланника Аллаха (с):
506 حَدَّثَنَا مُوسَى بْنُ إِسْمَاعِيلَ قَالَ حَدَّثَنَا مَهْدِيٌّ عَنْ غَيْلَانَ عَنْ أَنَسٍ قَالَ مَا أَعْرِفُ شَيْئًا مِمَّا كَانَ عَلَى عَهْدِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قِيلَ الصَّلَاةُ قَالَ أَلَيْسَ ضَيَّعْتُمْ مَا ضَيَّعْتُمْ فِيهَا
Сообщается, что (однажды) Анас (ибн Малик) сказал:
«Не узнаю я ничего из того, что было во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует». (Ему) сказали: «А молитва?!» Он сказал: «А разве вы не делаете в ней упущения?!»
Сахих, автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Времена молитвы, Глава: Откладывание молитвы, пока не проходит время, которое установлено для её (совершения), том 1, стр. 197-198, хадис 506, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, в пяти томах, Бейрут, Ливан.
http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=508&idto=509&bk_no=0&ID=359
http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&BookID=24&PID=508
507 حَدَّثَنَا عَمْرُو بْنُ زُرَارَةَ قَالَ أَخْبَرَنَا عَبْدُ الْوَاحِدِ بْنُ وَاصِلٍ أَبُو عُبَيْدَةَ الْحَدَّادُ عَنْ عُثْمَانَ بْنِ أَبِي رَوَّادٍ أَخِي عَبْدِ الْعَزِيزِ بْنِ أَبِي رَوَّادٍ قَالَ سَمِعْتُ الزُّهْرِيَّ يَقُولُ دَخَلْتُ عَلَى أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ بِدِمَشْقَ وَهُوَ يَبْكِي فَقُلْتُ مَا يُبْكِيكَ فَقَالَ لَا أَعْرِفُ شَيْئًا مِمَّا أَدْرَكْتُ إِلَّا هَذِهِ الصَّلَاةَ وَهَذِهِ الصَّلَاةُ قَدْ ضُيِّعَتْ وَقَالَ بَكْرُ بْنُ خَلَفٍ حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ بَكْرٍ الْبُرْسَانِيُّ أَخْبَرَنَا عُثْمَانُ بْنُ أَبِي رَوَّادٍ نَحْوَهُ
Сообщается, что ‘Усман ибн Абу Раввад, брат ‘Абдуль-‘Азиза сказал:
— Я слышал, как аз-Зухри говорил: «Как-то раз, зайдя в Дамаске к Анасу ибн Малику, да будет доволен им Аллах, я застал его плачущим. Я спросил его: “Почему ты плачешь?” И он сказал: “Не узнаю я ничего из того, что знал, кроме этой молитвы, да и этой молитвой пренебрегают!”»
Сахих, автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Времена молитвы, Глава: Откладывание молитвы, пока не проходит время, которое установлено для её (совершения), том 1, стр. 198, хадис 507, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, в пяти томах, Бейрут, Ливан.
http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&BookID=24&PID=509
622 حَدَّثَنَا عُمَرُ بْنُ حَفْصٍ قَالَ حَدَّثَنَا أَبِي قَالَ حَدَّثَنَا الْأَعْمَشُ قَالَ سَمِعْتُ سَالِمًا قَالَ سَمِعْتُ أُمَّ الدَّرْدَاءِ تَقُولُ دَخَلَ عَلَيَّ أَبُو الدَّرْدَاءِ وَهُوَ مُغْضَبٌ فَقُلْتُ مَا أَغْضَبَكَ فَقَالَ وَاللَّهِ مَا أَعْرِفُ مِنْ أُمَّةِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ شَيْئًا إِلَّا أَنَّهُمْ يُصَلُّونَ جَمِيعًا
«От Умм Дарда, что она сказала: «Ко мне пришёл Абу Дарда, будучи в гневе. Я спросила: «Что заставило тебя гневаться?» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не вижу от уммы Мухаммада ничего, кроме того, что они молятся вместе!»
Сахих, автор: Муслим Ибн Хаджадж Абу Аль-Хасан Аль-Кейшари Ан-Нисабури, книга: Общественной молитвы и имамата, Глава: О достоинствах коллективного совершения утренней молитвы, том 1, стр. 232, хадис 622, изд-во Дару ихйаи кутубил арабиййа, исследование: Мухаммад Фуад Абд Аль-Баки, в пяти томах, Бейрут, Ливан.
http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&BookID=24&PID=623
Если мы будем брать религию у всех сподвижников, то непременно нашими учителями станут и лицемеры.
Все это в совокупности является ясным доказательством того, что только Люди дома являются неопровержимым доводом в понимании Корана, сунны и ислама. А слова и учение сподвижников нуждаются в тщательных исследованиях. Последователи шиитского вероучения делят сподвижников на справедливых и несправедливых, праведных и лишенных праведности, знающих положения религии и не осведомленных, верных завету Посланника Аллаха (с) и не соблюдших его завета. Не стоит думать, что, призывая исследовать вопрос о справедливости сподвижников, шииты стремятся обрушить основы суннитской школы. Не следует подозревать их и беспричинно обвинять. На самом деле шииты призывают разобраться в том, кто из сподвижников был праведен, а кто нет. Кто из них достоин доверия, а кто не достоин. Ведь от этого зависят вероубеждения большого числа мусульман и их вечная жизнь в загробном мире. Живительную влагу религиозного учения необходимо черпать из чистейших источников, а не в каждом водоеме. Разобравшись в данном вопросе, можно будет с уверенностью принимать одни хадисы от Посланника Аллаха (с), дошедшие до нас действительно от верных его соратников, и отвергнуть другие, переданные теми из сподвижников, которые не являются праведными, благочестивыми, богобоязненными, верующими и знающими религию.
Результаты этих исследований и их принятие не ослабят религию, как полагают некоторые люди, а наоборот укрепят, ибо ни у кого из мусульман в этом случае не останется сомнений по поводу правильности или неправильности тех или иных религиозных положений.