Скачать статью в формате:
  1. Тот, кто обладает известностью
  2. Тот, чье настоящее имя остается загадкой для ученых
  3. Тот, от кого передается огромное количество хадисов
  4. Тот, чьи хадисы вызывают недоверие
  5. Тот, на кого ссылаются в преданиях об исламской морали
  6. Тот, кто ведет себя недостойным образом
  7. Тот, от кого повествуются хадисы, датированные до переселения Пророка в Медину
  8. Тот, кто пришел в Ислам после битвы Хейбар
  9. Тот, кто проявлял лояльность ко всем
  10. Тот, кто был врагом Али и другом Муавии
  11. Тот, кто считает себя другом Пророка Мухаммада (саас)
  12. Враг в облике друга
  13. Тот, кто был назначен Умаром и Муавией править Бахрейном и Мединой
  14. Тот, кто после своего назначения был отстранен от правления
  15. Тот, кто неоднократно принимал участие в военных походах
  16. Тот, кто сбежал с поля боя
  17. Тот, кто был орудием вражды с Али
  18. Тот, кто передает самые постыдные хадисы про Муавию и его род
  19. Тот, кто был учеником Пророка Мухаммада
  20. Тот, кто учился у христианского и иудейского ученых

  1. Четвертая особенность Абу Хурейры: Тот, чьи хадисы вызывают недоверие

Человек с огромными карманами

Когда сподвижники и табеины Пророка, из-за сомнений в его словах спросили Абу Хурайру, где он взял столько хадисов, переданных от его светлости, он отвечал, что не от Пророка он слышал эти хадисы, а вытащил их из собственного кармана.

حدثنا عمر بن حفص حدثنا أبي حدثنا الأعمش حدثنا أبو صالح قال حدثني أبو هريرة رضي الله عنه قال قال النبي  صلى الله عليه وسلم أفضل الصدقة ما ترك غنى واليد العليا خير من اليد السفلى وابدأ بمن تعول تقول المرأة إما أن تطعمني وإما أن تطلقني ويقول العبد أطعمني واستعملني ويقول الابن أطعمني إلى من تدعني

 فقالوا يا أبا هريرة سمعت هذا من رسول الله  صلى الله عليه وسلم  قال لا هذا من كيس أبي هريرة

«От Умара ибн Хафса, от А’маша, от Абу Салиха передается, что Абу Хурайра повествует от Посланника Аллаха: «Самой лучшей милостыней считается та, что избавляет человека от бедности. Рука дающая - лучше, чем та, что ниже нее. Подай тому, у кого имеется семья и дети. Ведь жена ставит бедняку условие: или накорми меня, или я разведусь. Раб же говорит хозяину: накорми меня и дай мне работу. Дитя говорит: накорми, или кто прокормит меня?» Когда его спросили, действительно ли он услышал это от Пророка, то он сказал: «Да нет же, это я вынул из кармана Абу Хурайры (т.е. придумал сам)».

«Сахих аль Бухари», том 5, стр. 2048, «Книга о милостыне, раздел о обязательной выплате семье и детям», хадис 5040 - https://dovodi.ru/old/article/a-877.html

Умар и Абу Хурайра:

Абу Хурейра говорил: если бы рассказал эти хадисы, Умар наказал бы меня.

На эту тему существуют разные предания от Абу Хурайры:

Абу Хурейра не мог рассказывать хадисы из-за страха перед плетьми Умара.

قال سمعت أبا هريرة يقول ما كنا نستطيع أن نقول قال رسول الله  صلى الله عليه وسلم  حتى قبض عمر قال أبو سلمة فسألته بم قال كنا نخاف السياط وأوما بيده إلى ظهره

Он говорит: «Во время правления Умара мы не могли повествовать хадисы от Пророка. «С чем же это было связано?» - спросил его Абу Салама. «Из-за страха перед плетьми», - ответил он, указав на спину».

«Тарих мадинат дамашк», том 67, стр. 344 - https://dovodi.ru/old/article/a-879.html, «Сейр аль а’лам ан-нубала», том 2, стр. 602 - https://dovodi.ru/old/article/a-881.html, «Аль Бидая ва-нихая», том 8, стр. 107 - https://dovodi.ru/old/article/a-880.html

سمعت أبا هريرة يقول ما كنا نستطيع أن نقول قال رسول الله  صلى الله عليه وسلم  حتى قبض عمر وقال محمد بن يحيى الذهلى ثنا عبد الرزاق عن معمر عن الزهرى قال... يقول أبو هريرة أفكنت محدثكم بهذه الأحاديث وعمر حى أما والله إذا لأيقنت أن المحففة ستباشر ظهرى

От Абу Хурайры передается: «Я не рассказывал хадисы, вплоть до смерти Умара, ведь был уверен, что за ослушание буду побит плетьми».

«Аль Бидая ва-нихая», том 8, стр. 107 - https://dovodi.ru/old/article/a-880.html

В книгах Абдур-раззака «Мусаннаф» и Азди «Джаме» приводится:

إذا لألفيت المخفقة ستباشر ظهري

«Я был уверен, что за ослушание буду побит плетьми».

«Мусаннаф», Абдур-раззак, том 11, стр. 262, хадис 20496 - https://dovodi.ru/old/article/a-882.html, «Джами», том 11, стр. 262, хадис 20496.

وروى الدراوردي عن محمد بن عمرو عن أبي سلمة عن أبي هريرة وقلت له أكنت تحدث في زمان عمر هكذا قال لو كنت أحدث في زمان عمر مثل ما أحدثكم لضربني بمخفقته

Повествуется от Ад-дараварди, от Мухаммада ибн Амру, от Аби Салямы, что Абу Саляма у Абу Хурайры спросил: «Ты в период правления Умара рассказывал ты хадисы от Пророка, так как делаешь это сейчас?» Ответил: «Если бы я рассказывал, то наказанием был бы кнут».

«Тазкират аль хуффаз», том 1, стр.7 - https://dovodi.ru/old/article/a-881.html, «Тауджихун назар ила усул аль асар», том 1, стр. 62.

В другом предании от Абу Хурайры:

عن ابن عجلان : أن أبا هريرة كان يقول : إني لأحدث أحاديث ، لو تكلمت بها في زمن عمر ، لشج رأسي

«Я рассказываю хадисы, которые не мог рассказывать во времена Умара и если рассказал бы то он непременно разбил бы мне голову».

«Тарих мадинат дамишк», том 67, стр. 343 - https://dovodi.ru/old/article/a-879.html, «Сейр аль а’лам ан-нубала», том 2, стр. 601 - https://dovodi.ru/old/article/a-881.html, Ибн Касир, аль Бидайа ван нихайа, глава: 59 г.х., раздел: упоминание о тех, кто умер в этом году, том 11, стр. 371-372, изд-во Дару аламил кутуб, 2003, в 20-ти томах - https://dovodi.ru/old/article/a-880.html

Умар угрожал отправить его в ссылку из-за его хадисов

Захаби, известный суннитский ученый пишет: «От Саиба ибн Язида приводится, что он услышал, как Умар, обратившись к Абу Хурайре, сказал:

«Прекрати рассказывать хадисы от Посланника Аллаха, не то отправишься в Даус!».

«Сейр аль а’лам ан-нубала», том 2, стр. 600, «Канз», том 10, стр. 291, «Аль Бидая ва-нихая», том 8, стр. 106 - https://dovodi.ru/old/article/a-880.html, «Ахбар аль мадина», том 2, стр. 12, хадис 1361, «Тарих мадинат дамишк», том 50, стр. 172 и том 67, стр. 343 - https://dovodi.ru/old/article/a-879.html

Итак, если Абу Хурайра на самом деле рассказывал достоверные хадисы, то почему Умар запретил именно ему это делать и, более того, пригрозил ссылкой? Неужели второй халиф мог угрожать невиновному сподвижнику Пророка ислама?

Умар и Усман считали его лжецом

Ибн Кутайба приводит хадис, который принадлежат Наззаму Мутазилиту:

وذكر أبا هريرة فقال أكذبه عمر وعثمان وعلي وعائشة رضوان الله عليهم

«Речь зашла об Абу Хурайре. Тогда он (Наззам) заметил:

«Умар, Усман, Али и Аиша все они считали его лжецом».

«Та’виль мухталаф аль хадис», том 1, стр. 22 - https://dovodi.ru/old/article/a-883.html

Абу Хурейра не давал фетвы до самой смерти Усмана

كان بن عباس وابن عمر وأبو سعيد الخدري وأبو هريرة وعبد الله بن عمرو بن العاص وجابر بن عبد الله ورافع بن خديج وسلمة بن الأكوع وأبو واقد الليثي وعبد الله بن بحينة مع أشباه لهم من أصحاب رسول الله  صلى الله عليه وسلم  يفتون بالمدينة ويحدثون عن رسول الله صلى الله عليه وسلم  من لدن توفي عثمان إلى أن توفوا

Ибн Аббас, Ибн Умар, Абу Саид Худри, Абу Хурейра, Абдулла ибн Амро ибн Ас, Джабир ибн Абдулла, Рафе ибн Худайдж, Саляма ибн аль Акуа’, Абу Вакед Ал-лайси, Абдулла ибн Бухайна и другие сподвижники до самой своей смерти давали фетвы и пересказывали хадисы от Пророка, но только после смерти Усмана.

«Ат-табакат аль кубра», том 2, стр. 372 - https://dovodi.ru/old/article/a-885.html , «Тарих аль ислам», Захаби, том 5, стр. 414 - https://dovodi.ru/old/article/a-884.html, «Сейр аль а’лам ан-нубала», том 2, стр. 607 - https://dovodi.ru/old/article/a-884.html и др.

Мнение Имама Али (мир ему!)

Ибн Абил Хадид Шафеи в передаче от своего наставника и учителя Абу Джафара Искафи пишет, что Али сказал:

عن علي عليه السلام أنه قال : ألا إن أكذب الناس - أو قال : أكذب الاحياء - على رسول الله صلى الله عليه وآله أبو هريرة الدوسي.

 

«Будьте бдительны! В отношении Пророка нет более лживого человека или другого живого существа, чем Абу Хурайра».

«Шарх нахдж аль балага», Ибн Абил Хадид, том 4, стр. 68 - https://dovodi.ru/old/article/a-886.html

Также, в другом месте пишет:

وقد صرح غير مرة بتكذيب أبي هريرة ، وقال : لا أحد أكذب من هذا الدوسي على رسول الله صلى الله عليه وآله.

«Али многократно указывал на порок Абу Хурайры и говорил:

«Нет более лживого человека в отношении Пророка, чем этот Дауси (Абу Хурейра)».

«Шарх нахдж аль балага», Ибн Абил Хадид, том 20, стр. 24 - https://dovodi.ru/old/article/a-886.html

 Ибн Кутайба пишет: «Речь зашла об Абу Хурайре. Тогда он заметил: «Умар, Усман, Али и Аиша все они считали его лжецом».

«Та’виль мухталаф аль хадис», том 1, стр. 22 - https://dovodi.ru/old/article/a-883.html

Али (мир ему!): Клянусь, я намерен действовать против Абу Хурайры

عن ابراهيم أن عليا رضي الله عنه بلغه أن أبا هريرة يبتدىء بميامينه في الوضوء وفي اللباس فدعا بماء فتوضأ وبدأ بمياسيره وقال لأخالفن أبا هريرة

 От Ибрахима приводится, как Али, услышав, что Абу Хурайра использует правую руку для начала омовения и чтобы одеться, сказал: «Принесите мне воды для омовения». Он начал левой рукой омовение и сказал: «Клянусь, я намерен действовать против Абу Хурайры».

«Аль Махсул», Рази, том 4, стр. 464 - https://dovodi.ru/old/article/a-887.html, «Тавиль мухталаф аль хадис», том 1, стр. 22 - https://dovodi.ru/old/article/a-883.html

Нападки на Абу Хурейру со стороны Али (мир ему!)

Укайли в своей книге «Зуафа» (слабые передатчики) в описании биографии Мугайры ибн Саида, называет Мугайру слабым передатчиком хадисов. Он аргументирует это, приводя такой хадис:

حدثنا محمد بن أحمد الوراميني قال حدثنا يحيى بن المغيرة قال حدثنا أبو زهير قال حدثنا الأعمش عن أبي صالح وأبي رزين عن أبي هريرة عن النبي  صلى الله عليه وسلم  قال من أحدث حدثا أو آوى محدثا وذكر الحديث وذكر في آخره كلاما لأبي هريرة في علي وكلاما لعلي في أبي هريرة قال أبو زهير فحدث الأعمش بهذا الحديث وعنده المغيرة بن سعيد فلما بلغ قول أبي هريرة في علي قال كذب أبو هريرة فلما بلغ قول علي في أبي هريرة قال صدق علي قال فقال الأعمش صدق علي وكذب أبو هريرة لا ولكن غضب هذا فقال وغضب هذا فقال له

«Мухаммад ибн Ахмад аль Варамини, от Яхъи ибн Мугайра, от А’маша, от Аби Салиха, от Аби Раззина, передал от Абу Хурайры, что Пророк, говоря о тех, «кто посеет смуту или даст укрытие человеку, посеявшему смуту и раздор», говорил об Али. Он привел в конце хадиса слова Абу Хурайры об Али и слова Али об Абу Хурайре. Абу Зухайр говорит, что А’маш рассказал этот хадис в присутствии Мугайры, и когда речь зашла о словах Абу Хурайры про Али, он прокомментировал их так: «Абу Хурайра сказал неправду в отношении Али», а когда стали говорить о словах Али в отношении Абу Хурайры, то он сказал: «Али – был прав, обвинив его во лжи». А’маш сказал: «Али прав, а Абу Хурейра - нет». (На самом деле) они были обижены друг на друга, поэтому Абу Хурайра и Али обвинили друг друга».

«Зуафа», Укайли, том 4, стр. 179 - https://dovodi.ru/old/article/a-888.html

Поразительно, но у А’маша этот факт не вызывает сомнений.  Он просто констатирует, что Али и Абу Хурайра обвинили друг друга, т.к. таили обиду друг на друга.

 Мнение Ибн Умара: Абу Хурейра солгал!

حبيب ابن أبي ثابت عن طاوس قال كنت جالسا جالسا عند ابن عمر فأتاه رجل فقال أن أبا هريرة يقول أن الوتر ليس بحتم فخذوا منه ودعوا فقال ابن عمر كذب أبو هريرة جاء رجل إلى رسول الله  صلى الله عليه وسلم  فسأله عن صلاة اليل فقال مثنى مثنى فإذا خشيت الصبح فواحدة

Хабиб ибн аби Сабит от Тавуса рассказывает: «Я был у Ибн Умара, когда к нему пришел мужчина и сказал ему: «Абу Хурайра утверждает, что совершать «ватр» (молитва «ватр», предписанная в ночной молитве – прим.пер.) не обязательно. Можете читать, а можете не читать». Ибн Умар возразил: «Он лжет. Когда к Пророку пришел некто и спросил его о ночной молитве, то он ответил: «Молитву исполняй последовательно по два раката, но если у тебя будет недостаточно времени, можешь выполнить один ракат».

«Джаме байян аль илм ва фадлихи», Ибн Абдулбарр, том 2, стр. 154 - https://dovodi.ru/old/article/a-889.html

Мнение Аиши: Абу Хурейра солгал!

أخبرنا أبو محمد هبة الله بن سهل بن عمر الفقيه أنبأ أبو سعيد محمد بن علي بن محمد أنا أو طاهر محمد بن الفضل قال نا جدي أبو بكر محمد بن إسحاق بن خزيمة نا عبد القدوس بن محمد بن شعيب بن الحبحاب نا عمرو يعني ابن عاصم نا همام نا قتادة عن أبي حسان أن رجلين من بني عامر أنبآ عائشة فقالا أن أبا هريرة يحدث عن رسول الله  صلى الله عليه وسلم  قال الشؤم في الدابة والمرأة والفرس قال فطارت شقة منها في السماء وشقة في الأرض فقالت كذب والذي أنزل الفرقان على أبي القاسم  صلى الله عليه وسلم  ما قاله له إنما كان أهل الجاهلية يتطيرون من ذلك

 «От Аби Хасана приводится, что два человека из племени Бани Амер пришли к Аише и сказали ей: «Абу Хурайра передает от Пророка, что он сказал: «Женщина и конь в доме - предзнаменование дурного». Услышав подобное, она пришла в ярость и сказала: «Клянусь тем, кто ниспослал Фуркан (Коран) Абу Касыму (да благословит Аллах его и род его!) он говорит неправду! Пророк не говорил этого. Так считали арабы в далекую Эпоху Невежества!».

«Тарих мадинат дамашк», том 67, стр. 352 - https://dovodi.ru/old/article/a-890.html, «Ат-тамхид», Ибн Абдулбарр, том 9, стр. 289 - https://dovodi.ru/old/article/a-889.html, «Тар хат-тасриб фи шар хат-такриб», том 8, стр. 114, Муснад Ахмад Ибн Ханбала, Книга: остальной муснад ансаров, глава: хадис госпожи Аишы (ра), том 6, стр. 246, хадис: 25557, изд-во Дару ахйаи турасил араби, 1993, в девяти томах. - https://dovodi.ru/old/article/a-892.html, Ибн Кутейба, «Та’виль мухталаф аль хадис», том 1, стр. 170, изд-во Мактабатул ислами - Дарул ишрак, 1999, в одном томе - https://dovodi.ru/old/article/a-883.html

Аль Албани назвал данный хадис «сахих» (достоверным).

«Ас сильсилатус сахиха», том 2, стр. 689 - https://dovodi.ru/old/article/a-891.html

Аиша: я намерена противостоят Абу Хурейре в его хадисах:

От Абу Хурайры повествуется, что якобы Пророк сказал: «Если завязки на вашей обуви порвались, не продолжайте свой путь, пока не поправите их».

وأخرج الترمذي بسند صحيح عن عائشة أنها كانت تقول لأخيفن أبا هريرة فيمشي في نعل واحدة وكذا أخرجه بن أبي شيبة موقوفا وكأنها لم يبلغها النهي وقولها لأخيفن معناه لأفعلن فعلا يخالفه وقد اختلف في ضبطه فروى لأخالفن وهو أوضح في المراد

Тирмизи приводит от Аиши достоверный хадис: «Клянусь, я намерена действовать против слов Абу Хурейры». И она решила пойти в одной туфле на ноге. Ибн Аби Шейба рассказывает этот хадис «маукуф» (предание от сподвижников, цепочку передатчиков которого, не замыкает Пророк– прим.пер.): «По всей видимости, Аиша не знала о запрете Пророка. Повествуется, что она сказала: «Клянусь я намерена действовать против Абу Хурайры», что имеет весьма однозначный смысл».

Фатх аль Бари, том 10, стр. 310 - https://dovodi.ru/old/article/a-893.html

Ибн Кутайба также приводит слова, которые принадлежит Наззаму Мутазилиту:

وذكر أبا هريرة فقال أكذبه عمر وعثمان وعلي وعائشة رضوان الله عليهم وروى حديثا في المشي في الخف الواحد فبلغ عائشة فمشت في خف واحد وقالت لأخالفن أبا هريرة

«Когда речь зашла об Абу Хурайре, он (Наззам) заметил: «Он признан Умаром, Усманом, Али и Аишой лжецом. Он передал хадис от Пророка о ходьбе с одной туфлей на ноге. Аиша услышав такой хадис сказала: «Клянусь я намерена действовать против Абу Хурайры».

«Та’виль мухталаф аль хадис», том 1, стр. 22 - https://dovodi.ru/old/article/a-883.html

Ложность передаваемых им преданий с точки зрения Аишы:

Также Абу Хурайра повествует от Пророка, что если во время совершения молитвы перед человеком пройдет собака, осел или женщина, то намаз аннулируется. Аиша доказала лживость его слов посредством нескольких хадисов переданных ею от Пророка.

К примеру, такой хадис: «Я видела, как Пророк молился на кровати. Я это время сидела перед ним, находясь между ним и киблой».

«Та’виль мухталаф аль хадис», том 1, стр. 22 - https://dovodi.ru/old/article/a-883.html

Вы приравниваете нас собаке и ослу?

حدثنا إسماعيل بن خليل حدثنا علي بن مسهر عن الأعمش عن مسلم يعني بن صبيح عن مسروق عن عائشة أنه ذكر عندها ما يقطع الصلاة فقالوا يقطعها الكلب والحمار والمرأة قالت لقد جعلتمونا كلابا

Исмаил ибн Халил от ибн Мусхира от А’маша от Муслима (Субейха) от Масрука от Аишы передает, что когда в ее присутствии спросили, аннулируется ли намаз, если пройдет перед молящимся собака, осел или женщина, то Аиша сказала: «Вы приравниваете нас собаке и ослу?».

«Сахих аль Бухари», том 1, стр. 192, хадис 489 - https://dovodi.ru/old/article/a-894.html

Признание Абу Хурайры, что сподвижники и все остальные люди считали его хадисы вымышленными

Почему вы считает мои хадисы выдуманными?

حدثنا أبو بكر بن أبي شيبة وأبو كريب واللفظ لأبي كريب قالا حدثنا بن إدريس عن الأعمش عن أبي رزين قال خرج إلينا أبو هريرة فضرب بيده على جبهته فقال ألا إنكم تحدثون أني أكذب على رسول الله

Абу Бакр ибн аби Шабиха передает от Абу Курайба от Ибн Идриса от А’маша от Абу Раззина, что он сказал: «К нам вышел Абу Хурайра и, ударив себя по лбу, сказал: «Вы говорите, что я приписываю Пророку ложные предания?».

«Сахих Муслим», том 3, стр. 1660, хадис 2098 - https://dovodi.ru/old/article/a-895.html, «Аль джам бейн сахихейн», том 3, стр. 123, «Фейзуль кадир», том 1, стр. 308.

Если я расскажу все предания, которые знаю, то вы забросаете меня камнями!

حدثنا إبراهيم بن عبدالله ثنا محمد بن اسحاق ثنا قتيبة بن سعيد ثنا عمر بن عبدالله الروعي حدثني أبي عن أبي هريرة قال حفظت من رسول الله  صلى الله عليه وسلم  خمسة جرب فأخرجت منها جرابين ولو أخرجت الثالث لرجمتموني بالحجارة

Ибрахим ибн Абдулла от Мухаммад ибн Исхак от Кутайба ибн Саид от Умар ибн Абдулла Ар-руи от своего отца, который передает от Абу Хурайры:

«Я сохранил от Пророка пять мешков с хадисами. Два из них я открыл вам, рассказав эти хадисы. Но если я раскрою то, что в третьем мешке, то вы забросаете меня камнями!».

«Хильят аль аулия», том 1, стр. 381 - https://dovodi.ru/old/article/a-896.html

Если я расскажу все те предания, которые знаю, то вы забросаете меня помоями и назовете сумасшедшим!

حدثنا أبو بكر بن خلاد ثنا الحارث بن أبي أسامة ثنا كثير بن هشام ثنا جعفر بن برقان قال سمعت يزيد بن الأصم يقول سمعت أبا هريرة يقول يقولون أكثرت يا أبا هريرة والذي نفسي بيده لو حدثتكم بكل ما سمعته من رسول الله  صلى الله عليه وسلم  لرميتموني بالقشع ثم ما ناظرتموني

От Абу Бакра ибн Халлада от аль Хариса ибн Аби Усамы от Касир ибн Хишама от Джафара ибн Буркана, что он сказал, что «слышал, как Язид ибн аль Асам говорит, что Абу Хурайра сказал: «Люди говорят, что я слишком много рассказываю хадисов, но, клянусь Тем, в чьих руках моя душа, если я расскажу все те предания, которые знаю, то вы забросаете меня помоями и не станете со мной разговаривать».

«Хильят аль аулия», том 1, стр. 381 - https://dovodi.ru/old/article/a-896.html

عن أبي هريرة أنه كان يقول لو أنبأتكم بكل ما أعلم لرماني الناس بالخرق وقالوا أبو هريرة مجنون

От самого Абу Хурайры передается: «Если я расскажу те предания, которые знаю, то вы забросаете меня мусором, и скажете, что Абу Хурайра потерял рассудок!».

«Ат-табакат аль кубра», том 2, стр. 364, и том 4, стр. 331 - https://dovodi.ru/old/article/a-897.html

Если я расскажу все предания, которые знаю, то вы забросаете меня пометом

أخبرنا سليمان بن حرب أخبرنا أبو هلال أخبرنا الحسن قال قال أبو هريرة لو حدثتكم بكل ما في جوفي لرميتموني بالبعر

Сулейман ибн Харб передает  от Абу Хилала от Аль Хасана от Абу Хурайры: «Если я расскажу все те предания, которые знаю, то вы забросаете меня пометом животных».

«Ат-табакат аль кубра», том 2, стр. 364 - https://dovodi.ru/old/article/a-897.html

Если я расскажу все те предания, которые знаю, то вы отсечете мне голову

عن أبي هريرة قال حفظت من رسول الله  صلى الله عليه وسلم  وعائين فاما أحدهما فبثثته في الناس واما الآخر فلو بثثته لقطع هذا البلعوم

От Абу Хурайры передается:

«Я сохранил два сосуда полных преданий от Пророка, один сосуд с преданиями я разгласил, но если я расскажу содержание второго, то вы перережете мне глотку».

Бухари, том 1, стр. 56 - https://dovodi.ru/old/article/a-901.html, «Тазкират аль хуффаз, том 1, стр. 35, «Аль Исаба фи тамйиз ас-сахаба», том 7, стр. 439 - https://dovodi.ru/old/article/a-899.html, «Ат-табакат аль кубра», том 4, стр. 331 - https://dovodi.ru/old/article/a-897.html, «Сейр аль а’лам ан-нубала», том 2, стр. 596 - https://dovodi.ru/old/article/a-898.html

Мешки с преданиями, которые я еще не раскрыл!

محمد بن راشد عن مكحول قال كان أبو هريرة يقول رب كيس عند أبي هريرة لم يفتحه

Мухаммад ибн Рашед от Макхула передает:

«Много у меня (Абу Хурайры) мешков с преданиями, которые я еще не раскрыл».

«Сейр аль а’лам ан-нубала», том 2, стр. 597 - https://dovodi.ru/old/article/a-898.html, «Тарих мадинат ад-дамишк», том 67, стр. 340 - https://dovodi.ru/old/article/a-900.html

Я внимал словам Пророка в то время, как вы (сподвижники) были заняты на рынке куплей-продажей

حدثنا عبد العزيز بن عبد الله قال حدثني مالك عن بن شهاب عن الأعرج عن أبي هريرة قال إن الناس يقولون أكثر أبو هريرة ...   إن إخواننا من المهاجرين كان يشغلهم الصفق بالأسواق وإن إخواننا من الأنصار كان يشغلهم العمل في أموالهم

Абдулазиз ибн Абдулла передает от Малика от Ибн Шахаба от Аль А’раджа от Абу Хурайры, что тот сказал: «Люди говорят, что я слишком много хадисов рассказываю от Пророка». Я отвечаю, что: «Наши братья мухаджиры были заняты на рынке, и их отвлекала торговля. А ансары были заняты своими владениями (и не могли слушать Пророка – прим.пер.)»

«Сахих аль Бухари», том 1, стр. 55, хадис 118, том 2, стр. 827, хадис 2223, и том 6, стр. 2677 хадис 6921 - https://dovodi.ru/old/article/a-901.html

Я внимал словам Пророка в то время, как ты держала в руках сурьму и зеркало

عن سعيد أن عائشة قالت لأبى هريرة أكثرت الحديث عن رسول الله  صلى الله عليه وسلم  يا أبا هريرة قال إنى والله ما كانت تشغلنى عنه المكحلة والخضاب ولكن أرى ذلك شغلك عما استكثرت من حديثى

От Саида передается: «Аиша спросила у Абу Хурайры, не слишком ли много он рассказывает хадисов от Пророка. На что Абу Хурайра ответил: «Клянусь Аллахом, меня не отвлекали ни сурьма, ни хна (в некоторых источниках - ни краска, ни зеркало – прим.пер.), как тебя. Поэтому, тебе кажется, что я слишком много знаю хадисов».

«Аль Бидая ва-нихая», том 8, стр. 108 - https://dovodi.ru/old/article/a-902.html, «Тарих мадинат ад-дамашк», том 67, стр. 353, «Сейр аль а’лам ан-нубала», том 2, стр. 604 - https://dovodi.ru/old/article/a-898.html, «Аль Исаба фи тамйиз ас-сахаба», том 7, стр. 440, «Аль Ма’рифа ват-тарих», том 1, стр. 262, «Аль Мустадрак алас-сахихейн», том 3, стр. 582, хадис 6160, Ибн Саад, Ат-табакат аль кубра, том 2, стр. 364 - https://dovodi.ru/old/article/a-897.html

Предание о том, кто, будучи оскверненным (джунуб) не совершил ритуального омовения (гусл).

Абу Хурейра от имени Пророка (саас) рассказывал людям, что тот, кто проснется, будучи в состоянии большого осквернения (джунуб) не сможет держать пост.

حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا سفيان عن عمرو عن يحيى بن جعدة عن عبد الله بن عمرو القارىء قال سمعت أبا هريرة يقول لا ورب هذا البيت ما أنا قلت من أصبح جنبا فلا يصوم محمد ورب البيت قاله ما أنا نهيت عن صيام يوم الجمعة محمد نهى عنه ورب البيت

Абдулла передает от Абу Сана Суфьяна ибн Амру от Яхъи ибн Джу’да от Абдуллы ибн Амру аль Кари, что он слышал, что Абу Хурайра сказал: «Нет, клянусь Господом Каабы, не я сказал, а Мухаммад, что тот, кто, будучи оскверненным не совершил ритуального омовения, не может соблюдать пост, проснувшись на следующее утро. И не я, а Мухаммад запретил поститься в пятницу!».

«Муснад ибн Ханбал», том 2, стр, 248, хадис 7382 - https://dovodi.ru/old/article/a-904.html , Сунан ан Насаи, Книга: поста, глава: пост того, кто проснулся в состоянии осквернения, том 2, стр. 176, хадис 2924, изд-во дару кутубил илмиййа, Бейрут, 1991, в шести томах. - https://dovodi.ru/old/article/a-905.html .) («Махсул», том 4. стр. 654, «Кавате’ аль адилла фи усул», том 1, стр. 387, «Аль Мустасфа», том 1, стр. 104, «Усул», Сарахси, том 1, стр. 360.

Но так как, среди сподвижников хадисы Абу Хурейры не пользовались доверием, правитель Медины Марван отправил своих посланников к Аише и Умм Саламе, супругам посланника Аллаха (саас) чтобы уточнить данный вопрос.

أنبأ محمد بن سلمة قال أنبأ بن القاسم عن مالك قال حدثني سمي أنه سمع أبا بكر بن عبد الرحمن يقول كنت أنا وأبي عند مروان بن الحكم وهو أمير المدينة فذكر أن أبا هريرة يقول من أصبح جنبا أفطر ذلك اليوم قال مروان أقسمت عليك يا عبد الرحمن لتذهبن إلى أمي المؤمنين عائشة وأم سلمة فلتسألنهما عن ذلك

Мухаммад ибн Салама передает от Ибн Касыма от Малика от Сумай, что он слышал, как Абу Бакр Ибн Абдур-рахман говорит: «Мы с отцом были у правителя Марвана ибн Хакама, который правил Мединой, он рассказал нам, что Абу Хурайра сказал: «Если человек проснется в состоянии большого осквернения, то не должен соблюдать пост в этот день». Марван, обратившись к Абдур-рахману, сказал: «Заклинаю тебя, иди к матери правоверных Аише и Умм Саламе и спроси, так ли это».

«Сунан ан-насаи аль кубра», том 2, стр. 180, хадис 2937 - https://dovodi.ru/old/article/a-905.html , Сахих Бухари, Книга: поста, глава: "о постящемся, который проснулся в состоянии осквернения", хадис 1825, том 2, стр. 679-680, изд-во Дару Ибн Касир, 1993, в семи томах - https://dovodi.ru/old/article/a-906.html

Ответ Аиши на предание, переданное Абу Хурайрой

 حدثنا أحمد بن صالح حدثنا بن وهب حدثنا يونس عن بن شهاب عن عروة وأبي بكر قالت عائشة رضي الله عنها كان النبي  صلى الله عليه وسلم  يدركه الفجر في رمضان من غير حلم فيغتسل ويصوم

Ахмад ибн Салих передает от Ибн Вахаба от Юнуса от Ибн Шихаба от Урвы и Абу Бакра, что Аиша утверждает: «Проснувшись утром и будучи оскверненным (джунуб) в месяц Рамадан, после совершения ритуального омовения Пророк соблюдал пост».

«Сахих аль Бухари», том 2, стр. 681, хадис 1829 - https://dovodi.ru/old/article/a-906.html

От Умм Саламы повествуется точно такой же хадис.

«Сахих аль Бухари», том 2, стр. 681, хадис 1829 - https://dovodi.ru/old/article/a-906.html

Услышав от Абу Хурейры подобные слова, сподвижники по своему обыкновению направились к Абу Хурайре и стали расспрашивать принадлежит ли хадис Пророку?

«Сахих Ибн Хиббан», том 8, стр. 261, хадис 3486 - https://dovodi.ru/old/article/a-907.html, также «Сахих Ибн Хузайма», том 3, стр. 250 - https://dovodi.ru/old/article/a-908.html

Реакция Абу Хурейры:

فلقينا أبا هريرة وهو عند باب المسجد فقلنا له إن الأمير عزم علينا في أمر نذكره لك قال وما هو فحدثه أبي فتلون وجه أبي هريرة

«Мы встретили Абу Хурайру в дверях мечети и сказали, что эмир велит тебе передать кое-что. Когда мы сообщили ему ответ Аиши и Умм Саламы, то он изменился в лице».

«Сахих Ибн Хиббан», том 8, стр. 270, хадис 3499 - https://dovodi.ru/old/article/a-907.html, Ибн Хаджар, Фатхуль бари, Книга: поста, глава: "о постящемся, который проснулся в состоянии осквернения", хадис 1825, том  4, стр. 145, изд-во Дарул марифа, Бейрут, 1379 г.х., в 13-ти томах - https://dovodi.ru/old/article/a-910.html, «Мусаннаф», Абдур-раззак, том 4, стр.180, хадис 7396 - https://dovodi.ru/old/article/a-909.html, «Аль му’джам  аль кабир», том 18, стр. 292, хадис 749 - https://dovodi.ru/old/article/a-911.html, «Муснад Ахмад Ибн Ханбал», том 6, стр. 308, хадис 26672 - https://dovodi.ru/old/article/a-904.html, «Ат-тамхид», Ибн Абдулбарр, том 22, стр. 42.

Он начал оправдываться: «На самом деле я услышал это от Фадл ибн Аббаса (Фадл Ибн Аббас на тот момент ушел из жизни)».

«Сахих Ибн Хузайма», том 3, стр. 250 - https://dovodi.ru/old/article/a-908.html

Таким образом, согласно словам группы суннитских ученых, он ссылался на слова умершего человека.

Рази, описывая эти события, приводит слова Наззама, который сказал:

فقال أبو هريرة أخبرني بذلك الفضل بن عباس

 

قال النظام والاستدلال به من ثلاثة أوجه :

أحدها أنه استشهد ميتا

 

وثانيها أنه لو لم يكن متهما فيه لما سألوا غيره

 

وثالثها  أن عائشة وحفصة رضي الله عنهما كذبتاه

 

«Абу Хурайра признался, что хадис рассказал ему Фадл ибн Аббас». Наззам говорит: «Этот хадис доказывает три вещи:

  1. Абу Хурайра приводит в свидетели мертвого человека.
  2. Сподвижники не стали бы спрашивать у кого-либо другого о достоверности хадиса, если бы доверяли Абу Хурайре.
  3. Аиша и Хафса опровергли слова Абу Хурайры, выдав его слова за ложь».

"Махсул", Ар Рази, том 4, стр. 467, изд-во аль Джамиа аль имам Мухаммад Ибн Сауд аль исламиййа, Ар Рияд, 1400, издание первое, в 6-ти томах. - https://dovodi.ru/old/article/a-912.html

Мнение других сподвижников, табеинов, а также суннитских ученых об Абу Хурайре

Он несет вздор:

В суннитских источниках имеются хадисы от Абу Хурейры, который говорил, что тот, кто проснулся ото сна и хочет совершить малое омовение перед тем, как опустить руки в сосуд с водой должен помыть руки. И некоторые из сахабов и табеинов возражали Абу Хурейре говорят, что сподвижники во времена Пророка (саас) проснувшись ото сна опускали руки в большой сосуд с водой и в камень, который находился в мечети Пророка (саас) и который называли «Михрас».

وقد ذكر إبراهيم النخعي أن أصحاب عبدالله كانوا إذا ذكر لهم حديث أبي هريرة في أمر المستيقظ من نومه بغسل يديه قبل إدخالهما الإناء قالوا إن أبا هريرة كان مهذارا فما يصنع بالمهراس وقال الأشجعي لأبي هريرة فما تصنع بالمهراس فقال أعوذ بالله من شرك

Ибрахим Наха’и передает, что сподвижники Абдуллы, когда им рассказали хадис Абу Хурайры, о том, должен ли проснувшийся человек, прежде чем совершить омовение в сосуде с водой, помыть руки, говорили: «Абу Хурайра не в своем уме! Что он может сказать о «Михрасе»?»

Ашджаи также спрашивал Абу Хурайру: «Что ты можешь сказать о «Михрасе»?» Не зная, что ответить, он говорил: «Только могу просить Аллаха, чтобы он уберег меня от твоих ухищрений».

«Ахкам аль куран лил джассас», том 3, стр. 359 - https://dovodi.ru/old/article/a-913.html , Бейхаги, сунан аль кубра, книга: ритуальной чистоты, глава: о малом омовении и его обязательности, раздел: о том, как мыть руки, хадис: 204, том 1, стр. 47-48, изд-во Дарул марифа, Бейрут, в десяти томах - https://dovodi.ru/old/article/a-914.html

Аиша и Ибн Аббас

وقد وافق ابن عباس على ما تخيله من الاستبعاد عائشة حيث قالت رحم الله أبا هريرة لقد كان رجلا مهذارا فماذا يصنع بالمهراس

Ибн Аббас был согласен с Аишей относительно лживости слов Абу Хурейры, которая сказала: «Да простит Аллах Абу Хурайру. Он говорил чепуху, ведь не знал, что ответить про «Михрас»».

«Аль Ихкам», Амиди, том 2, стр. 134 - https://dovodi.ru/old/article/a-916.html

Ученые из числа табеинов в важных аспектах религии не ссылались на хадисы Абу Хурайры

وقال الثورى عن منصور عن إبراهيم قال كانوا يرون فى أحاديث أبى هريرة شيئا وما كانوا يأخذون بكل حديث أبى هريرة إلا ما كان من حديث صفة جنة أو نار أو حث على عمل صالح أو نهى عن شر جاء القرآن به ... وقد قال ما قاله إبراهيم طائفة من الكوفيين

Ас-сури передает от Мансура от Ибрахима, что тот сказал: «Ученые принимали не каждый хадис от Абу Хурайры, в силу его некомпетентности. Они передавали от него хадисы с описанием рая и ада, где было призвание к благим делам и удержание от злодеяний, запрещенных в Коране… Данный факт признавала и группа куфийцев».

«Аль Бидая ва-нихая», том 8, стр. 109 - https://dovodi.ru/old/article/a-921.html

Также см.: «Тарих мадинат ад-дамишк», том 67, стр. 361 - https://dovodi.ru/old/article/a-923.html, «Сийар аль а’лам ан-нубала», том 2, стр. 608 - https://dovodi.ru/old/article/a-922.html, «Шарх нахдж аль балага», Ибн Абил Хадид, том 4, стр. 67

قال ابن كثير : وقال شريك ، عن مغيرة ، عن إبراهيم قال : كان أصحابنا يدعون من حديث أبي هريرة. وروى الأعمش ، عن إبراهيم ، قال : ما كانوا يأخذون من كل حديث أبي هريرة.

Шарик передает от Мугайры от Ибрахима: «Наши сподвижники (ученые) отклоняли хадисы, переданные Абу Хурайрой». А’маш от Ибрахима передает, что: «Они не все принимали из того, что передавал Абу Хурейра».

«Тарих мадинат ад-дамишк», том 67, стр. 360 - https://dovodi.ru/old/article/a-923.html , Ибн Касир, аль Бидайа ван нихайа, глава: 59 г.х., раздел: упоминание о тех, кто умер в этом году, том 11, стр. 377-378, изд-во Дару аламил кутуб, 2003, в 20-ти томах - https://dovodi.ru/old/article/a-921.html, Аз-Захаби, Сиярь алям ан-Нубаля, глава: сахабы (ра), раздел: Абу Хурайра, том 2, стр. 608-609, Муассисат ар-Рисаля – Бейрут, 1422 (2001), в 24-х томах - https://dovodi.ru/old/article/a-922.html

وروى أبو أسامة عن الأعمش ، قال : كان إبراهيم صحيح الحديث ، فكنت إذا سمعت الحديث أتيته فعرضته عليه ، فأتيته يوما بأحاديث من حديث أبي صالح عن أبي هريرة ، فقال : دعني من أبي هريرة إنهم كانوا يتركون كثيرا من حديثه.

Абу Усама передает от А’маша: «Ибрахим был надежным передатчиком хадисов. Когда я узнавал о новом хадисе, то приходил к нему и рассказывал ему о нем. Однажды, я зачитал ему услышанный мною хадис от Абу Хурайры, но он сказал: «Не упоминай мне о нем, ученые многие его хадисов считают недостоверными».

«Шарх нахдж аль балага», Ибн Абил Хадид, том 4, стр. 68 - https://dovodi.ru/old/article/a-924.html

Муслим Нишапури: Абу Хурайра не различал передатчиков хадиса

Автор «Сахих», Муслим Ибн Хаджадж пишет о нем:

حدثنا عبدالله بن عبدالرحمن الدرامي، ثنا مروان الدمشقي، عن الليث بن سعد، حدثني بكير بن الأشج، قال، قال لنا بسر بن سعيد: اتقوا الله، و تحفظوا من الحديث فوالله لقد رأيتنا نجالس أبا هريرة فيحدث عن رسول الله، و يحدثنا عن كعب، ثم يقوم. فأسمع بعض من كان معنا يجعل حديث رسول الله صلى الله عليه و سلم عن كعب، و حديث كعب عن رسول الله صلى الله عليه و سلم.

Абдулла ибн Абдур-рахман Ад-дареми передает от Марвана Ад-дамишки от Лайса ибн Саида, что Букайр ибн Ашадж передал нам, что Буср ибн Саид сказал: «Боитесь Бога - будьте внимательными в передаче хадисов. Клянусь Аллахом, мы были свидетелями того, как Абу Хурайра, находясь в нашей компании, выдавал хадисы Ка’ба за хадисы посланника Аллаха (сас), потом он встал. И я слышал, как некоторые из тех, кто были с нами выдавали хадисы Кааба за хадисы Посланника Аллаха (сас) и хадисы посланника Аллаха (сас) за хадисы Кааба». 

«Ат-тамйиз», Муслим ибн Хаджадж, стр. 175, хадис 10 - https://dovodi.ru/old/article/a-925.html, Аз-Захаби, Сиярь алям ан-Нубаля, глава: сахабы (ра), раздел: Абу Хурайра, том 2, стр. 606, Муассисат ар-Рисаля – Бейрут, 1422 (2001), в 24-х томах. - https://dovodi.ru/old/article/a-926.html , «Тарих мадинат ад-дамашк», том 67, стр. 359, повествование от Муслима, «Аль Бидая ва-нихая», том 8, стр. 109, повествование от Муслима - https://dovodi.ru/old/article/a-927.html

Шу’ба считает его выдумщиком хадисов 

Захаби в описании биографии Абу Хурайры пишет следущее:

قال يزيد بن هارون : سمعت شعبة يقول : كان أبو هريرة يدلس.

«Язид ибн Харун слышал как Шу’ба сказал: «Абу Хурайра придумывал хадисы».

«Сейр аль а’лам ан-нубала», Захаби, том 2, стр. 608 - https://dovodi.ru/old/article/a-929.html, «Аль Камиль», Абдулла ибн Удай, том 1, стр. 68, «Тарих мадинат ад-дамишк», Ибн Асакир,  том 67, стр. 359, Ибн Касир, аль Бидайа ван нихайа, глава: 59 г.х., раздел: упоминание о тех, кто умер в этом году, том 11, стр. 377, изд-во Дару аламил кутуб, 2003, в 20-ти томах. - https://dovodi.ru/old/article/a-928.html

Ибн Касир пишет: «Абу Хурайра рассказывал услышанное от Пророка (сас) и Ка’ба, не определяя никакой разницы между ними». Это утверждает Ибн Асакир. И в качестве свидетельства Шуба указал на хадис Абу Хурейры где он сказал: "тот, кто проснется, будучи в состоянии джунуб не должен держать пост". И когда стали давить на него, то он всего лишь сказал: "мне сообщил об этом некий, сам я этого от Посланника Аллаха (сас) не слышал"».

Ибн Касир, аль Бидайа ван нихайа, глава: 59 г.х., раздел: упоминание о тех, кто умер в этом году, том 8, стр. 117-118 - https://dovodi.ru/old/article/a-928.html

Захаби, приводя этот хадис, пишет:

قلت : تدليس الصحابة كثير ، ولا عيب فيه ؛ فإن تدليسهم عن صاحب أكبر منهم ؛ والصحابة كلهم عدول.

 

«Очень многие сподвижники выдумывали хадисы. И в этом нет ничего плохого, так как они приписывали хадисы людям, обладавшим более высоким статусом, чем они сами, ибо сподвижники все имеют статус справедливых сподвижников (удул)».

«Сейр аль а’лам ан-нубала», том 2, стр. 608 - https://dovodi.ru/old/article/a-929.html

Но такие рассуждения далеки от логики, ибо человек может оказаться кем угодно. В Коране сказано:

وَ مِمَّنْ حَوْلَكُمْ مِنَ الْأَعْرابِ مُنافِقُونَ وَ مِنْ أَهْلِ الْمَدينَةِ مَرَدُوا عَلَى النِّفاقِ لا تَعْلَمُهُمْ نَحْنُ نَعْلَمُهُمْ

«Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины, есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их».

«Покаяние», аят 101

Например, о Валиде ибн Укбе сказано в небесной книге:

يا أَيُّهَا الَّذينَ آمَنُوا إِنْ جاءَكُمْ فاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَنْ تُصيبُوا قَوْماً بِجَهالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلى‏ ما فَعَلْتُمْ نادِمينَ

«О, вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте, (в чем дело), чтобы не поразить по неведению (невинных людей), а не то вам придется раскаиваться в том, что вы совершили».

«Комнаты», аят 6

Абу Ханифа отрицал статус Абу Хурайры как справедливого сподвижника

 وروى أبو يوسف ، قال : قلت لأبي حنيفة : الخبر يجئ عن رسول الله صلى الله عليه وسلم يخالف قياسنا ما تصنع به ؟ قال : إذا جاءت به الرواة الثقات عملنا به وتركنا الرأي ، فقلت : ما تقول في رواية أبى بكر وعمر ؟ فقال : ناهيك بهما ! فقلت : على و عثمان ، قال : كذلك ، فلما رآني أعد الصحابة قال : والصحابة كلهم عدول ما عدا رجالا ، ثم عد منهم أبا هريرة وأنس بن مالك.

От Абу Юсуфа передается, что Абу Ханифа сказал: «Существуют хадисы, которые не соответствуют нашим критериям. Что же с ними делать?» Он ответил: «Если хадис передан надежным человеком, то мы должны принять его, несмотря на наши критерии».

«Что ты думаешь о преданиях от Абу Бакра и Умара?» - поинтересовался ученик Абу Ханифы. «Не смей пренебрегать ими». «А хадисы Али и Усмана?» «И их хадисами тоже», - последовал ответ. Когда Абу Ханифа увидел, что я перечисляю имена сподвижников, спрашивая об их компетентности, то он сказал: «Все они – справедливые, кроме некоторых», - и произнес имя Абу Хурайры и Анаса ибн Малика».

«Шарх нахдж аль балага», Ибн Абил Хадид, том 4, стр. 68 - https://dovodi.ru/old/article/a-930.html

Мнение других ханафитских ученых

В книгах ханафитов имеются множество примеров, где недвусмысленно, а иногда с намеком говорится о том, что Абу Хурайра имел очень много недостатков. Абу Ханифа говорил:

قال ابو خنيفة : أترك قولي الصحابة الا بقول ثلاثة منهم : أبو هريرة  و

«Я следую фетвам всех сподвижников, кроме троих, это Абу Хурайра и Анас Ибн Малик и Самрат Ибн Джундаб…».

Абу Джафар Хиндвани истолковывая слова своего учителя, Абу Ханифы говорит:

قال الفقيه أبو جعفر الهندواني : انما لم يترك قوله بقول هؤلاء الثلاثة لأنهم مطعونون

«Несмотря на предание, переданное этими тремя сподвижниками, Абу Ханифа не отказывался от своего «Ра’я». Так как, эти трое имеют плохую репутацию и они порицаемы. («Ра’й» – считается четвертым источником, к которому прибегает ученый в оглашении фетвы у ханафитов, наряду с Кораном, хадисами и единогласием других богословов).

«Катаибу а’ламил ахйар, Кафауи, том 1» - https://dovodi.ru/old/article/a-958.html

Ибн Хазм пишет в книге «Аль Мухалла» о мнении очень известного ханафитского ученого Мухаммада ибн Хасана Шейбани о преданиях от Абу Хурайры:

وروينا من طريق أبي عبيد أنه ناظر في هذه المسألة محمد بن الحسن فلم يجد عنده أكثر من أن قال : هذا من حديث أبي هريرة.  

Передают от Абу Убайда, что он дискутировал по этому вопросу с Мухаммад Ибн Хасаном, и единственным ответом Мухаммад Ибн Хасана было то, что этот хадис от Абу Хурейры (позиция Мухаммад Ибн Хасана была противоположна смыслу хадиса).

«Аль Мухалла», том 8, стр. 178 - http://www.dovodi.ru/old/article/a-959.html

Абу Джафар, учитель Ибн Абил Хадида заявляет: предания от Абу Хурайры не приемлемы

Абу Джафар сказал по этому поводу:

قال أبو جعفر : وأبو هريرة مدخول عند شيوخنا غير مرضى الرواية ، ضربه عمر بالدرة ، وقال : قد أكثرت من الرواية وأحر بك أن تكون كاذبا على رسول الله صلى الله عليه !

«Наши учителя отрицают достоверность хадисов Абу Хурайры. Умар в наказание приказывал бить его кнутом и говорил ему: «Ты повествуешь слишком много хадисов от Пророка, но я думаю, что ты клевещешь на него!».

«Шарх нахдж аль балага», Ибн Абил Хадид, том 4, стр. 67 - http://www.dovodi.ru/old/article/a-960.html

Опровержение хадисов Абу Хурайры группой ученых в период Харун Ар-рашида

وعن عمر بن حبيب قال حضرت مجلس هارون الرشيد فجرت مسألة تنازعها الحضور وعلت أصواتهم فاحتج بعضهم بحديث يرويه أبو هريرة عن رسول الله  صلى الله عليه وسلم  فرفع بعضهم الحديث وزادت المدافعة والخصام حتى قال قائلون منهم لا يقبل هذا الحديث على رسول الله  صلى الله عليه وسلم  لأن أبا هريرة متهم فيما يرويه وصرحوا بتكذيبه ورأيت الرشيد قد نحا نحوهم ونصر قولهم

От Умара ибн Хабиба повествуется: «Я присутствовал на собрании ученых, которое проводилось во дворце Харун Ар-рашида. Нами обсуждалась тема, о которой все спорили. Группа ученых в качестве аргументации привела хадис от Абу Хурайры. Некоторые склонились на сторону хадиса. Другие – отрицали его. Споры и крики продолжались до тех пор, пока отрицавшие не сказали, что хадис не может принадлежать Пророку, ибо Абу Хурайра признан некомпетентным в том, что повествует, и дело дошло до откровенного обвинения Абу Хурейры во лжи. Я наблюдал, как аббасидский правитель тоже поддержал их мнение, согласившись с ними».

«Тафсир аль Куртуби», том 16, стр. 298 - http://www.dovodi.ru/old/article/a-961.html, «Тахзиб аль камал», том 21, стр. 294 - http://www.dovodi.ru/old/article/a-962.html, «Тарих аль багдад», том 11, стр. 197 - http://www.dovodi.ru/old/article/a-963.html, «Аль Мунтазим», том 10, стр. 163, «Аль Вафи биль вафийят», том 22, стр. 276 

Страница 4 из 20«12345678»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация