Ибн Теймия в Минхадж ас-сунна

وَأَمَّا عُمَرُ فَاشْتَبَهَ عَلَيْهِ هَلْ كَانَ قَوْلُ النَّبِيِّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - مِنْ شِدَّةِ الْمَرَضِ، أَوْ كَانَ مِنْ أَقْوَالِهِ الْمَعْرُوفَةِ؟ وَالْمَرَضُ جَائِزٌ عَلَى الْأَنْبِيَاءِ، وَلِهَذَا قَالَ: " مَا لَهُ؟ أَهَجَرَ ؟ " فَشَكَّ فِي ذَلِكَ وَلَمْ يَجْزِمْ بِأَنَّهُ هَجَرَ، وَالشَّكُّ جَائِزٌ عَلَى عُمَرَ، فَإِنَّهُ لَا مَعْصُومَ إِلَّا النَّبِيَّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - لَا سِيَّمَا وَقَدْ شَكَّ بِشُبْهَةٍ؛ فَإِنَّ النَّبِيَّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - كَانَ مَرِيضًا، فَلَمْ يَدْرِ أَكَلَامُهُ كَانَ مِنْ وَهَجِ الْمَرَضِ، كَمَا يَعْرِضُ لِلْمَرِيضِ، أَوْ كَانَ مِنْ كَلَامِهِ الْمَعْرُوفِ الَّذِي يَجِبُ قَبُولُهُ؟ وَكَذَلِكَ . ظَنَّ أَنَّهُ لَمْ يَمُتْ حَتَّى تَبَيَّنَ أَنَّهُ قَدْ مَاتَ .

Что касается Умара, ему было неясно, были ли слова Пророка - мир ему и благословение Аллаха - следствием тяжести болезни или они были его сознательной речью? Болезнь возможна у Пророков, поэтому он сказал: «Что с ним? Он бредит?» Поэтому Умар сомневался в этом и не утверждал, что он бредит. Сомнение допустимо для Умара, потому что никто, кроме Пророка - мир ему и благословение Аллаха - не является непогрешимым, особенно когда возникают сомнения; так как Пророк - мир ему и благословение Аллаха - был больным, и было неясно были ли его слова сказаны под влиянием болезни, как это обычно бывает с больными, или они были его сознательными высказываниями, которые должны были быть приняты? Точно так же Умар сомневался, умер ли Пророк, пока ему не стало ясно, что он (на самом деле) умер.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация