Ибн Теймия в Минхадж ас-сунна
وَأَمَّا عُمَرُ فَاشْتَبَهَ عَلَيْهِ هَلْ كَانَ قَوْلُ النَّبِيِّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - مِنْ شِدَّةِ الْمَرَضِ، أَوْ كَانَ مِنْ أَقْوَالِهِ الْمَعْرُوفَةِ؟ وَالْمَرَضُ جَائِزٌ عَلَى الْأَنْبِيَاءِ، وَلِهَذَا قَالَ: " مَا لَهُ؟ أَهَجَرَ ؟ " فَشَكَّ فِي ذَلِكَ وَلَمْ يَجْزِمْ بِأَنَّهُ هَجَرَ، وَالشَّكُّ جَائِزٌ عَلَى عُمَرَ، فَإِنَّهُ لَا مَعْصُومَ إِلَّا النَّبِيَّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - لَا سِيَّمَا وَقَدْ شَكَّ بِشُبْهَةٍ؛ فَإِنَّ النَّبِيَّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - كَانَ مَرِيضًا، فَلَمْ يَدْرِ أَكَلَامُهُ كَانَ مِنْ وَهَجِ الْمَرَضِ، كَمَا يَعْرِضُ لِلْمَرِيضِ، أَوْ كَانَ مِنْ كَلَامِهِ الْمَعْرُوفِ الَّذِي يَجِبُ قَبُولُهُ؟ وَكَذَلِكَ . ظَنَّ أَنَّهُ لَمْ يَمُتْ حَتَّى تَبَيَّنَ أَنَّهُ قَدْ مَاتَ .
Адрес:
Ибн Теймия (год смерти 728 г.х.), "Минхаджус сунна", том 6, стр. 24, исследование: Мухаммад Рашад Салим изд-во Исламский университет имени имама Мухаммад ибн Сауда, КСА, 1986 - 1406, издание первое, в 9-ти томах.
Что касается Умара, ему было неясно, были ли слова Пророка - мир ему и благословение Аллаха - следствием тяжести болезни или они были его сознательной речью? Болезнь возможна у Пророков, поэтому он сказал: «Что с ним? Он бредит?» Поэтому Умар сомневался в этом и не утверждал, что он бредит. Сомнение допустимо для Умара, потому что никто, кроме Пророка - мир ему и благословение Аллаха - не является непогрешимым, особенно когда возникают сомнения; так как Пророк - мир ему и благословение Аллаха - был больным, и было неясно были ли его слова сказаны под влиянием болезни, как это обычно бывает с больными, или они были его сознательными высказываниями, которые должны были быть приняты? Точно так же Умар сомневался, умер ли Пророк, пока ему не стало ясно, что он (на самом деле) умер.