Навави в толковании Сахих Муслима

وَأَمَّا كَلَامُ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ فَقَدِ اتَّفَقَ الْعُلَمَاءُ الْمُتَكَلِّمُونَ فِي شَرْحِ الْحَدِيثِ عَلَى أَنَّهُ مِنْ دَلَائِلِ فِقْهِ عُمَرَ وَفَضَائِلِهِ وَدَقِيقِ نَظَرِهِ لِأَنَّهُ خَشِيَ أَنْ يَكْتُبَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أُمُورًا رُبَّمَا عَجَزُوا عَنْهَا وَاسْتَحَقُّوا الْعُقُوبَةَ عَلَيْهَا لِأَنَّهَا مَنْصُوصَةٌ لَا مَجَالَ لِلِاجْتِهَادِ فِيهَا فَقَالَ عُمَرُ حَسْبُنَا كِتَابُ اللَّهِ

Что касается высказывания Умара, да будет доволен им Аллах, то ученые, которые объясняли этот хадис, согласились в том, что это один из показателей глубокого понимания Умара, его достоинств и внимательного взгляда, потому что он боялся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, напишет что-то, что они, возможно, не смогут выполнить, и они заслужат наказание за это, потому что, в таком случае, это (установление Пророка) будет письменно зафиксировано, и не останется места для иджтихада (собственного мнения) в этом. Поэтому Умар сказал: "Нам достаточно Книги Аллаха".

Ибн Хаджар Аскалани в Фатх аль-бари

وَقَالَ النَّوَوِيُّ: اتَّفَقَ قَوْلُ الْعُلَمَاءِ عَلَى أَنَّ قَوْلَ عُمَرَ حَسْبُنَا كِتَابُ اللَّهِ مِنْ قُوَّةِ فِقْهِهِ وَدَقِيقِ نَظَرِهِ، لِأَنَّهُ خَشِيَ أَنْ يَكْتُبَ أُمُورًا رُبَّمَا عَجَزُوا عَنْهَا فَاسْتَحَقُّوا الْعُقُوبَةَ لِكَوْنِهَا مَنْصُوصَةً، وَأَرَادَ أَنْ لَا يَنْسَدَّ بَابُ الِاجْتِهَادِ عَلَى الْعُلَمَاءِ.

Имам ан-Навави сказал: "Ученые единогласны в том, что слова Умара: "Достаточно для нас Книга Аллаха" свидетельствуют о его глубоком и точном понимании, потому что он опасался, что будут записаны вещи, выполнение которых может оказаться для них невозможным, и они могут заслужить наказание за невыполнение того, что письменно зафиксировано. И он хотел, чтобы дверь иджтихада не закрывалась перед учеными".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация