Ибн Кутайба в книге Толкование спорных хадисов
وَهَذِهِ أَشْيَاءُ مَشْهُورَةٌ، كَأَنَّهَا عِيَانٌ فَإِذَا جَازَ أَنْ يَكُونَ هَؤُلَاءِ الشُّهَدَاءُ، أَحْيَاءً عِنْدَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ، وَجَازَ أَنْ يَكُونُوا فَرِحِينَ وَمُسْتَبْشِرِينَ، فَلِمَ لَا يَجُوزُ أَنْ يَكُونَ أَعْدَاؤُهُمُ الَّذِينَ حَارَبُوهُمْ وَقَتَلُوهُمْ، أَحْيَاءً فِي النَّارِ يُعَذَّبُونَ؟
وَإِذَا جَازَ أَنْ يَكُونُوا أَحْيَاءً، فَلِمَ لَا يَجُوزُ أَنْ يَكُونُوا يَسْمَعُونَ؟ وَقَدْ أَخْبَرَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَقَوْلُهُ الْحَقُّ؟
وَأَمَّا الْخَبَرُ، فَقَوْلُ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي جَعْفَرِ بْنِ أَبِي طَالِبٍ "إِنَّهُ يَطِيرُ مَعَ الْمَلَائِكَةِ فِي الْجَنَّةِ" وَتَسْمِيَتُهُ لَهُ ذَا الْجَنَاحَيْنِ، وَكَثْرَةُ الْأَخْبَارِ عَنْهُ فِي مُنْكَرٍ وَنَكِيرٍ، وَفِي عَذَابِ الْقَبْرِ، وَفِي دُعَائِهِ: "أَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ، وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ" .
وَهَذِهِ الْأَخْبَارُ صِحَاحٌ، لَا يَجُوزُ عَلَى مِثْلِهَا التَّوَاطُؤُ، وَإِنْ لَمْ يَصِحَّ مِثْلُهَا، لَمْ يَصِحَّ شَيْءٌ مِنْ أُمُورِ دِينِنَا، وَلَا شَيْءَ أَصَحُّ مِنْ أَخْبَارِ نَبِيِّنَا صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ.
وَأَمَّا قَوْلُهُ تَعَالَى: {إِنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى} {وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُورِ} فَلَيْسَ مِنْ هَذَا فِي شَيْءٍ، لِأَنَّهُ أَرَادَ بالموتى هَهُنَا الْجُهَّالَ، وَهُمْ أَيْضًا أَهْلُ الْقُبُورِ.
يُرِيدُ: إِنَّكَ لَا تَقْدِرُ عَلَى إِفْهَامِ مَنْ جَعَلَهُ اللَّهُ تَعَالَى جَاهِلًا، وَلَا تَقْدِرُ عَلَى إِسْمَاعِ مَنْ جَعَلَهُ اللَّهُ تَعَالَى أَصَمَّ عَنِ الْهُدَى
Адрес:
Ибн Кутайба, Абу Мухаммад Абдулла ибн Муслим (умер 276 г.х.), "Тавил мухталиф аль-хадис", стр. 228 - 229, изд-во Аль-Мактаб аль-ислами, Бейрут, Ливан, издание второе, 1419 – 1999, в 1-м томе.
Эти вещи хорошо известны, словно они очевидны. Если возможно, что эти шахиды являются живыми и получают удел у своего Господа, и если возможно, что они будут радоваться и утешаться, почему же не может быть так, что их враги, которые воевали с ними и убивали их, также будут живы в огне и подвергнуты мучениям? И если возможно, что они являются живыми, почему же не может быть так, что они слышат!? Ибо Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил нам об этом, и его слово истинно.
Что касается преданий, как предание о Джафаре ибн Абу Талибе, который "парит с ангелами в Раю", и о его прозвище "Обладатель двух крыльев", и многочисленные предания от него, включая те, в которых говорится о двух ангелах Мункаре и Накире, а также предания о могильных мучениях, и его молитва: "Прибегаю к Тебе от искушений жизни и смерти, прибегаю к Тебе от мучений могилы и искушений антихриста", то эти хадисы являются достоверными и подобные предания не могут быть подвергнуты сомнению, и если подобные предания не являются достоверными, то ничто из наших религиозных дел не верно, и ничто не является более достоверным, чем хадисы нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
А что касается слов Всевышнего: «Воистину, ты не заставишь мертвых слышать» (27:80) и «Ты не можешь заставить слышать тех, кто в могилах» [Фатир (35): 22], то здесь нет никакого противоречия, потому что Он в этих аятах под мертвыми подразумевает невежественных людей, которые также являются обитателями могил. Он подразумевает, что "ты не в силах заставить понимать тех, кого Аллах сделал невежественными, и ты не в силах заставить слышать тех, кого Аллах сделал глухими к наставлению на прямой путь".