Ибн Теймия в Сборнике фетв
وَأَيْضًا فَإِنَّ السَّلَفَ أَخْطَأَ كَثِيرٌ مِنْهُمْ فِي كَثِيرٍ مِنْ هَذِهِ الْمَسَائِلِ وَاتَّفَقُوا عَلَى عَدَمِ التَّكْفِيرِ بِذَلِكَ مِثْلُ مَا أَنْكَرَ بَعْضُ الصَّحَابَةِ أَنْ يَكُونَ الْمَيِّتُ يَسْمَعُ نِدَاءَ الْحَيِّ وَأَنْكَرَ بَعْضُهُمْ أَنْ يَكُونَ الْمِعْرَاجُ يَقَظَةً وَأَنْكَرَ بَعْضُهُمْ رُؤْيَةَ مُحَمَّدٍ رَبَّهُ.
Адрес:
Ибн Теймия (год смерти 728 г.х.), "Маджму аль-фатава", глава: о посещении могил, том 12, стр. 492, изд-во Муджаммиу аль-малик Фахд, Мадина, КСА, 1425 – 2004 г.
Кроме того, наши предшественники (салаф) часто допускали ошибки во многих из этих вопросов, подобно тому, как некоторые из них отвергали идею о том, что умерший может услышать призыв живых, и как некоторые из них отвергали идею о том, что "Ми'радж" (ночное восхождение Пророка) является событием наяву, а не просто сном, и также как некоторые их них отвергали идею о том, что Мухаммад видел своего Господа. Однако существует единогласие в том, что за совершение ошибки не следует объявлять такфир.
Ибн Теймия в Сборнике посланий
وقد وقع الخطأ كثيراً لخلق من هذه الأمة واتفقوا على عدم تكفير من أخطأ، مثل ما أنكر بعض الصحابة أن يكون الميت يسمع نداء الحي، وأنكر بعضهم أن يكون المعراج يقظة
Адрес:
Ибн Теймия раби (год смерти 728 г.х.), "Маджмуату ар-раса́иль ва аль-маса́иль", том 3, стр. 14, исследование: Мухаммад Рашид Рида, изд-во Ляджнату ат-тураст аль-арабия, в 2-х томах.
Ибн Теймия в Сборнике фетв
فَهَذِهِ النُّصُوصُ وَأَمْثَالُهَا تُبَيِّنُ أَنَّ الْمَيِّتَ يَسْمَعُ فِي الْجُمْلَةِ كَلَامَ الْحَيِّ وَلَا يَجِبُ أَنْ يَكُونَ السَّمْعُ لَهُ دَائِمًا بَلْ قَدْ يَسْمَعُ فِي حَالٍ دُونَ حَالٍ كَمَا قَدْ يَعْرِضُ لِلْحَيِّ فَإِنَّهُ قَدْ يَسْمَعُ أَحْيَانًا خِطَابَ مَنْ يُخَاطِبُهُ وَقَدْ لَا يَسْمَعُ لِعَارِضٍ يَعْرِضُ لَهُ وَهَذَا السَّمْعُ سَمْعُ إدْرَاكٍ لَيْسَ يَتَرَتَّبُ عَلَيْهِ جَزَاءٌ وَلَا هُوَ السَّمْعُ الْمَنْفِيُّ بِقَوْلِهِ: {إنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى} فَإِنَّ الْمُرَادَ بِذَلِكَ سَمْعُ الْقَبُولِ وَالِامْتِثَالِ، فَإِنَّ اللَّهَ جَعَلَ الْكَافِرَ كَالْمَيِّتِ الَّذِي لَا يَسْتَجِيبُ لِمَنْ دَعَاهُ وَكَالْبَهَائِمِ الَّتِي تَسْمَعُ الصَّوْتَ وَلَا تَفْقَهُ الْمَعْنَى، فَالْمَيِّتُ وَإِنْ سَمِعَ الْكَلَامَ وَفَقِهَ الْمَعْنَى فَإِنَّهُ لَا يُمْكِنُهُ إجَابَةُ الدَّاعِي وَلَا امْتِثَالُ مَا أَمَرَ بِهِ وَنَهَى عَنْهُ فَلَا يَنْتَفِعُ بِالْأَمْرِ وَالنَّهْيِ، وَكَذَلِكَ الْكَافِرُ لَا يَنْتَفِعُ بِالْأَمْرِ وَالنَّهْيِ وَإِنْ سَمِعَ الْخِطَابَ وَفَهِمَ الْمَعْنَى...
Адрес:
Ибн Теймия (год смерти 728 г.х.), "Маджму аль-фатава", глава: о посещении могил: раздел: слышит ли покойный слова своего посетителя и видит ли его личность?, том 24, стр. 364, изд-во Муджаммиу аль-малик Фахд, Мадина, КСА, 1425 – 2004 г.
Ибн Теймия (год смерти 728 г.х.), "Аль-фата́ва аль-кубра", книга: о похоронах, глава: слышит ли покойник слова своего посетителя и видит ли его личность, том 3, стр. 62, изд-во Дар аль-кутуб аль-ильмия, Бейрут, Ливан, издание 1-е, 1408 - 1987, в 6-ми томах.
Эти и подобные тексты иллюстрируют, что умерший слышит слова живых, но это не обязательно происходит постоянно; это может происходить в определенный момент, не всегда. Точно так же, как живой человек может услышать того, кто обращается к нему, но может и не услышать из-за различных причин и препятствий. В данном случае слух и способность слышать - это восприятие звуков, за которое не полагается награда, а не тот слух, который отрицается в аяте: «Воистину, ты не заставишь мертвых слышать». Ибо в этом аяте под словом «слышать» подразумевается принятие и подчинение. Ибо Аллах сделал кафира подобным мертвецу, который не отвечает тому, кто призывает его, и подобным животному, которое слышит звук, но не понимает его смысла. Таким образом, даже если мертвец услышит речь и поймет смысл, он не сможет ответить на призыв и подчиниться тому, что ему приказано или запрещено. Поэтому он не получает пользы от повелений и запретов, и точно так же кафир не получает пользы от повелений и запретов, даже если он слышит речь и понимает его смысл...
Ибн Теймия в Сборнике фетв
نَعَمْ يَسْمَعُ الْمَيِّتُ فِي الْجُمْلَةِ، كَمَا ثَبَتَ فِي الصَّحِيحَيْنِ عَنْ النَّبِيِّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
Адрес:
Ибн Теймия (год смерти 728 г.х.), "Маджму аль-фатава", глава: о посещении могил: раздел: слышит ли покойный слова своего посетителя и видит ли его личность?, том 24, стр. 363, изд-во Муджаммиу аль-малик Фахд, Мадина, КСА, 1425 – 2004 г.
Ибн Теймия (год смерти 728 г.х.), "Аль-фата́ва аль-кубра", книга: о похоронах, глава: слышит ли покойник слова своего посетителя и видит ли его личность, том 3, стр. 61, изд-во Дар аль-кутуб аль-ильмия, Бейрут, Ливан, издание 1-е, 1408 - 1987, в 6-ми томах.
Да, в целом умерший слышит, как это подтверждается в двух достоверных сборниках хадисов (Бухари и Муслима) от Пророка Мухаммада - мир ему и благословение Аллаха.