Ибн Теймия в Сборнике фетв

وَأَيْضًا فَإِنَّ السَّلَفَ أَخْطَأَ كَثِيرٌ مِنْهُمْ فِي كَثِيرٍ مِنْ هَذِهِ الْمَسَائِلِ وَاتَّفَقُوا عَلَى عَدَمِ التَّكْفِيرِ بِذَلِكَ مِثْلُ مَا أَنْكَرَ بَعْضُ الصَّحَابَةِ أَنْ يَكُونَ الْمَيِّتُ يَسْمَعُ نِدَاءَ الْحَيِّ وَأَنْكَرَ بَعْضُهُمْ أَنْ يَكُونَ الْمِعْرَاجُ يَقَظَةً وَأَنْكَرَ بَعْضُهُمْ رُؤْيَةَ مُحَمَّدٍ رَبَّهُ.

Кроме того, наши предшественники (салаф) часто допускали ошибки во многих из этих вопросов, подобно тому, как некоторые из них отвергали идею о том, что умерший может услышать призыв живых, и как некоторые из них отвергали идею о том, что "Ми'радж" (ночное восхождение Пророка) является событием наяву, а не просто сном, и также как некоторые их них отвергали идею о том, что Мухаммад видел своего Господа. Однако существует единогласие в том, что за совершение ошибки не следует объявлять такфир.

Ибн Теймия в Сборнике посланий

وقد وقع الخطأ كثيراً لخلق من هذه الأمة واتفقوا على عدم تكفير من أخطأ، مثل ما أنكر بعض الصحابة أن يكون الميت يسمع نداء الحي، وأنكر بعضهم أن يكون المعراج يقظة

Многие из представителей данной уммы (мусульман) допускали ошибки, подобно тому, как некоторые сподвижники отвергали идею о том, что умерший может слышать призывы живых, а также как некоторые из них отвергали представление о том, что "Ми'радж" (ночное восхождение Пророка) является реальным событием, а не просто сном. Но все мусульмане единодушны в том, что не следует объявлять такфир тому, кто ошибся.

Ибн Теймия в Сборнике фетв

فَهَذِهِ النُّصُوصُ وَأَمْثَالُهَا تُبَيِّنُ أَنَّ الْمَيِّتَ يَسْمَعُ فِي الْجُمْلَةِ كَلَامَ الْحَيِّ وَلَا يَجِبُ أَنْ يَكُونَ السَّمْعُ لَهُ دَائِمًا بَلْ قَدْ يَسْمَعُ فِي حَالٍ دُونَ حَالٍ كَمَا قَدْ يَعْرِضُ لِلْحَيِّ فَإِنَّهُ قَدْ يَسْمَعُ أَحْيَانًا خِطَابَ مَنْ يُخَاطِبُهُ وَقَدْ لَا يَسْمَعُ لِعَارِضٍ يَعْرِضُ لَهُ وَهَذَا السَّمْعُ سَمْعُ إدْرَاكٍ لَيْسَ يَتَرَتَّبُ عَلَيْهِ جَزَاءٌ وَلَا هُوَ السَّمْعُ الْمَنْفِيُّ بِقَوْلِهِ: {إنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى} فَإِنَّ الْمُرَادَ بِذَلِكَ سَمْعُ الْقَبُولِ وَالِامْتِثَالِ، فَإِنَّ اللَّهَ جَعَلَ الْكَافِرَ كَالْمَيِّتِ الَّذِي لَا يَسْتَجِيبُ لِمَنْ دَعَاهُ وَكَالْبَهَائِمِ الَّتِي تَسْمَعُ الصَّوْتَ وَلَا تَفْقَهُ الْمَعْنَى، فَالْمَيِّتُ وَإِنْ سَمِعَ الْكَلَامَ وَفَقِهَ الْمَعْنَى فَإِنَّهُ لَا يُمْكِنُهُ إجَابَةُ الدَّاعِي وَلَا امْتِثَالُ مَا أَمَرَ بِهِ وَنَهَى عَنْهُ فَلَا يَنْتَفِعُ بِالْأَمْرِ وَالنَّهْيِ، وَكَذَلِكَ الْكَافِرُ لَا يَنْتَفِعُ بِالْأَمْرِ وَالنَّهْيِ وَإِنْ سَمِعَ الْخِطَابَ وَفَهِمَ الْمَعْنَى...

Эти и подобные тексты иллюстрируют, что умерший слышит слова живых, но это не обязательно происходит постоянно; это может происходить в определенный момент, не всегда. Точно так же, как живой человек может услышать того, кто обращается к нему, но может и не услышать из-за различных причин и препятствий. В данном случае слух и способность слышать - это восприятие звуков, за которое не полагается награда, а не тот слух, который отрицается в аяте: «Воистину, ты не заставишь мертвых слышать». Ибо в этом аяте под словом «слышать» подразумевается принятие и подчинение. Ибо Аллах сделал кафира подобным мертвецу, который не отвечает тому, кто призывает его, и подобным животному, которое слышит звук, но не понимает его смысла. Таким образом, даже если мертвец услышит речь и поймет смысл, он не сможет ответить на призыв и подчиниться тому, что ему приказано или запрещено. Поэтому он не получает пользы от повелений и запретов, и точно так же кафир не получает пользы от повелений и запретов, даже если он слышит речь и понимает его смысл...

Ибн Теймия в Сборнике фетв

نَعَمْ يَسْمَعُ الْمَيِّتُ فِي الْجُمْلَةِ، كَمَا ثَبَتَ فِي الصَّحِيحَيْنِ عَنْ النَّبِيِّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

Да, в целом умерший слышит, как это подтверждается в двух достоверных сборниках хадисов (Бухари и Муслима) от Пророка Мухаммада - мир ему и благословение Аллаха.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация