Сахих Бухари №1370
١٣٧٠: حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ، حَدَّثَنَا يَعْقُوبُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، حَدَّثَنِي أَبِي، عَنْ صَالِحٍ، حَدَّثَنِي نَافِعٌ، أَنَّ ابْنَ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَخْبَرَهُ، قَالَ: اطَّلَعَ النَّبِيُّ ﷺ عَلَى أَهْلِ القَلِيبِ، فَقَالَ: «وَجَدْتُمْ مَا وَعَدَ رَبُّكُمْ حَقًّا؟» فَقِيلَ لَهُ: تَدْعُو أَمْوَاتًا؟ فَقَالَ: «مَا أَنْتُمْ بِأَسْمَعَ مِنْهُمْ، وَلَكِنْ لاَ يُجِيبُونَ».
Адрес:
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", книга: похорон, глава: о том, что было сказано относительно мучений могилы, том 2, стр. 98, хадис 1370, изд-во Дару Таук ан-Наджат, исследование: Мухаммад Зухайр ибн Насир ан-Насир, Бейрут, Ливан, издание 1-е, 1422, в 9-и томах.
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", глава: о том, что было сказано относительно мучений могилы, раздел: хадис “Они слышат не хуже вас, но только не могут ответить”, том 1, стр. 678, хадис 1370, изд-во Аттаат аль-ильм, год издания 1437 г.х.
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", книга: похорон, глава: о том, что было сказано относительно мучений могилы, том 1, стр. 462, хадис 1304, исследование: Мустафа Диб аль-Буга, изд-во Дару ибн Касир, Бейрут, Даруль ямама, Дамаск, издание 5-е, 1414 - 1993, в 7-и томах.
Ас-Саханфури, Ахмад Али (год смерти 1297 г.х.), "Комментарий к Сахих Бухари", книга: похорон, глава: о том, что было сказано относительно мучений могилы, том 3, стр. 362, хадис 1370, исследование: д. Таки ад-Дин ан-Надави, изд-во Шейх Аби аль-Хасан ан-Надави Центр исламских исследований, Индия, издание 1-е, 1432 – 2011, в 15-ти томах.
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", (Краткое изложение), книга: военных походов, глава: поход на Табук, (именуемый также) походом в трудных условиях, том 2, хадис 4416, русскоязычное издание в 2-х томах.
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", (Краткое изложение), книга: похорон, глава: о том, что было сказано относительно мучений могилы, том 1, стр 306, хадис 1370, русскоязычное издание в 2-х томах.
1370 — Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посмотрев на убитых, которые были сброшены в колодец, Пророк ﷺ сказал: “(Теперь) вы поняли, что обещанное Господом вашим — истина?” Кто-то спросил его: “Неужели ты обращаешься к мёртвым?” (На это Пророк ﷺ) сказал: “Они слышат не хуже вас, но только не могут ответить”».
Бухари в Сахихе №3976
٣٩٧٦: حَدَّثَنِي عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدٍ، سَمِعَ رَوْحَ بْنَ عُبَادَةَ، حَدَّثَنَا سَعِيدُ بْنُ أَبِي عَرُوبَةَ، عَنْ قَتَادَةَ، قَالَ: ذَكَرَ لَنَا أَنَسُ بْنُ مَالِكٍ، عَنْ أَبِي طَلْحَةَ، أَنَّ نَبِيَّ اللَّهِ ﷺ أَمَرَ يَوْمَ بَدْرٍ بِأَرْبَعَةٍ وَعِشْرِينَ رَجُلًا مِنْ صَنَادِيدِ قُرَيْشٍ، فَقُذِفُوا فِي طَوِيٍّ مِنْ أَطْوَاءِ بَدْرٍ خَبِيثٍ مُخْبِثٍ، وَكَانَ إِذَا ظَهَرَ عَلَى قَوْمٍ أَقَامَ بِالعَرْصَةِ ثَلاَثَ لَيَالٍ، فَلَمَّا كَانَ بِبَدْرٍ اليَوْمَ الثَّالِثَ أَمَرَ بِرَاحِلَتِهِ فَشُدَّ عَلَيْهَا رَحْلُهَا، ثُمَّ مَشَى وَاتَّبَعَهُ أَصْحَابُهُ، وَقَالُوا: مَا نُرَى يَنْطَلِقُ إِلَّا لِبَعْضِ حَاجَتِهِ، حَتَّى قَامَ عَلَى شَفَةِ الرَّكِيِّ، فَجَعَلَ يُنَادِيهِمْ بِأَسْمَائِهِمْ وَأَسْمَاءِ آبَائِهِمْ: «يَا فُلاَنُ بْنَ فُلاَنٍ، وَيَا فُلاَنُ بْنَ فُلاَنٍ، أَيَسُرُّكُمْ أَنَّكُمْ أَطَعْتُمُ اللَّهَ وَرَسُولَهُ، فَإِنَّا قَدْ وَجَدْنَا مَا وَعَدَنَا رَبُّنَا حَقًّا، فَهَلْ وَجَدْتُمْ مَا وَعَدَ رَبُّكُمْ حَقًّا؟» قَالَ: فَقَالَ عُمَرُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، مَا تُكَلِّمُ مِنْ أَجْسَادٍ لاَ أَرْوَاحَ لَهَا؟ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، مَا أَنْتُمْ بِأَسْمَعَ لِمَا أَقُولُ مِنْهُمْ»، قَالَ قَتَادَةُ: أَحْيَاهُمُ اللَّهُ حَتَّى أَسْمَعَهُمْ، قَوْلَهُ تَوْبِيخًا وَتَصْغِيرًا وَنَقِيمَةً وَحَسْرَةً وَنَدَمًا.
Адрес:
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", книга: военных походов, глава: об убийстве Абу Джахля, том 5, стр. 76, хадис 3976, изд-во Дару Таук ан-Наджат, исследование: Мухаммад Зухайр ибн Насир ан-Насир, Бейрут, Ливан, издание 1-е, 1422, в 9-и томах.
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", (Краткое изложение), книга: военных походов, глава: об убийстве Абу Джахля, том 1, хадис 3976, русскоязычное издание в 2-х томах.
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", глава: об убийстве Абу Джахля, том 3, стр. 509, хадис 3976, изд-во Аттаат аль-ильм, год издания 1437 г.х.
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", книга: военных походов, глава: об убийстве Абу Джахля, том 4, стр. 1461, хадис 3757, исследование: Мустафа Диб аль-Буга, изд-во Дару ибн Касир, Бейрут, Даруль ямама, Дамаск, издание 5-е, 1414 - 1993, в 7-и томах.
Ас-Саханфури, Ахмад Али (год смерти 1297 г.х.), "Комментарий к Сахих Бухари", книга: военных походов, глава: об убийстве Абу Джахля, том 8, стр. 33, хадис 3976, исследование: д. Таки ад-Дин ан-Надави, изд-во Шейх Аби аль-Хасан ан-Надави Центр исламских исследований, Индия, издание 1-е, 1432 – 2011, в 15-ти томах.
3976 — Сообщается, что Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день Бадра по приказу Пророка ﷺ тела двадцати четырёх человек из числа храбрейших предводителей курайшитов были брошены в один из загрязнённых (и высохших) колодцев. Одержав победу над кем-либо, (Пророк ﷺ) обычно оставался на поле боя в течение трёх дней. На третий день после битвы при Бадре он велел оседлать свою верблюдицу, что и было сделано, после чего двинулся в путь, а за ним последовали его сподвижники, которые говорили (друг другу): “Он едет не иначе как по необходимости”. Подъехав к краю колодца, он стал обращаться к ним, называя их имена и имена их отцов (и говоря): “О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались ли бы вы (сейчас), если бы покорились Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы (убедились), что обещанное нам Господом нашим — истина, а убедились ли вы, что обещанное Господом вашим — истина?!” ‘Умар спросил: “О Посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?!” — (на что) Посланник Аллаха ﷺ ответил: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, они не хуже вас слышат то, что я говорю!”»
Сахих Бухари №4026
٤٠٢٦: حَدَّثَنَا إِبْرَاهِيمُ بْنُ المُنْذِرِ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ فُلَيْحِ بْنِ سُلَيْمَانَ، عَنْ مُوسَى بْنِ عُقْبَةَ، عَنِ ابْنِ شِهَابٍ، قَالَ: هَذِهِ مَغَازِي رَسُولِ اللَّهِ ﷺ فَذَكَرَ الحَدِيثَ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ وَهُوَ يُلْقِيهِمْ «هَلْ وَجَدْتُمْ مَا وَعَدَكُمْ رَبُّكُمْ حَقًّا؟» قَالَ مُوسَى: قَالَ نَافِعٌ: قَالَ عَبْدُ اللَّهِ: قَالَ نَاسٌ مِنْ أَصْحَابِهِ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، تُنَادِي نَاسًا أَمْوَاتًا؟ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «مَا أَنْتُمْ بِأَسْمَعَ لِمَا قُلْتُ مِنْهُمْ».
Адрес:
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", книга: военных походов, том 5, стр. 86, хадис 4026, изд-во Дару Таук ан-Наджат, исследование: Мухаммад Зухайр ибн Насир ан-Насир, Бейрут, Ливан, издание 1-е, 1422, в 9-и томах.
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", глава: высказыванием тех, кто был свидетелем Бадра, раздел: хадис “Они не хуже вас слышат то, что я говорю”, том 3, стр. 529, хадис 4026, изд-во Аттаат аль-ильм, год издания 1437 г.х.
Аль-Бухари, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим, "Сахих Бухари", книга: военных походов, глава: участие ангелов в битве при Бадре, том 4, стр. 1476, хадис 3802, исследование: Мустафа Диб аль-Буга, изд-во Дару ибн Касир, Бейрут, Даруль ямама, Дамаск, издание 5-е, 1414 - 1993, в 7-и томах.
Ас-Саханфури, Ахмад Али (год смерти 1297 г.х.), "Комментарий к Сахих Бухари", книга: военных походов, том 8, стр. 84, хадис 4025, исследование: д. Таки ад-Дин ан-Надави, изд-во Шейх Аби аль-Хасан ан-Надави Центр исламских исследований, Индия, издание 1-е, 1432 – 2011, в 15-ти томах.
4026 — Передают от Ибн Шихаба, что Пророк ﷺ сказал: “(Теперь) вы поняли, что обещанное Господом вашим — истина?” Некоторые из сподвижников спросили его: “Неужели ты обращаешься к мёртвым?” (На это Пророк ﷺ) сказал: “Они не хуже вас слышат то, что я говорю”».
Муслим в Сахихе №2873
٧٦ - (٢٨٧٣) حَدَّثَنِي إِسْحَاقُ بْنُ عُمَرَ بْنِ سَلِيطٍ الْهُذَلِيُّ، حَدَّثَنَا سُلَيْمَانُ بْنُ الْمُغِيرَةِ، عَنْ ثَابِتٍ، قَالَ: قَالَ أَنَسٌ: كُنْتُ مَعَ عُمَرَ، ح وَحَدَّثَنَا شَيْبَانُ بْنُ فَرُّوخَ - وَاللَّفْظُ لَهُ - حَدَّثَنَا سُلَيْمَانُ بْنُ الْمُغِيرَةِ، عَنْ ثَابِتٍ، عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، قَالَ: كُنَّا مَعَ عُمَرَ بَيْنَ مَكَّةَ وَالْمَدِينَةِ، فَتَرَاءَيْنَا الْهِلَالَ، وَكُنْتُ رَجُلًا حَدِيدَ الْبَصَرِ، فَرَأَيْتُهُ وَلَيْسَ أَحَدٌ يَزْعُمُ أَنَّهُ رَآهُ غَيْرِي، قَالَ: فَجَعَلْتُ أَقُولُ لِعُمَرَ، أَمَا تَرَاهُ؟ فَجَعَلَ لَا يَرَاهُ، قَالَ: يَقُولُ عُمَرُ: سَأَرَاهُ وَأَنَا مُسْتَلْقٍ عَلَى فِرَاشِي، ثُمَّ أَنْشَأَ يُحَدِّثُنَا عَنْ أَهْلِ بَدْرٍ، فَقَالَ: إِنَّ رَسُولَ اللهِ ﷺ، كَانَ يُرِينَا مَصَارِعَ أَهْلِ بَدْرٍ، بِالْأَمْسِ، يَقُولُ: «هَذَا مَصْرَعُ فُلَانٍ غَدًا، إِنْ شَاءَ اللهُ»، قَالَ: فَقَالَ عُمَرُ: فَوَالَّذِي بَعَثَهُ بِالْحَقِّ مَا أَخْطَئُوا الْحُدُودَ الَّتِي حَدَّ رَسُولُ اللهِ ﷺ، قَالَ: فَجُعِلُوا فِي بِئْرٍ بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ، فَانْطَلَقَ رَسُولُ اللهِ ﷺ حَتَّى انْتَهَى إِلَيْهِمْ، فَقَالَ: «يَا فُلَانَ بْنَ فُلَانٍ وَيَا فُلَانَ بْنَ فُلَانٍ هَلْ وَجَدْتُمْ مَا وَعَدَكُمُ اللهُ وَرَسُولُهُ حَقًّا؟ فَإِنِّي قَدْ وَجَدْتُ مَا وَعَدَنِي اللهُ حَقًّا»، قَالَ عُمَرُ: يَا رَسُولَ اللهِ كَيْفَ تُكَلِّمُ أَجْسَادًا لَا أَرْوَاحَ فِيهَا؟ قَالَ: «مَا أَنْتُمْ بِأَسْمَعَ لِمَا أَقُولُ مِنْهُمْ، غَيْرَ أَنَّهُمْ لَا يَسْتَطِيعُونَ أَنْ يَرُدُّوا عَلَيَّ شَيْئًا».
Адрес:
Муслим, Абуль Хусейн ибн Хаджадж (год смерти 261 г.х.), "Сахих Муслим", книга: о рае, описания его блаженства и его обитателей, глава: показ покойному его места в раю или в аду, подтверждение мучений могилы и мольба о защите от них, том 4, стр. 2202, хадис 2873-76, исследование: Мухаммад Фуад Абд аль-Баки, изд-во Дару ихйаи турасил араби, Бейрут, Ливан, 1474 - 1955, в пяти томах.
Муслим, Абуль Хусейн ибн Хаджадж (год смерти 261 г.х.), "Сахих Муслим", книга: о рае, описания его блаженства и его обитателей, глава: показ покойному его места в раю или в аду, подтверждение мучений могилы и мольба о защите от них, стр. 587, хадис 2873-76, изд-во Академия познания, Казань, РФ, 2008 г., издание 1-е, в 1-м томе.
Муслим, Абуль Хусейн ибн Хаджадж (год смерти 261 г.х.), "Сахих Муслим", книга: о рае, описания его блаженства и его обитателей, глава: показ покойному его места в раю или в аду, том 8, стр. 163, хадис 2873-76, исследование: Ахмад ибн Рифаат ибн Усман Хильми Аль-Кара Хисари и другие, изд-во Дару таба́ату аль-а́мира, Турция, 1334 г.х., в 8-ми томах.
2873 — Сообщают со слов Анаса Ибн Малика, сказавшего: «Были мы вместе с Умаром (где-то) меж Меккой и Мединой и увидели мы месяц. Я же был мужчиной острого взора и поэтому увидел его. Никто кроме меня не заявил, что увидел его. И я принялся говорить Умару: «Да, ты что, не видишь его?!» Однако, он всё не мог увидеть его. И Умар говорит: «Я увижу его лёжа, на своей постели». Затем он начал рассказывать нам об участниках сражения при Бадре и сказал: «Истинно, Посланник Аллаха, показывал нам места гибели участников битвы при Бадре. Он (ходил и) говорил: «Вот на этом месте завтра будет сражён такой-то, если этого пожелал Аллах». И тут Умар произнёс: «О! Я клянусь Воздвигшим его с истиной — каждый из них пал сражённым именно там, где показал Посланник Аллаха. И были помещены они в колодец один на другого. Посланник Аллаха, отправился и, дойдя до них, произнёс: «О, такой-то сын такого-то! И (ты) такой-то сын такого-то! Нашли ли вы обещанное вам Аллахом и Посланником Его истиной? Я нашёл обещанное мне Аллахом истиной». Умар спросил: «Посланник Аллаха! Как ты говоришь с телами, в которых нет душ?» Он ответил: «Вы не лучше слышите то, что я говорю, чем они. Просто, они не в состоянии ответить мне ничем».
Сахих Муслима №2874
٧٧ - (٢٨٧٤) حَدَّثَنَا هَدَّابُ بْنُ خَالِدٍ ، حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ سَلَمَةَ ، عَنْ ثَابِتٍ الْبُنَانِيِّ ، عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ: « أَنَّ رَسُولَ اللهِ ﷺ تَرَكَ قَتْلَى بَدْرٍ ثَلَاثًا، ثُمَّ أَتَاهُمْ فَقَامَ عَلَيْهِمْ فَنَادَاهُمْ فَقَالَ: يَا أَبَا جَهْلِ بْنَ هِشَامٍ، يَا أُمَيَّةَ بْنَ خَلَفٍ، يَا عُتْبَةَ بْنَ رَبِيعَةَ، يَا شَيْبَةَ بْنَ رَبِيعَةَ، أَلَيْسَ قَدْ وَجَدْتُمْ مَا وَعَدَ رَبُّكُمْ حَقًّا؟ فَإِنِّي قَدْ وَجَدْتُ مَا وَعَدَنِي رَبِّي حَقًّا. فَسَمِعَ عُمَرُ قَوْلَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، كَيْفَ يَسْمَعُوا، وَأَنَّى يُجِيبُوا وَقَدْ جَيَّفُوا؟ قَالَ: وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ مَا أَنْتُمْ بِأَسْمَعَ لِمَا أَقُولُ مِنْهُمْ، وَلَكِنَّهُمْ لَا يَقْدِرُونَ أَنْ يُجِيبُوا. ثُمَّ أَمَرَ بِهِمْ فَسُحِبُوا فَأُلْقُوا فِي قَلِيبِ بَدْرٍ .»
Адрес:
Муслим, Абуль Хусейн ибн Хаджадж (год смерти 261 г.х.), "Сахих Муслим", книга: о рае, описания его блаженства и его обитателей, глава: показ покойному его места в раю или в аду, подтверждение мучений могилы и мольба о защите от них, том 4, стр. 2203, хадис 2874-77, исследование: Мухаммад Фуад Абд аль-Баки, изд-во Дару ихйаи турасил араби, Бейрут, Ливан, 1474 - 1955, в пяти томах.
Муслим, Абуль Хусейн ибн Хаджадж (год смерти 261 г.х.), "Сахих Муслим", книга: о рае, описания его блаженства и его обитателей, глава: показ покойному его места в раю или в аду, подтверждение мучений могилы и мольба о защите от них, стр. 587, хадис 2874-77, изд-во Академия познания, Казань, РФ, 2008 г., издание 1-е, в 1-м томе.
Муслим, Абуль Хусейн ибн Хаджадж (год смерти 261 г.х.), "Сахих Муслим", книга: о рае, описания его блаженства и его обитателей, глава: показ покойному его места в раю или в аду, том 8, стр. 163, хадис 2875-77, исследование: Ахмад ибн Рифаат ибн Усман Хильми Аль-Кара Хисари и другие, изд-во Дару таба́ату аль-а́мира, Турция, 1334 г.х., в 8-ми томах.
2874 — Анас Ибн Малик передает, что Посланник Аллаха, оставил убитых при Бадре тремя. Затем подошёл к ним и, встав над ними, возгласил к ним: «Абу Джахль Ибн Хишам! Умаййа Ибн Халяф! Утба Ибн Рабиа! Шэйба Ибн Рабиа! Ну, как? Вы нашли истиной то, что вам обещал Господь ваш? Ну, а я нашёл истиной то, что обещал мне Господь мой!» И Умар услышал разговор Пророка, и спросил: «Посланник Аллаха! Как они могут слышать и разве смогут они ответить? Ведь, они стали полыми!» Он сказал: «Клянусь Тем, в руке Которого моя душа! Вы слышите то, что я говорю, не лучше, чем они. Просто, они не могут ответить». Затем он отдал приказ о них и те были отволочены и брошены в кладку Бадра»