Бухари в Сахихе 1475

١٤٧٤ - حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ بُكَيْرٍ: حَدَّثَنَا اللَّيْثُ، عَنْ عُبَيْدِ اللهِ بْنِ أَبِي جَعْفَرٍ قَالَ: سَمِعْتُ حَمْزَةَ بْنَ عَبْدِ اللهِ بْنِ عُمَرَ قَالَ: سَمِعْتُ عَبْدَ اللهِ بْنَ عُمَرَ قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ ﷺ: «مَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَسْأَلُ النَّاسَ، حَتَّى يَأْتِيَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لَيْسَ فِي وَجْهِهِ مُزْعَةُ لَحْمٍ».

١٤٧٥ - وَقَالَ: «إِنَّ الشَّمْسَ تَدْنُو يَوْمَ الْقِيَامَةِ، حَتَّى يَبْلُغَ الْعَرَقُ نِصْفَ الْأُذُنِ، فَبَيْنَا هُمْ كَذَلِكَ اسْتَغَاثُوا بِآدَمَ، ثُمَّ بِمُوسَى، ثُمَّ بِمُحَمَّدٍ ﷺ» وَزَادَ عَبْدُ اللهِ: حَدَّثَنِي اللَّيْثُ: حَدَّثَنِي ابْنُ أَبِي جَعْفَرٍ: فَيَشْفَعُ لِيُقْضَى بَيْنَ الْخَلْقِ، فَيَمْشِي حَتَّى يَأْخُذَ بِحَلْقَةِ الْبَابِ، فَيَوْمَئِذٍ يَبْعَثُهُ اللهُ مَقَامًا مَحْمُودًا، يَحْمَدُهُ أَهْلُ الْجَمْعِ كُلُّهُمْ.

1474 — Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк ﷺ сказал: «Человек будет обращаться с просьбами к людям до тех пор, пока не явится он в День воскресения без единого кусочка плоти на своём лице».

1475 — (Пророк ﷺ) также сказал: «Поистине, в День воскресения солнце приблизится (к земле) настолько, что пот (зальёт людей) до середины ушей, и, оказавшись в таком положении, они обратятся с зовом о помощи (сначала) к Адаму, потом — к Мусе, а потом — к Мухаммаду ﷺ».

Абдулла ибн Салих добавил: Мне рассказал Лейс от Ибн Абу Джа'фара: «Тогда он (пророк) будет ходатайствовать дабы рассудить между творениями. Затем он будет идти, покуда не (дойдет и не) возьмется за кольцо (ручку) тех самых врат (Рая). В тот день, когда это все случится, Аллах дарует ему почетное (восхваляемое) положение (то есть, положение заступника) - его будут восхвалять абсолютно все, кто будет в том сборище».

Муслим в Сахихе №195

٣٢٩ - (١٩٥) حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ طَرِيفِ بْنِ خَلِيفَةَ الْبَجَلِيُّ ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ فُضَيْلٍ ، حَدَّثَنَا أَبُو مَالِكٍ الْأَشْجَعِيُّ ، عَنْ أَبِي حَازِمٍ ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ . وَأَبُو مَالِكٍ، عَنْ رِبْعِيٍّ ، عَنْ حُذَيْفَةَ قَالَا: قَالَ رَسُولُ اللهِ ﷺ: « يَجْمَعُ اللهُ النَّاسَ، فَيَقُومُ الْمُؤْمِنُونَ حَتَّى تُزْلَفَ لَهُمُ الْجَنَّةُ، فَيَأْتُونَ آدَمَ فَيَقُولُونَ: يَا أَبَانَا، اسْتَفْتِحْ لَنَا الْجَنَّةَ، فَيَقُولُ: وَهَلْ أَخْرَجَكُمْ مِنَ الْجَنَّةِ إِلَّا خَطِيئَةُ أَبِيكُمْ آدَمَ؟ لَسْتُ بِصَاحِبِ ذَلِكَ، اذْهَبُوا إِلَى ابْنِي إِبْرَاهِيمَ خَلِيلِ اللهِ، قَالَ: فَيَقُولُ إِبْرَاهِيمُ: لَسْتُ بِصَاحِبِ ذَلِكَ، إِنَّمَا كُنْتُ خَلِيلًا مِنْ وَرَاءَ وَرَاءَ، اعْمِدُوا إِلَى مُوسَى ﷺ الَّذِي كَلَّمَهُ اللهُ تَكْلِيمًا، فَيَأْتُونَ مُوسَى ﷺ، فَيَقُولُ: لَسْتُ بِصَاحِبِ ذَلِكَ، اذْهَبُوا إِلَى عِيسَى كَلِمَةِ اللهِ وَرُوحِهِ، فَيَقُولُ عِيسَى ﷺ: لَسْتُ بِصَاحِبِ ذَلِكَ، فَيَأْتُونَ مُحَمَّدًا ﷺ، فَيَقُومُ فَيُؤْذَنُ لَهُ، وَتُرْسَلُ الْأَمَانَةُ وَالرَّحِمُ، فَتَقُومَانِ جَنَبَتَيِ الصِّرَاطِ يَمِينًا وَشِمَالًا، فَيَمُرُّ أَوَّلُكُمْ كَالْبَرْقِ، قَالَ: قُلْتُ: بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي أَيُّ شَيْءٍ كَمَرِّ الْبَرْقِ؟ قَالَ: أَلَمْ تَرَوْا إِلَى الْبَرْقِ كَيْفَ يَمُرُّ وَيَرْجِعُ فِي طَرْفَةِ عَيْنٍ؟ ثُمَّ كَمَرِّ الرِّيحِ، ثُمَّ كَمَرِّ الطَّيْرِ، وَشَدِّ الرِّجَالِ، تَجْرِي بِهِمْ أَعْمَالُهُمْ، وَنَبِيُّكُمْ قَائِمٌ عَلَى الصِّرَاطِ، يَقُولُ: رَبِّ، سَلِّمْ سَلِّمْ، حَتَّى تَعْجِزَ أَعْمَالُ الْعِبَادِ، حَتَّى يَجِيءَ الرَّجُلُ فَلَا يَسْتَطِيعُ السَّيْرَ إِلَّا زَحْفًا، قَالَ: وَفِي حَافَتَيِ الصِّرَاطِ كَلَالِيبُ مُعَلَّقَةٌ مَأْمُورَةٌ بِأَخْذِ مَنْ أُمِرَتْ بِهِ، فَمَخْدُوشٌ نَاجٍ، وَمَكْدُوسٌ فِي النَّارِ، وَالَّذِي نَفْسُ أَبِي هُرَيْرَةَ بِيَدِهِ إِنَّ قَعْرَ جَهَنَّمَ لَسَبْعُونَ خَرِيفًا ».

329 (195) — Сообщается Хузейфа ибн аль-Яман и Абу Хурайра (да будет доволен Аллах ими обоими) передают, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «(В День воскресенья) Всеблагой и Всевышний Аллах соберёт людей, и верующие останутся стоять до тех пор, пока не будет приближен к ним Рай. Тогда они придут к Адаму и скажут: “О отец наш, попроси, чтобы Рай открыли для нас!” Он скажет: “А разве не ошибка отца вашего стал единственной причиной вашего изгнания из Рая?! Я не обладатель данного (положения в заступничестве), идите же к сыну моему Ибрахиму, любимцу /халиль/ Аллаха!” И они придут к Ибрахиму, который скажет: “Я не обладатель данного (положения в заступничестве), ибо, поистине, я не был настолько близок к Аллаху! Отправляйтесь к Мусе, с которым Аллах говорил непосредственно!” Тогда они придут к Мусе, который скажет: “Я не обладатель данного (положения в заступничестве), идите к ‘Исе, слову Аллаха и духу от Него!” Однако и ‘Иса скажет: “Я не обладатель данного (положения в заступничестве)!” Тогда они придут к Мухаммаду ﷺ, который встанет, и ему будет дано разрешение (на заступничество). И будут посланы надёжность (или вверенное людям) /амана/ и родственные связи, которые встанут по обеим сторонам Сырата, справа и слева, а потом первый из вас пройдёт по нему подобно молнии”».

Абу Хурайра спросил: «Да станут отец мой и мать моя выкупом за тебя, что значит “подобно молнии”?» Он ответил: «Разве вы не видели, как она появляется и исчезает в мгновение ока? Следующие пронесутся подобно ветру, следующие — подобно птицам, следующие — так, как бегут (сильные) мужчины. Скорость прохождения по Сырату будет зависеть от дел (каждого из них). А ваш Пророк ﷺ будет стоять на Сырате, повторяя: “Господи, спаси, спаси!” Так будет продолжаться до тех пор, пока не дойдёт очередь до тех рабов Аллаха, у которых было мало благих дел. Тогда придёт человек, который сможет передвигаться по Сырату только ползком. А по обеим сторонам Сырата будут крюки, которым будет велено хватать тех, относительно кого они получат веление, и некоторые будут оцарапаны, но всё же спасутся, а некоторые свалятся в Ад!» 

Абу Хурайра сказал: «И клянусь Тем, в Чьей длани душа Абу Хурайры, семьдесят лет нужно для того, чтобы достичь дна Ада!»

Ибн Хузайма в ат-Тавхиде

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ الْحَكَمِ، قَالَ: أَخْبَرَنَا أَبِي، وَشُعَيْبُ، قَالَا: أَخْبَرَنَا اللَّيْثُ، عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِي جَعْفَرٍ، قَالَ: سَمِعْتُ حَمْزَةَ بْنَ عَبْدِ اللَّهِ، يَقُولُ: سَمِعْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ، يَقُولُ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: " مَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَسْأَلُ، حَتَّى يَأْتِيَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، لَيْسَ فِي وَجْهِهِ مُزْعَةُ لَحْمٍ وَقَالَ إِنَّ الشَّمْسَ تَدْنُو حَتَّى يَبْلُغَ الْعَرَقُ نِصْفَ الْأُذُنِ فَبَيْنَا هُمْ كَذَلِكَ اسْتَغَاثُوا بِآدَمَ، فَيَقُولُ: لَسْتُ صَاحِبَ ذَلِكَ، ثُمَّ بِمُوسَى، فَيَقُولُ كَذَلِكَ، ثُمَّ بِمُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَيَشْفَعُ بَيْنَ الْخَلْقِ، فَيَمْشِي، حَتَّى يَأْخُذَ بِحَلْقَةِ الْجَنَّةِ فَيَوْمَئِذٍ يَبْعَثُهُ اللَّهُ مَقَامًا مَحْمُودًا يَحْمَدُهُ أَهْلُ الْجَمْعِ كُلُّهُمْ "

Рассказал нам Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдул-Хакам, от своего отца и Шуайба, они оба передали от ал-Лайс, от Убайдуллаха ибн Абу Джа'фара, от Хамза ибн Абдуллы, от Абдуллах ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Человек будет обращаться с просьбами к людям до тех пор, пока не явится он в День воскресения без единого кусочка плоти на своём лице». И он ﷺ также сказал: «Поистине, в День воскресения солнце приблизится (к земле) настолько, что пот (зальёт людей) до середины ушей, и, оказавшись в таком положении, они обратятся с зовом о помощи (сначала) к Адаму, который ответит им: "Я не обладатель данного (положения в заступничестве)". Тогда они обратстя с зовом о помощи к Мусе, который ответит им так же, (как и Адам). И (наконец) люди обратятся с зовом о помощи к Мухаммаду ﷺ. Тогда он (пророк) будет ходатайствовать за творения. Затем он будет идти, покуда не (дойдет и не) возьмется за кольцо (ручку) тех самых врат (Рая). В тот день, когда это все случится, Аллах дарует ему почетное (восхваляемое) положение (то есть, положение заступника) - его будут восхвалять абсолютно все, кто будет в том сборище».

Албани привел предание в своем сборнике достоверных преданий

٢٤٦٠ - " إن الشمس تدنو حتى يبلغ العرق نصف الأذن، فبيناهم كذلك استغاثوا بآدم فيقول : لست صاحب ذلك، ثم بموسى، فيقول كذلك، ثم محمد صلى الله عليه وسلم، فيشفع بين الخلق، فيمشي حتى يأخذ بحلقة الجنة، فيومئذ يبعثه الله مقاما محمودا، يحمده أهل الجمع كلهم ".

أخرجه ابن خزيمة في " التوحيد " (ص ١٩٩) : حدثنا محمد بن عبد الله بن عبد الحكم قال: أخبرنا أبي وشعيب قالا: أخبرنا الليث عن عبيد الله بن أبي جعفر قال: سمعت حمزة بن عبد الله يقول: سمعت عبد الله بن عمر يقول: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: فذكره. قلت: وهذا إسناد صحيح، رجاله ثقات، رجال الشيخين، غير محمد بن عبد الله بن عبد الحكم وأبيه، وهما ثقتان فقيهان بصريان. قلت: وهذا حديث عزيز في المقام المحمود وأنه شفاعته صلى الله عليه وسلم الخاصة به. وهو أصح  حديث وقفت عليه فيه وهناك أحاديث أخرى، فانظر الحديثين المتقدمين (٢٣٦٩ و ٢٣٧٠) و " تخريج السنة " (٧٨٤ و ٧٨٥ و ٧٨٩) .

والحديث قال الهيثمي (١٠ / ٣٧١) : " رواه الطبراني في " الأوسط " عن مطلب بن شعيب عن عبد الله بن صالح، وكلاهما قد وثق على ضعف فيه، وبقية رجاله رجال الصحيح ". قلت: إسناد ابن خزيمة سالم من هذين المضعفين، وعبد الله بن  صالح كثير الرواية عن الليث - وهو ابن سعد - بل هو كاتبه، ولولا غفلة كانت فيه لكانت روايته عنه من أقوى الروايات، وعلى كل حال، فهو متابع للثقتين في رواية ابن خزيمة، ففيها قوة للحديث. والله أعلم. ثم رأيت ابن خزيمة أخرجه بإسناد آخر عن الليث، فقال (ص ١٥٨ - ١٥٩) : " وحدثنا يونس بن عبد الأعلى قال: حدثنا يحيى - يعني ابن عبد الله بن بكير - قال: حدثني الليث ... " به. قلت: وهذا إسناد صحيح على شرط مسلم. 

(فائدة) : قوله صلى الله عليه وسلم: " استغاثوا بآدم "، أي: طلبوا منه عليه السلام أن يدعو لهم، ويشفع لهم عند الله تبارك وتعالى. والأحاديث بهذا المعنى كثيرة معروفة في " الصحيحين "، وغيرهما.

2460 — «Поистине, в День воскресения солнце приблизится (к земле) настолько, что пот (зальёт людей) до середины ушей, и, оказавшись в таком положении, они обратятся с зовом о помощи (сначала) к Адаму, который ответит им: "Я не обладатель данного (положения в заступничестве)". Тогда они обратстя с зовом о помощи к Мусе, который ответит им так же, (как и Адам). И (наконец) люди обратятся с зовом о помощи к Мухаммаду ﷺ. Тогда он (пророк) будет ходатайствовать за творения. Затем он будет идти, покуда не (дойдет и не) возьмется за кольцо (ручку) тех самых врат (Рая). В тот день, когда это все случится, Аллах дарует ему почетное (восхваляемое) положение (то есть, положение заступника) - его будут восхвалять абсолютно все, кто будет в том сборище».

Предание привел Ибн Хузайма в «ат-Тавхид» (стр. 199): Рассказал нам Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдул-Хакам, от своего отца и Шуайба, они оба передали от ал-Лайс, от Убайдуллаха ибн Абу Джа'фара, от Хамза ибн Абдуллы, от Абдуллах ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: и привел сам хадис. Я (Албани) скажу: Это (иснад Ибн Хузаймы) — достоверный иснад, все передатчики надежные и являются передатчиками Бухари и Муслима, кроме Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд аль-Хакама и его отца, они оба надежные басрийские факихи (правоведы). И в вопросе понимания почетного (восхваляемого) положения, а также в вопросе доказательства того, что эта степень является степенью исключительного заступничества Посланника Аллаха ﷺ, этот хадис является величественным, я не встречал более достоверного хадиса по данной теме, хотя существуют и другие хадисы. Смотри хадисы 2369 и 2370 данной книги, а также хадисы 784, 785 и 789 из книги «Тахридж ас-сунна».

Хейсами по поводу данного предания сказал (том 10, стр. 371): «Предание передал Табарани в аль-Авсат через Муталлеба ибн Шуайба от Абдуллы ибн Салиха, они оба названы надежными несмотря на наличие у них слабости. Все остальные передатчики являются передатчиками Сахих (Бухари и Муслима)». Я (Албани) скажу: «В иснаде Ибн Хузаймы нет этих двух ослабленных передатчиков». Абдулла ибн Салих многократно передавал от ал-Лайса - и это Ибн Саад - даже более того, он был его писцом, и если бы не его забвение, то предания Ибн Салиха от Лайса были бы одними из самых сильных преданий. В любом случае, в передаче Ибн Хузаймы вместо этих двух имеются два надежных передатчика, что придает силу надежности предания. А Аллаху известно лучше. Я также видел, что Ибн Хузайма передал данное предание от Лайса по другой цепочке передатчиков (стр. 158-159): "Рассказал нам Юнус ибн Абдул-А'ла, от Яхья - то есть сын Абдуллы ибн Бакира - который сказал: рассказал мне ал-Лайс ..." с таким же содержанием.

Я (Албани) скажу: «Этот иснад достоверен по условиям Муслима».

Польза: Слова «они обратятся с зовом о помощи к Адаму» означает, что они попросят Адама (мир ему!) помолиться и заступиться за них перед Аллахом. А преданий с подобным смыслом много и они известны в двух сахихах и других сборниках.

 

Ибн Хузайма в ат-Тавхиде по другому иснаду

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ الْحَكَمِ، قَالَ: حَدَّثَنِي أَبِي وَشُعَيْبٌ، عَنِ اللَّيْثِ، وَحَدَّثَنَا يُونُسُ بْنُ عَبْدِ الْأَعْلَى، قَالَ: ثَنَا يَحْيَى يَعْنِي ابْنَ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ بُكَيْرٍ، قَالَ: حَدَّثَنِي اللَّيْثُ، عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِي جَعْفَرٍ، قَالَ: سَمِعْتُ حَمْزَةَ بْنَ عَبْدِ اللَّهِ، يَقُولُ: سَمِعْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ، يَقُولُ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «مَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَسْأَلُ النَّاسَ حَتَّى يَأْتِيَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلَيْسَ فِي وَجْهِهِ مُزْعَةُ لَحْمٍ» ، وَقَالَ: " إِنَّ الشَّمْسَ تَدْنُو، حَتَّى يَبْلُغَ الْعَرَقُ نِصْفَ الْأُذُنِ، فَبَيْنَمَا هُمْ كَذَلِكَ اسْتَغَاثُوا بِآدَمَ عَلَيْهِ السَّلَامُ فَيَقُولُ: لَسْتُ بِصَاحِبِ ذَلِكَ، ثُمَّ بِمُوسَى فَيَقُولُ كَذَلِكَ، ثُمَّ بِمُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَيَشْفَعُ لِيَقْضِيَ بَيْنَ الْخَلْقِ، فَيَمْشِي حَتَّى يَأْخُذَ بِحَلْقَةِ الْجَنَّةِ، فَيَوْمَئِذٍ يَبْعَثُهُ اللَّهُ مَقَامًا مَحْمُودًا يَحْمَدُهُ أَهْلُ الْجَمْعِ كُلُّهُمْ " هَذَا حَدِيثُ يُونُسَ

Рассказал нам Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдул-Хакам, от своего отца и Шуайба, они оба передали от ал-Лайс. А также рассказал нам Юнус ибн Абдул-А'ла, от Яхья - то есть сын Абдуллы ибн Бакира - который сказал: рассказал мне ал-Лайс, от Убайдуллаха ибн Абу Джа'фара, от Хамза ибн Абдуллы, от Абдуллах ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Человек будет обращаться с просьбами к людям до тех пор, пока не явится он в День воскресения без единого кусочка плоти на своём лице». И он ﷺ также сказал: «Поистине, в День воскресения солнце приблизится (к земле) настолько, что пот (зальёт людей) до середины ушей, и, оказавшись в таком положении, они обратятся с зовом о помощи (сначала) к Адаму, мир ему, который ответит им: "Я не обладатель данного (положения в заступничестве)". Тогда они обратстя с зовом о помощи к Мусе, который ответит им так же, (как и Адам). И (наконец) люди обратятся с зовом о помощи к Мухаммаду ﷺ. Тогда он (пророк) будет ходатайствовать дабы рассудить между творениями. Затем он будет идти, покуда не (дойдет и не) возьмется за кольцо (ручку) тех самых врат (Рая). В тот день, когда это все случится, Аллах дарует ему почетное (восхваляемое) положение (то есть, положение заступника) - его будут восхвалять абсолютно все, кто будет в том сборище». Это хадис Юнуса.

Табари в Джами аль-байан

وأولى القولين في ذلك بالصواب ما صحّ به الخبر عن رسول الله....

 

حدثني محمد بن عبد الله بن عبد الحكم، قال: ثنا شعيب بن الليث، قال: ثني الليث، عن عبيد الله بن أبي جعفر، أنه قال: سمعت حمزة بن عبد الله بن عمر يقول: سمعت عبد الله بن عمر يقول: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: " إِنَّ الشَّمْسَ لتَدْنُو حَتَّى يَبْلُغَ الْعَرَقُ نِصْفَ الأذُنِ، فَبَيْنَما هُمْ كَذَلِكَ اسْتَغَاثُوا بِآدَمَ عَلَيْهِ السَّلامُ، فَيَقُولُ لَسْتُ صَاحِبَ ذَلِكَ ثُمَّ بِمُوسَى عَلَيْهِ السَّلامُ، فَيَقُولُ كَذلكَ، ثُمَّ بِمُحَمَّدٍ فَيَشْفَعُ بين الخلق حَتَّى يَأْخُذَ بِحَلْقَةِ الْجنة فَيَوْمَئِذٍ يَبْعَثُهُ اللَّهُ مَقَامًا مَحْمُودًا".

Самым близким к правде мнением в этом (то есть, в понимании аята 17:79) является то, которое передается в достоверных преданиях от Посланника Аллаха....

Рассказал нам Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдул-Хакам, от Шуайба ибн ал-Лайса, от ал-Лайса, от Убайдуллаха ибн Абу Джа'фара, от Хамза ибн Абдуллы, от Абдуллах ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Человек будет обращаться с просьбами к людям до тех пор, пока не явится он в День воскресения без единого кусочка плоти на своём лице». И он ﷺ также сказал: «Поистине, в День воскресения солнце непременно приблизится (к земле) настолько, что пот (зальёт людей) до середины ушей, и, оказавшись в таком положении, они обратятся с зовом о помощи (сначала) к Адаму, который ответит им: "Я не обладатель данного (положения в заступничестве)". Тогда они обратстя с зовом о помощи к Мусе, который ответит им так же, (как и Адам). И (наконец) люди обратятся с зовом о помощи к Мухаммаду ﷺ. Тогда он (пророк) будет ходатайствовать за творения покуда не возьмется за кольцо (ручку) тех самых врат (Рая). И тогда он будет возведен Аллахом на достохвальное положение».

Ибн Манда в аль-Иман

٨٨٤ - وَأَنْبَأَ أَحْمَدُ بْنُ الْحَسَنِ بْنِ عُتْبَةَ، ثَنَا يَحْيَى بْنُ عُثْمَانَ، ثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ صَالِحٍ، أَنْبَأَ اللَّيْثُ بْنُ سَعْدٍ، وَأَنْبَأَ مُحَمَّدُ بْنُ سَعْدٍ، ثَنَا أَبُو عَبْدِ الرَّحْمَنِ النَّسَائِيُّ، ثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ الْحَكَمِ الْمِصْرِيُّ، ثَنَا شُعَيْبُ بْنُ اللَّيْثِ، حَدَّثَنِي أَبِي، حَدَّثَنِي عَبْدُ اللَّهِ بْنُ أَبِي جَعْفَرٍ، سَمِعْتُ حَمْزَةَ بْنَ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ يَقُولُ: سَمِعْتُ عُمَرَ، يَقُولُ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: " إِنَّ الشَّمْسَ لَتَدْنُو حَتَّى يَبْلُغَ الْعَرَقُ نِصْفَ آذَانِهِمْ، فَبَيْنَمَا هُمْ كَذَلِكَ اسْتَغَاثُوا بِآدَمَ، فَيَقُولُ: لَسْتُ صَاحِبَ ذَاكَ، ثُمَّ بِمُوسَى عَلَيْهِ السَّلَامُ فَيَقُولُ كَذَلِكَ، ثُمَّ بِمُحَمَّدٍ صلّى الله عليه وسلم وَيُشَفَّعُ لِيَقْضِيَ بَيْنَ الْخَلْقِ فَيَمْشِي حَتَّى يَأْخُذَ بِحَلْقَةِ الْجَنَّةِ فَيَوْمَئِذٍ يَبْعَثُهُ اللَّهُ مَقَامًا مَحْمُودًا يَحْمَدُهُ أَهْلُ الْجَمْعِ كُلُّهُمْ «.» هَذَا إِسْنَادٌ ثَابِتٌ عَلَى رَسْمِ الْبُخَارِيِّ

Рассказал нам Ахмад ибн аль-Хасан ибн Утба, от Яхья ибн Усман, от Абдуллах ибн Салих, от ал-Лайс ибн Саад и Мухаммад ибн Са'д, от Абу Абдурахман ан-Насаи, от Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдул-Хакам аль-Мисри, от Шуайба ибн аль-Лайса, от своего отца, от Убайдуллаха ибн Абу Джа'фара, от Хамза ибн Абдуллы ибн Умара, от Абдуллах ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Человек будет обращаться с просьбами к людям до тех пор, пока не явится он в День воскресения без единого кусочка плоти на своём лице». И он ﷺ также сказал: «Поистине, в День воскресения солнце непременно приблизится (к земле) настолько, что пот (зальёт людей) до середины ушей, и, оказавшись в таком положении, они обратятся с зовом о помощи (сначала) к Адаму, который ответит им: "Я не обладатель данного (положения в заступничестве)". Тогда они обратстя с зовом о помощи к Мусе, который ответит им так же, (как и Адам). И (наконец) люди обратятся с зовом о помощи к Мухаммаду ﷺ. Тогда он (пророк) будет ходатайствовать дабы рассудить между творениями. Затем он будет идти, покуда не (дойдет и не) возьмется за кольцо (ручку) тех самых врат (Рая). В тот день, когда это все случится, Аллах дарует ему почетное (достохвальное) положение (то есть, положение заступника) - его будут восхвалять абсолютно все, кто будет в том сборище». Этот иснад не вызывает сомнений по правилам Бухари.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация