Скачать статью в формате:
  1. Вступление
  2. Ибн Таймийя: Кто сказал, что единогласие собрания обуславливает имамат?
  3. Суннитские ученые: при назначении Абу Бакра единогласия элиты достигнуто не было
  4. Кандидатура Абу Бакра не поддерживалась многими из элиты исламского общества: 1. Фатима Захра (мир ей!) не присягнула Абу Бакру
  5. 2. Повелитель правоверных Али ибн Аби Талиб (мир ему!)
  6. 3 и 4. Имам Хасан и Имам Хусейн (мир им!)
  7. 5. Группа хашемитов
  8. 6. Салман аль Фарси
  9. 7. Абу Зарр Аль-Гаффари
  10. 8. Микдад Ибн Амро
  11. 9. Аммар Ибн Ясир
  12. 10. Са'д Ибн Убада
  13. 11. Абу Суфьян Ибн Харб
  14. 12. Фарва Ибн Умар
  15. 13. Абан ибн Саид ибн Ас ибн Умайя
  16. 14. Халид ибн Саид ибн Ас
  17. 15. Амру ибн Саид
  18. 16. Аль Хубаб ибн Мунзир
  19. 17. Утба ибн Аби Лахаб
  20. 18. Хассан ибн Сабит
  21. 19. Барра ибн Азиб
  22. 20. Убай ибн Ка’б
  23. 21. Аббас, дядя Посланника Аллаха
  24. 22. Сыновья Аббаса
  25. 23. Зубайр
  26. 24. Талха ибн Абдулла
  27. 25. Убада ибн Самит
  28. 26. Хузайфа ибн Яман
  29. 27. Абдулла ибн Мас’уд
  30. 28. Бурайда ибн Аслами
  31. 29. Хузайма ибн Сабит
  32. 30. Сахл ибн Ханиф
  33. 31. Абу Айюб аль Ансари
  34. 32. Абул Хейсам ибн Ат-тихан
  35. 33. Зейд ибн Вахаб
  36. 34. Все ансары
  37. 35. Группа хазраджитов
  38. 36. Группа из племени Бани Асад
  39. 37. Племя Фазара
  40. 38. Группа курейшитов
  41. 39. Группа мусульман, отказавшаяся выплачивать закят
  42. Что представляла собой присяга верности Абу Бакру: 1. Необдуманная и неожиданная для всех присяга
  43. 2. Незаконная присяга
  44. 3. Принудительная присяга
  45. 4. Присяга, относительно которой не было совета и во время которой не соблюдались права других
  46. 5. Узурпированный халифат
  47. 6. Халифат Абу Бакра – это наговор на Пророка (с)
  48. 7. Развратный халифат
  49. 8. Деспотическая власть
  50. 9. Обременительный халифат и союз верности
  51. 10. Абу Бакр признает себя недостойным для заключения с ним союза
  52. 11. Сожаление Абу Бакра о принятии присяги
  53. Действия, которые были предприняты участниками Сакифы для утверждения Абу Бакра во власти: 1. Подкуп людей
  54. 2. Устрашение людей с помощью племени Бани Аслам
  55. 3. Использование арабов-бедуинов для взятия принудительной присяги у людей
  56. 4. Угрозы, избиения и злословие в адрес сподвижников
  57. 5. Грубое отношение к Салману
  58. 6. Изгнание Умм Аймана (кормилицы Пророка) из мечети
  59. 7. Изгнание Умм Саламы из мечети
  60. 8. Запрет на выезд за пределы Медины сподвижникам (домашний арест)
  61. 9. Убийство воспротивившихся присягать
  62. 10. Вымышление хадисов и выдумывание ложных аргументов

  1. Аммар ибн Ясир (да будет доволен им Аллах!)

  Аммар ибн Ясир один из тех, кто отказался присягать Абу Бакру.

Ниже приведем источники, в которых говорится о его отказе присягнуть Абу Бакру.

Якуби упоминает этот факт следующим образом:

تخلّف عن بيعة أبي بكر قوم من المهاجرين والأنصار ، ومالوا مع علي بن أبي طالب ، منهم : العباس بن عبد المطلب ، والفضل بن العباس ، والزبير بن العوام بن العاص ، وخالد بن سعيد ، والمقداد بن عمرو ، وسلمان الفارسي ، وأبو ذر الغفاري، وعمار بن ياسر ، والبراء بن عازب،وأبي بن كعب

 «От присяги Абу Бакру уклонилась группа мухаджиров и ансаров. Они примкнули к Али, это Аббас ибн Абдул Мутталиб, Фадл ибн Аббас, Зубайр ибн Аввам ибн Ас, Халид ибн Саид, Микдад ибн Амру, Салман Фарси, Абузарр Гифари, Аммар ибн Ясир, Барра ибн Азиб и Убай ибн Ка’б».

Аль Якуби, Ахмад ибн аби Якуб ибн Джафар ибн Вахаб ибн Вазих (год смерти 292 л.х.), «Тарих аль Якуби», том 2, стр. 124, изд-во «Дар ас-садер», Бейрут

Абул Фида в книге «Ахбар аль башар» пишет, что:

فبايع عمر أبا بكر رضي الله عنهما، وانثال الناس عليه يبايعونه، في العشر الأوسط من ربيع الأول سنة إِحدى عشرة، خلا جماعة من بني هاشم والزبير وعتبة بن أبي لهب وخالد بن سعيد ابن العاص والمقداد بن عمرو وسلمان الفارسي وأبي ذر وعمار بن ياسر والبر بن عازب وأبي بن كعب ومالوا مع علي بن أبي طالب، وقال في ذلك عتبة بن أبي لهب:

ما كنت أحسب أن الأمر منصرف                    عن هاشم ثم منهم عن أبي حسن

عن أول الناس إِيماناً وسابقه              وأعلم الناس بالقرآن والسنن

وآخر الناس عهداً بالنبي من                جبريل عون له في الغسل والكفن

من فيه ما فيهم لا يمترون به              وليس في القوم ما فيه من الحسن

وكذلك تخلف عن بيعة أبي                بكر أبو سفيان من بني أمية

 «когда все собрались в Сакифе, Умар присягнул Абу Бакру и все люди стали подходить и ему присягать. Однако, группа мусульман, а также группа хашемитов, Зубайр, Утба ибн Аби Лахаб, Халид ибн Саид ибн Ас, Микдад ибн Амру, Салман, Абузарр, Аммар, Барра ибн Азиб и Убай ибн Ка’б не стали присягать. Все они собрались в доме Али. Данное событие упоминает Утба ибн Аби Лахаб в стихотворной форме:

 Как могло случиться, что халифат

Не стал уделом ни хашемитов, ни Али,

В молитве, преклонившегося первым в сторону киблы

Ведь сведущее него в Сунне пророка и Коране не найти

Иль не был он ближайшим другом нашего пророка?

И ведь помощником Али был  Джебраил

Когда в последний путь  он провожал пророка

Иль не обладатель всяких он достоинств?

И ведь в нем есть то, чего нет ни у кого…

И Абу Бакру присягать не стал

Абу Суфьян – из омейядов»

Абул Фида Имадуддин Исмаил ибн Али (год смерти 732 г.л.х.), «Мухтасар фи ахбар аль башар», том 1, стр. 19, согласно «Аль Джаме аль Кабир»

Ибнил Вирди также приводит в хадисе имя Абузара в числе уклонившихся присягать:

وبادروا ' سقيفة بني ساعدة ' فبايع عمر أبا بكر وأنثال الناس يبايعونه في العشر الأوسط من ربيع الأول سنة إحدى عشرة خلا جماعة من بني هاشم ، والزبير ، وعتبة بن أبي لهب ، وخالد بن سعيد بن العاص ، والمقداد بن عمرو ، وسلمان الفارسي ، وأبو ذر ، وعمار بن ياسر ، والبراء بن عازب ، وأبي بن كعب ، وأبو سفيان من بني أمية ؛ ومالوا مع علي رضي اللَّهِ عنهم وقال في ذلك عتبة بن أبي لهب :

ما كنت أحسب أن الأمر منصرف                   عن هاشم ثم منهم عن أبي حسن

 عن أول الناس إيمانا وسابقة                واعلم الناس بالقرآن والسنن

وآخر الناس عهدا بالنبي ومن              جبريل عون له في الغسل والكفن

من فيه ما فيهم لا يمترون به               وليس في القوم مالله فيه من الحسن

 «Умар присягнул Абу Бакру и все люди стали подходить и ему присягать. Однако, группа мусульман, а также группа хашемитов, Зубайр, Утба, Халид ибн Саид ибн Ас, Микдад ибн Амру, Салман, Абузарр, Аммар, Барра ибн Азиб и Убай ибн Ка’б не стали присягать, а также Абу Бакр Суфьян из династии омейядов отказался присягать Абу Бакру. Все они собрались в доме Али. Данное событие упоминает Утба ибн Аби Лахаб в стихотворной форме:

Как могло случиться, что халифат

Не стал уделом ни хашемитов, ни Али,

В молитве, преклонившегося первым в сторону киблы

Ведь сведущее него в Сунне пророка и Коране не найти

Иль не был он ближайшим другом нашего пророка?

И ведь помощником Али был  Джебраил

Когда в последний путь  он провожал пророка

Иль не обладатель всяких он достоинств?

И ведь в нем есть то, чего нет ни у кого…

Ибн аль Вирди, Зейнуддин Умар ибн Музаффар (год смерти 749 г.л.х.), «Тарих Ибн аль Вирди», том 1, стр. 134, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», издание первое, год издания 1417 г.л.х., 1996 г.

Абдул Малик Асими Аш-шафеи повествует, что:

تخلف عن بيعة أبي بكر يومئذ سعد بن عبادة وطائفة من الخزرج وعلي بن أبي طالب وابناه والزبير والعباس عم رسول الله وبنوه من بني هاشم وطلحة وسلمان وعمار وأبو ذر والمقداد وغيرهم وخالد بن سعيد بن العاص ثم إنهم بايعوا كلهم فمنهم من أسرع بيعته ومنهم من تأخر حينا إلا ما روى عن سعد بن عبادة فإنه لم يبايع أبا بكر ولا عمر إلى أن مات

 «В тот день, отказались присягать Абу Бакру Са’д ибн Ибада, группа хазраджитов, Али и его сыновья, Зубайр, Аббас - дядя пророка и его сыновья хашемиты, Талха, Салман, Аммар, Абузарр, Микдад и другие, также Халид ибн Саид ибн Ас. Потом все они присягнули: кто-то раньше, кто-то чуть позже, и лишь Са’д ибн Ибада умер, так и не присягнув Абу Бакру».

Аль Асими аль Макки, Абдул Малик ибн Абдул Малик Аш-шафеи (год смерти 1111 г.л.х.), «Самт ан-нуджум аль авали фи анба аль аваиль ват-тавали», том 2, стр. 332, исследовательская работа шейха Адела Ахмада Абдул Мауджуда и шейха Али Мухаммада Мауввада, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, год издания 1419 г.л.х., 1998 г.

Шиитские источники

Покойный шейх Садук пишет:

ثم قام عمار بن ياسر فقال : يا أبا بكر لا تجعل لنفسك حقا جعله الله عز وجل لغيرك ، ولا تكن أول من عصى رسول الله صلى الله عليه وآله وخالفه في أهل بيته واردد الحق إلى أهله تخف ظهرك وتقل وزرك وتلقى رسول الله صلى الله عليه وآله وهو عنك راض ، ثم يصير إلى الرحمن فيحاسبك بعملك ويسألك عما فعلت

«Потом встал Аммар ибн Ясир и сказал: «О, Абу Бакр! Не возлагай на себя то, что возложено Богом другому. Не стань первым человеком, кто ослушался его, выступив против его семейства. Верни право на власть его обладателю, чтобы снять с себя груз. Чтобы при встрече с Посланником Аллаха он был доволен тобой. Ты вернешься к Милостивому Аллаху, и Он спросит тебя о содеянном».

Ас-садук, Абу Джафар Мухаммад ибн Али ибн аль Хусейн (год смерти 381 г.л.х.), «Аль Хисал», стр. 461-465, исследовательская работа Али Акбара аль Гифари, изд-во «Джамаат аль мударрисин филь хауза аль илмийя», Кум, год издания 1403 г.л.х., 1362 г.с.х.

Рай пребывает в томном ожидании Аммара ибн Ясира

В предании Аммар ибн Ясир упоминается пророком как одним из тех, в ожидании которого томится рай.

Тирмизи рассказывает от Анаса ибн Малика, что Пророк (с) сказал:

حدثنا سُفْيَانُ بن وَكِيعٍ حدثنا أبي عن الْحَسَنِ بن صَالِحٍ عن أبي رَبِيعَةَ الأيادي عن الْحَسَنِ عن أَنَسِ بن مَالِكٍ قال قال رسول اللَّهِ صلى الله عليه وسلم إِنَّ الْجَنَّةَ لَتَشْتَاقُ إلى ثَلَاثَةٍ عَلِيٍّ وَعَمَّارٍ وَسَلْمَانَ قال هذا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ لَا نَعْرِفُهُ إلا من حديث الْحَسَنِ بن صَالِحٍ

«Рай томно ожидает троих: «Али, Аммара и Салмана».

Ат-тирмизи Ас-салами, Абу Иса Мухаммад ибн Иса (год смерти 279 г.л.х.), «Сунан Ат-тирмизи», том 5, стр. 667, исследовательская работа Ахмада Мухаммада Шакира и других, изд-во «Дар ихья ат-турас аль араби», Бейрут - http://old.dovodi.ru/article/a-611.html

В продолжении хадиса он говорит, что данный хадис – «гариб», который передается лишь в передаче от Хасана ибн Салиха (Предыдущий источник).

 Абу Наим Исфахани приводит от Пророка (с):

حدثنا محمد بن أحمد بن الحسن ثنا جعفر بن محمد بن عيسى ثنا محمد ابن حميد ثنا إبراهيم بن المختار ثنا عمران بن وهب الطائي عن أنس بن مالك سمعت النبي صلى الله عليه وسلم يقول : اشتاقت الجنة إلى أربعة : علي والمقداد وعماروسلمان

 «Рай томно ожидает четверых: «Али, Микдада, Аммара и Салмана».

Абу Наим, Ахмад ибн Абдулла ибн Ахмад аль Исфахани (год смерти 430 г.л.х.), «Ма’рифат ас-сахаба», том 3, стр. 1329, согласно программе «Аль Джаме аль кабир»

 Ибн Абил Хадид в комментариях к «Нахдж аль Балаге» приводит от Абу Умара хадис Анаса от пророка:

قال أبو عمر : ومن حديث أنس عن النبي صلى الله عليه وسلم : اشتاقت الجنة إلى أربعة : علي ، وعمار ، وسلمان ، وبلال

 «Рай томно ожидает четверых: «Али, Микдада, Аммара и Салмана».

Ибн Абил Хадид аль Мадаини аль Му’тазили, Абу Хамед Иззуддин ибн Хебатулла ибн Мухаммад ибн Мухаммад (год смерти 655 г.л.х.), «Шарх нахдж аль балага», том 10, стр. 61, исследовательская работа Мухаммада Абдул Карима Ан-нимри, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1418 г.л.х., 1998 г.

Ибн Манзур приводит этот же хадис от Хузайфы:

وفي حديث أخر عن حذيفة قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: " اشتاقت الجنة إلى أربعة: علي، وسلمان، وأبي ذر، وعمار بن ياسر

Ибн Манзур аль Африки аль Мисри, Мухаммад ибн Мукрим (год смерти 711 г.л.х.), «Мухтасар тарих дамишк», том 3, стр. 338, «Аль Джаме аль кабир»

Ибн Манзур Мисри и Хейсами в другом длинном хадисе повествует таким образом:

قال: فأتاه جبريل فقال له: يا محمد، إن الجنة لتشتاق لثلاثة من أصحابك، وعنده أنس بن مالك، فرجا أن يكون لبعض الأنصار. قال: فأراد أن يسأل رسول الله صلي الله عليه وسلم عنهم فهابه، فخرج فلقي أبا بكر رضي الله عنه فقال: يا أبا بكر، إني كنت عند رسول الله صلي الله عليه وسلم آنفاً فأتاه جبريل فقال: إن الجنة لتشتاق إلى ثلاثة من أصحابك، فرجوت أن يكون لبعض الأنصار فهبته أن أسأله، فهل لك أن تدخل على نبي الله صلي الله عليه وسلم فتسأله؟ فقال: إني أخاف أن أسأله فلا أكون منهم ويشمت بي قومي، ثم لقي عمر بن الخطاب فقال له مثل قول أبي بكر، قال: فلقي علياً فقال له علي: نعم، إن كنت منهم فأحمد الله، وإن لم أكن منهم فحمدت الله، فدخل على نبي الله صلي الله عليه وسلم فقال: أن أنساً حدثني أنه كان عندك آنفاً وإن جبريل أتاك فقال: يا محمد: أن الجنة لتشتاق إلى ثلاثة من أصحابك، فمن هم يا نبي الله؟ قال: أنت منهم يا علي، وعمار بن ياسر، وسيشهد معك مشاهد بيناً فضلها عظيما خيرها، وسلمان وهو منا أهل البيت، وهو ناصح فاتخذه لنفسك

«Когда Джебраил передал весть, что рай в ожидании трех из сподвижников пророка, там присутствовал Анас ибн Малик,  и в душе он искренне стал надеется, что одним из них может быть он. Чтобы убедиться в этом Анас хотел спросить пророка, но величавость его светлости была настолько внушительна, что он не решался этого сделать. Встретив Абу Бакра, он рассказал ему о вести, принесенной Джебраилом о трех сподвижниках, которых ожидает рай. Он попросил его: «В надежде, что мое имя будет в числе них, я хотел спросить пророка об этом, но не смог. Прошу тебя узнай имена тех сподвижников». Абу Бакр сказал: «Боюсь, если спрошу пророка об этом, и моего имени не окажется среди них, то люди будут упрекать меня». После Анас встретился с Умаром, но тот дал такой же ответ, что и Абу Бакр. Анас, решивший довести дело до конца, встретился с Али и рассказал ему о своей просьбе. Али согласился, сказав: «Я воздам хвалу Аллаху, если мое имя будет в числе тех сподвижников. Если нет, все равно восхвалю Всевышнего!» Так, Али пришел к пророку и обратился к нему:

- О, Посланник Аллаха! Анас поведал мне, что присутствовал, когда было передано Джебраилом весть о трех сподвижниках, в ожидании которых пребывает рай. Так поведайте нам их имена?

-   Ты, один из тех трех сподвижников. Также Аммар ибн Ясир, который будет сопровождать тебя во многих сражениях, в которых пребудет большое благо. И Салман, ведь он – один из членов моего семейства. Он доброжелателен и хороший советник, так возьми его себе (в друзья)».

Ибн Манзур аль Африки аль Мисри, Мухаммад ибн Мукрим (год смерти 711 г.л.х.), «Мухтасар тарих дамишк», том 3, стр. 339, «Аль Джаме аль кабир».

Аль Хинди, Алауддин Али Муттаки ибн Хусамуддин (год смерти 975 г.л.х.), «Канз аль уммал», том 13, стр. 112, исследовательская работа Махмуда Умара Ад-демьяти, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1419 г.л.х., 1998 г. Аль Хейсами, Абул Хасан Нуруддин Али ибн Аби Бакр (год смерти 807 г.л.х.), «Маджма аз-заваид ва манба аль фаваид», том 9, стр. 117, изд-во «Дар ар-раян лит-турас», «Дар аль кутуб араби», Каир, Бейрут, год издания 1407 г.л.х.

Райские гурии в ожидании Аммара

Не только рай, но и райские гурии пребывают в ожидании Аммара. Хейсами повествует от Пророка (с):

عن النبي صلى الله عليه وسلم قال ثلاثة تشتاق إليهم الحور العين علي وعمار وسلمان

 «Райские гурии пребывают в ожидании троих: Али, Аммара и Салмана».

После повествования вышеупомянутого хадиса, он говорит:

رواه الطبراني ورجاله رجال الصحيح غير أبي ربيعة الإيادي وقد حسن الترمذي حديثه

 «Этот хадис приводится у Табарани, его передатчики верные».

Аль Хейсами, Абул Хасан Нуруддин Али ибн Аби Бакр (год смерти 807 г.л.х.), «Маджма аз-заваид ва манба аль фаваид», том 9, стр. 344, изд-во «Дар ар-раян лит-турас», «Дар аль кутуб араби», Каир, Бейрут, год издания 1407 г.л.х.

Абу Наим Исфахани в книге «Ма’рифат ас-сахаба» также пишет:

ورواه سلمة بن الفضل الأبرش عن عمران مثله . وروى الحسن بن صالح عن أبي ربيعة عن الحسن عن أنس عن النبي صلي الله عليه وسلم قال : ثلاثة تشتاق إليهم الحور : علي وعمار وسلمان

 «Подобный хадис повествуется от Салмы ибн Фадла аль Абраша от Имрана. Также от Хасана ибн Салиха от Аби Рабии от Хасана от Анаса, что пророк сказал: «Райские гурии пребывают в ожидании троих: Али, Аммара и Салмана».

Абу Наим, Ахмад ибн Абдулла ибн Ахмад аль Исфахани (год смерти 430 г.л.х.), «Ма’рифат ас-сахаба», том 3, стр. 1329, согласно программе «Аль Джаме аль кабир»

Истина с Аммаром во время смуты

Табарани приводит про Аммара следущий хадис, сказанный Пророком (с):

حدثنا محمد بن عبد اللَّهِ الْحَضْرَمِيُّ ثنا ضِرَارُ بن صُرَدٍ ثنا عَلِيُّ بن هَاشِمٍ عن عَمَّارٍ الدُّهْنِيِّ عن سَالِمِ بن أبي الْجَعْدِ عن عَلْقَمَةَ عن عبد اللَّهِ عَنِ النبي صلى اللَّهُ عليه وسلم قال إذا اخْتَلَفَ الناس كان بن سُمَيَّةَ مع الْحَقِّ

 «Каждый раз, когда люди столкнутся с разногласиями (смутой), пусть обращаются к Аммару сыну Сумайи, ибо истина с ним» .

Ат-табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», том 10, стр. 76, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-салафи, изд-во «Мактабат аз-захра», Маусель, Ирак, издание второе, год издания 1404 г.л.х., 1983 г.

Ибн Абдул Бир также пишет:

وقال أبو مسعود وطائفة لحذيفة حين احتضر وأعيد ذكر الفتنة إذا اختلف الناس بمن تأمرنا قال عليكم بابن سمية فإنه لن يفارق الحق حتى يموت أو قال فإنه يدور مع الحق حيث دار

 «Когда Хузайфа умирал, Ибн Мас’уд и другие спросили его: «К кому обращаться во время смуты и разногласий?» Он сказал: «Я советую идти к Аммару сыну Сумайи, ведь он не разлучим с истиной до самой своей смерти». Или сформулировал это так: «Аммар там, где истина, а истина там, где Аммар».

Ибн Абдул Бир, Юсеф ибн Абдулла ибн Мухаммад (год смерти 463 г.л.х.), «Аль Истиаб», том 3, стр. 1139, исследовательская работа Али Мухаммада аль Баджави, изд-во «Дар аль джил», Бейрут, издание первое, год издания 1412 г.л.х. Ибн Абил Хадид аль Мадаини аль Му’тазили, Абу Хамед Иззуддин ибн Хебатулла ибн Мухаммад ибн Мухаммад (год смерти 655 г.л.х.), «Шарх нахдж аль балага», том 10, стр. 62, исследовательская работа Мухаммада Абдул Карима Ан-нимри, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1418 г.л.х., 1998 г.

Враждующий с Аммаром, враждует с Аллахом

Гнев и вражда Аммара, есть гнев Божий, эта одна из его уникальных особенностей. Так, пусть приверженцы Сакифы ответят, не является ли гнев и противостояние Аммара Абу Бакру, противостоянием свыше?

Ибн Аби Шайба пишет, что Халид ибн Валид передает:

حدثنا يزيد بن هارون قال أخبرنا العوام بن حوشب عن سلمة بن كهيل عن علقمة عن خالد بن الوليد قال كان بيني وبين عمار كلام فانطلق عمار يشكوني إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فأتيت رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو يشكوني فجعل عمار لا يزيده إلا غلظة ورسول الله صلى الله عليه وسلم ساكت فبكى عمار وقال يا رسول الله ألا تسمعه قال فرفع رسول الله صلى الله عليه وسلم رأسه فقال من عادى عمارا عاداه الله ومن أبغض عمارا أبغضه الله قال فخرجت فما كان شيء أبغض إلى من غضب عمار فلقيته فرضي

«Однажды в беседе с Аммаром я нагрубил ему. Он пожаловался на меня пророку. Я пришел к пророку, в то время как Аммар жаловался на меня и гнев его только усиливался. Пророк молча слушал Аммара, чьи глаза наполнились слезами. Он обратился к пророку: «Разве вы не слышите меня?» Тогда его светлость поднял голову и произнес: «Тот, кто будет враждовать с Аммаром, враждует с самим Богом. Тот, кто разгневает Аммара, разгневал Аллаха». Халид ибн Валид говорит, услышав подобное, я решил попросить прощения у Аммара. Я извинился, и он простил меня».

Ибн Аби Шайба аль Куфи, Абу Бакр Абдулла ибн Мухаммад (год смерти 235 г.л.х.), «Китаб аль мусаннаф филь ахадис валь асар», том 6, стр. 386,  исследовательская работа Камала Юсефа аль Хута, изд-во «Дар ар-рушд», Эр-Рияд, издание первое, год издания 1409 г.л.х.

Хакем Нишапури приводит подобный по содержанию хадис в «Мустадраке» и после его повествования говорит:

أخبرناه أبو العباس محمد بن أحمد المحبوبي بمرو ثنا سعيد بن مسعود ثنا يزيد بن هارون ثنا العوام بن حوشب حدثني سلمة بن كهيل عن علقمة عن خالد بن الوليد قال كان بيني وبين عمار بن ياسر كلام فأغلظت له فانطلق عمار يشكوني إلى النبي صلى الله عليه وسلم فجاء خالد وهو يشكوه فجعل يغلظ له ولا يزيده إلا غلظة والنبي صلى الله عليه وسلم ساكت فبكى عمار وقال يا رسول الله ألا تراه قال فرفع النبي صلى الله عليه وسلم رأسه وقال من عادى عمارا عاداه الله ومن أبغض عمارا أبغضه الله قال خالد فخرجت فما كان شيء أحب إلي من رضى عمار فلقيته فرضي حديث العوام بن الحوشب

هذا حديث صحيح الإسناد على شرط الشيخين

 «Данный хадис достоверен в своем иснаде согласно Бухари и Муслиму.

Аль Хаким Ан-нишапури, Абу Абдулла Мухаммад ибн Абдулла (год смерти 405 г.л.х.), «Аль Мустадрак ас-сахихейн», том 3, стр. 441, исследовательская работа Мустафа Абдул Кадира Ата, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х., 1990 г.

Ибн Абил Хадид передает от Абу Умара, что по словам Халида, с того дня как Пророк (с) сказал, что:

قال أبو عمر : ومن حديث خالد لن الوليد ، أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : ' من أبغض عماراً أبغضه الله ' فما زلت أحبه من يومئذ

 «Разгневавший Аммара, разгневал Аллаха, он стал любить Аммара».

Ибн Абил Хадид аль Мадаини аль Му’тазили, Абу Хамед Иззуддин ибн Хебатулла ибн Мухаммад ибн Мухаммад (год смерти 655 г.л.х.), «Шарх нахдж аль балага», том 10, стр. 61, исследовательская работа Мухаммада Абдул Карима Ан-нимри, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1418 г.л.х., 1998 г.

Ибн Абдул Бир, Юсеф ибн Абдулла ибн Мухаммад (год смерти 463 г.л.х.), «Аль Истиаб», том 3, стр. 1138, исследовательская работа Али Мухаммада аль Баджави, изд-во «Дар аль джил», Бейрут, издание первое, год издания 1412 г.л.х.

Ибн Асир:

أَنبأَنا أَبو ياسر بن أَبي حبة بإِسناده عن عبد الله بن أَحمد بن حنبل : حدّثني أَبي ، حدّثنا يزيد بن هارون ، حدّثنا العوّام يعني بن حوشب عن سلمة بن كُهَيل ، عن علقمة ، عن خالد بن الوليد قال : كان بيني وبين عمار كلام ، فأَغلظت له في القول ، فانطلق عمار يشكوني إِلى النبي ، فجاءَ خالد وهو يشكوه إِلى النبي ، قال : فجعل يُغْلِظ له ، ولا يزيده إِلا غلظة ، والنبي ساكت لا يتكلم ، فبكى عمار وقال : يا رسول الله ، أَلا تراه فرفع رسولُ الله رأْسه وقال : من عادى عماراً عاداه الله ، ومن أَبغْضَ عماراً أَبغضه الله . قال خالد : فخرجت فما كان شيءٌ أَحبّ إِليّ من رضا عمار ، فلقيته فرضي

 И Захаби также приводят данный хадис:

وقال سلمة بن كهيل ، عن علقمة ، عن خالد بن الوليد قال : كان بيني وبين عمار كلام ، فأغلظت له ، فشكاني إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم ، فقال : من عادى عماراً عاداه الله ، ومن أبغض عماراً أبغضه الله . رواه أحمد في مسنده ، عن يزيد بن هارون ، ثنا العوام عنه

Ибн Асир аль Джизри, Иззуддин ибн Асир абил Хасан Али ибн Мухаммад (год смерти 630 г.л.х.), «Усуд аль габа фи ма’рифат ас-сахаба», том 4, стр. 142, исследовательская работа Адела Ахмада Ар-рифаи, изд-во «Дар ихья ат-турас аль араби», Ливан, Бейрут, издание первое, год издания 1417 г.л.х., 1996 г.

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Тарих аль ислам ва вафият аль машахир валь а’лам», том 3, стр. 574, исследовательская работа д. Умара Абдус-салама Тадмури, изд-во «Дар аль кутуб аль араби», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1407 г.л.х., 1987 г.

Ахмад ибн Ханбал также приводит этот хадис в качестве достоверного, и говорит, что слышал его от своего отца дважды:

16860 - حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا يزيد بن هارون انا العوام بن حوشب عن سلمة بن كهيل عن علقمة عن خالد بن الوليد قال : كان بيني وبين عمار بن ياسر كلام فأغلظت له في القول فانطلق عمار يشكونى إلى النبي صلى الله عليه و سلم فجاء خالد وهو يشكوه إلى النبي صلى الله عليه و سلم قال فجعل يغلظ له ولا يزيد الا غلظة والنبي صلى الله عليه و سلم ساكت لا يتكلم فبكى عمار وقال يا رسول الله ألا تراه فرفع رسول الله صلى الله عليه و سلم رأسه وقال من عادى عمارا عاداهالله ومن أبغض عمارا أبغضه الله قال خالد فخرجت فما كان شيء أحب إلى من رضا عمار فلقيته فرضى قال عبد الله سمعته من أبي مرتين

Хадис был признан Шуайбом аль Арнаутом достоверным (сахих). Он комментирует это так:

تعليق شعيب الأرنؤوط : حديث صحيح وهذا إسناد اختلف فيه على سلمة بن كهيل : وهو الحضرم

 «Хадис – достоверный, хотя его в иснаде существует разногласие по поводу Салмы ибн Кухейла. Салма и есть Аль Хазрам».

Аш-шейбани, Абу Абдулла Ахмад ибн Ханбал, (год смерти 241 г.л.х.), «Муснад Ибн Ханбал», том 4, стр. 89, изд-во «Муассаса Куртуба», Египет

Аммар с истиной, и истина с Аммаром

Одним из наиболее ярких достоинств Аммара, которое упоминается в многочисленных преданиях, что он критерий в распознании истины. Это качество не приписывается больше никому из сподвижников, кроме него и Али.

Ибн Касир повествует, что Пророк (с) говорил Аммару:

قال وسمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول لعمار يا عمار تقتللك الفئة الباغية وأنت مذ ذاك مع الحق والحق معك يا عمار بن ياسر

«Тебя предаст смерти группа мятежников и смутьянов, в то время как истина будет на твоей стороне, и ты будешь с истиной, о, Аммар!».

Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Аль Бидая ван-нихая», том 7, стр. 307, издатель «Дар аль фикр», Бейрут.

Камалуддин Умар ибн Ахмад ибн Аби Джарада, (год смерти 660 г.л.х.), «Бугьят ат-талаб фи тарих халаб», том 1, стр. 292, исследовательская работа Сухейл Закар, изд-во «Дар аль фикр», Бейрут»

Суюти приводит слова имама Али (мир ему!) об Аммаре, когда он был убит:

قَالَ عَلِيٌّ حِينَ قُتِلَ عَمَّارٌ رضيَ اللَّهُ عنهُ : إِنَّ امْرَأً مِنَ الْمُسْلِمِينَ لَمْ يَعْظُمْ عَلَيْهِ قَتْلُ ابْنِ يَاسِرٍ وَتَدْخُلُ عَلَيْهِ الْمُصِيبَةُ المُوجِبَةُ لَغَيْرُ رَشِيدٍ ، رَحِمَ اللَّهُ عَمَّاراً يَوْمَ أَسْلَمَ ، وَرَحِمَ اللَّهُ عَمَّاراً يَوْمَ قُتِلَ ، وَرَحِمَ اللَّهُ عَمّاراً يَوْمَ يُبْعَثُ حَيّاً لَقَدْ رَأَيْتُ عَمَّاراً ، وَمَا يُذْكَرُ مِنْ أَصْحَابِ رسولِ اللّهِ أَرْبَعَةٌ إِلاَّ كَانَ رَابِعاً ، وَلاَ خَمْسَةٌ إِلاَّ خَامِساً ، وَمَا كَانَ أَحَدٌ مِنْ قُدَمَاءِ أَصْحَابِ رسولِ اللّهِ يَشُكُّ أَنَّ عَمّاراً قَدْ وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ ، فِي غَيْرِ مَوْطِنٍ وَلاَ اثْنَيْنِ ، فَهَنِيئاً لِعَمَّارٍ بِالْجَنَّةِ وَلَقَدْ قِيلَ : إِنَّ عَمَّاراً مَعَ الْحَق ، وَالْحَقُّ مَعَهُ يَدُورُ ، عَمَّارٌ مَعَ الْحَق أَيْنَمَا دَارَ ، وَقَاتِلُ عَمَّارٍ فِي النَّارِ

«Чье сердце не было тронуто вестью об убийстве Аммара и кто не считает его гибель трагедией, не является истинным правоверным мусульманином. Да помилует Аммара Аллах в день его принятия Ислама, и да помилует Аммара Аллах в день его смерти, и да помилует Аммара Аллах в день его воскресения. Я был свидетелем, когда упоминались имена четверых сподвижников, он был четвертым из них, а если упоминалось пять человек, то он был пятым. Никто из сподвижников раннего периода не сомневался, что Аммар войдет в рай. Этот факт констатируется не один или два раза. Пусть насладится же он пребыванием в райских садах. И о нем сказано, что Аммар с истиной, и истина с Аммаром. Аммар с истиной, где бы она ни находилась. Убивший Аммара в Аду!».

Ас-суюти, Джалалуддин Абул Фадл Абдур-рахман ибн Аби Бакр (год смерти 911 г.л.х.), «Джаме аль ахадис» том 21, стр. 61, согласно программе «Аль Джаме аль кабир»

Белазери в книге «Ансаб аль ашраф» повествует от имама Али:

وقال علي عليه السلام.....: فهنيئا له الجنة، عمار مع الحق أين دار، وقاتل عمار في النار

«Пусть насладится же он пребыванием в райских садах. Аммар с истиной, где бы она ни находилась. Убийца Аммара в Аду!».

Белазери, Ахмад ибн Яхья ибн Джабер (год смерти 279 г.л.х.), «Ансаб аль ашраф», том 1, стр. 76, согласно «Аль Джаме аль кабир»

Табарани приводит про Аммара следующий хадис, что Пророк сказал:

حدثنا محمد بن عبد اللَّهِ الْحَضْرَمِيُّ ثنا ضِرَارُ بن صُرَدٍ ثنا عَلِيُّ بن هَاشِمٍ عن عَمَّارٍ الدُّهْنِيِّ عن سَالِمِ بن أبي الْجَعْدِ عن عَلْقَمَةَ عن عبد اللَّهِ عَنِ النبي صلى اللَّهُ عليه وسلم قال إذا اخْتَلَفَ الناس كان بن سُمَيَّةَ مع الْحَقِّ

«Каждый раз, когда люди столкнутся с разногласиями, пусть обращаются к Аммару сыну Сумайи, ибо истина с ним».

Ат-табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», том 10, стр. 76, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-салафи, изд-во «Мактабат аз-захра», Маусель, Ирак, издание второе, год издания 1404 г.л.х., 1983 г.

Ибн Асир также передает этот хадис в передаче от Ибн Мас’уда:

وروى البيهقي عن الحاكم وغيره عن الأصم عن أبي بكر محمد بن إسحاق الصنعاني عن أبي الجواب عن عمار بن زريق عن عمار الذهبي عن سالم بن أبي الجعد عن ابن مسعود قال سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول لعمار إذا اختلف الناس كان ابن سمية مع الحق

Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Аль Бидая ван-нихая», том 7, стр. 271, издатель «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1401 г.л.х.

Аммар изберет лучший вариант из двух

Захаби приводит от Аиши, что пророк сказал:

وعن عائشة قالت : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : عمار ما عرض عليه أمران إلا اختار أرشدهما

«Аммар из двух предлагаемых дел, изберет наилучшее».

И в продолжении говорит, хадис упоминается Нисаи и Тирмизи, и что его иснад достоверен:

أخرجه النسائي والترمذي ، وإسناده صحيح

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Тарих аль ислам ва вафият аль машахир валь а’лам», том 3, стр. 575, исследовательская работа д. Умара Абдус-салама Тадмури, изд-во «Дар аль кутуб аль араби», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1407 г.л.х., 1987 г.

Аммар – один из благороднейших сподвижников

Когда Умар назначил Аммара Ясира правителем Куфы, в письме с указом о назначении, он упомянул о нем как о благородном сподвижнике. Зухри приводит от Вакиа ибн Джарраха, от Суфьяна, от Абу Исхака, от Харисы ибн Мадраба, что он сказал:

قال أخبرنا وكيع بن الجراح عن سفيان عن أبي إسحاق عن حارثة بن مضرب قال قرئ علينا كتاب عمر بن الخطاب أما بعد فإني بعثت إليكم عمار بن ياسر أميرا وابن مسعود معلما ووزيرا وقد جعلت بن مسعود على بيت مالكم وإنهما لمن النجباء من أصحاب محمد من أهل بدر فاسمعوا لهما وأطيعوا واقتدوا بهما

«Нам зачитали письмо Умара ибн Хаттаба: «Я назначаю Аммара ибн Ясира вашим правителем, а Ибн Мас’уда вашим учителем и визирем. Ибн Мас’уд будет управлять казной. Они – одни из благородных сподвижников Мухаммада, участвовавших в Бадре. Повинуйтесь им, и следуйте их указам».

Зухри, Мухаммад ибн Саид ибн Мани Абу Абдулла аль Басри (год смерти 230 г.л.х.), «Табакат аль кубра», том 3, стр. 255, изд-во «Дар Садер», Бейрут

Ибн Абил Хадид также приводит этот хадис:

قال أبو عمر : وقد روى حارثة بن المضراب : قرأت كتاب عمر إلى أهل الكوفة : أما بعد ، فإني بعثت إليكم عماراً أميراً ، وعبد الله بن مسعود معلماً ووزيراً ، وهما من النجباء ، من أصحاب محمد ، فاسمعوا لهما ، واقتدوا كما

Ибн Абил Хадид аль Мадаини аль Му’тазили, Абу Хамед Иззуддин ибн Хебатулла ибн Мухаммад ибн Мухаммад (год смерти 655 г.л.х.), «Шарх нахдж аль балага», том 10, стр. 62, исследовательская работа Мухаммада Абдул Карима Ан-нимри, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1418 г.л.х., 1998 г.

Оскорбивший Аммара, порицаем Всевышним

Этот факт указывается во многих преданиях. Хакем Нишапури приводит достоверный хадис под номером 5667 от Халида ибн Валида, что однажды он нагрубил Аммару, который посетовал на него пророку. Пророк сказал:

5667 حدثنا أبو العباس محمد بن يعقوب ثنا إبراهيم بن مرزوق ثنا أبو داود الطيالسي ثنا شعبة أخبرني سلمة بن كهيل سمعت محمد بن عبد الرحمن بن يزيد عن أبيه عن الأشتر عن خالد بن الوليد قال كان بيني وبين عمار شيء فشكوته إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم من يسب عمارا يسبه الله ومن يعاد عمارا يعاده الله

 «Тот, кто оскорбил Аммара, порицаем Всевышним, и с тем, кто будет враждовать с Аммаром, Аллах будет враждовать с ним».

В продолжении он пишет, что хадис с достоверным иснадом:

صحيح الإسناد ولم يخرجاه

«Аль Мустадрак алас-сахихайн ва бизайлихи ат-талхис лиль хафиз аз-захаби», том 3, стр. 439, в издании присутствует содержание священных хадисов, изд-во «Дар аль ма’рифа», Бейрут, год издания 1342 г.л.х.

Нисаи приводит подобный хадис:

أخبرنا محمد بن غيلان قال أنا أبو داود عن شعبة عن سلمة قال سمعت محمد بن عبد الرحمن بن يزيد يحدث عن أبيه عن الأشتر عن خالد بن الوليد قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم من يعاد عمارا يعاده الله ومن يسب عمارا يسبه الله

Ан-Насаи, Абу Абдур-рахман Ахмад ибн Шуайб ибн Али (год смерти 303 г.л.х.), «Сунан аль Кубра», том 5, стр. 74, исследовательская работа Абдул Гаффара Сулеймана аль Бендари и Сейида Кусрави Хасана, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х., 1991 г.

Табари также повествует, что Пророк (с) сказал Халиду:

فقال رسول الله يا خالد لا تسب عمارا فإنه من سب عمارا سبه الله ومن أبغض عمارا أبغضه الله ومن لعن عمارا لعنه الله

«Не оскорбляй Аммара, ибо оскорбивший его, порицаем Аллахом, питающего ненависть и злобу к нему, возненавидит Аллах, а проклинающий его, проклинаем Аллахом».

Ат-табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ибн Касир ибн Галиб (год смерти 310 г.л.х.), «Джаме аль баян ан та’виль ай аль куран», том 5, стр. 148, издатель «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1405 г.л.х.

Табарани также приводит:

فقال يا خَالِدُ لا تَسُبَّ عَمَّارًا فإنه من سَبَّ عَمَّارًا سَبَّهُ اللَّهُ وَمَنْ يُبْغِضُ عَمَّارًا أَبْغَضَهُ وَمَنْ سَفَّهَ عَمَّارًا سَفَّهَهُ اللَّهُ فقال خَالِدٌ يا رَسُولَ اللَّهِ اسْتَغْفِرْ لي يا رَسُولَ اللَّهِ فَوَاللَّهِ ما مَنَعَنِي أَنْ أُحِبَّهُ إِلا تَسْفِيهي إِيَّاهُ قال خَالِدٌ فما من ذُنُوبِي شَيْءٌ أَخْوَفَ عِنْدِي من تَسْفِيهي عَمَّ

«О, Халид! Не оскорбляй Аммара, ибо оскорбившего его, оскорбит Аллах, проявивший ненависть и злобу к нему, будет ненавистен Аллаху, порицающий его, порицаем Аллахом».

Халид сказал пророку: «О, Посланник Аллаха! Попроси за меня прощения пред Аллахом, ибо, клянусь, моя глупость удерживала меня любить Аммара. И нет страшнее греха для меня, чем моя собственная глупость».

  Табарани также повествует иной вариант хадиса от Халид ибн Валида:

حدثنا عبد اللَّهِ بن أَحْمَدَ بن حَنْبَلٍ ثنا محمد بن عبد الْوَهَّابِ الْحَارِثِيُّ ثنا عَمْرُو بن ثَابِتٍ عن عبد الرحمن بن عَابِسٍ عن عَمِّهِ مَخْرَمَةَ بن رَبِيعَةَ عَنِ الأَشْتَرِ قال حدثني خَالِدُ بن الْوَلِيدِ قال سَبَّنِي عَمَّارٌ في عَهْدِ النبي صلى اللَّهُ عليه وسلم فَجِئْتُ إلى رسول اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم فقلت يا رَسُولَ اللَّهِ لَوْلاكَ ما سَبَّنِي بن سُمَيَّةَ فقال مَهْلا يا خَالِدُ من سَبَّ عَمَّارًا سَبَّهُ اللَّهُ وَمَنْ حَقَّرَ عَمَّارًا حَقَّرَهُ اللَّهُ

«Во времена пророка Аммар оскорбил меня. Я пожаловался на него пророку: «Если бы не вы, сын Сумайи не посмел бы оскорбить меня». Пророк сказал: «Постой, того, кто оскорбит Аммара, оскорбит Всевышний, и того, кто унизит Аммара, унизит его Аллах».

Ат-табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», том 4, стр. 112, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-салафи, изд-во «Мактабат аз-захра», Маусель, Ирак, издание второе, год издания 1404 г.л.х., 1983 г.

Са‘лаби повествует, что Пророк (с) сказал Халиду:

فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم  يا خالد كف عن عمار فإنه من يسبّ عماراً يسبّه الله ومن يبغض عماراً يبغضه الله ، فقام عمار وتبعه خالد فأخذ بثوبه وسأله أن يرضى عنه فرضي عنه

«Оставь Аммара в покое, ибо воистину, тот, кто оскорбил Аммара, порицаем Всевышним, тот, кто будет проявлять ненависть и злобу к Аммару, ненавистен Аллаху». При таких словах Аммар встал и ушел. Халид последовал за ним и, схватив его за одежду, стал просить прощения. Аммар простил его».

Са‘лаби Ан-нишапури, Абу Исхак Ахмад ибн Мухаммад ибн Ибрахим (год смерти 427 г.л.х.), «Кашиф  валь баян», том 3, стр. 335, исследовательская работа имама Аби Мухаммад ибн Ашура, редактирование и сверка Назира Ас-саэди, изд-во «Дар ихья ат-турас аль араби», Бейрут, издание первое, год издания 1422 г.л.х., 2002 г.

Са‘лаби приводит данное событие после аята:

يَا أيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أطِيعُوا اللهَ وَأطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأمْرِ مِنْكُمْ 

«О, те, которые уверовали! И повинуйтесь Аллаху, его Посланнику и обладателям власти среди вас» и утверждает, что:

وأنزل الله هذه الآية وأمر بطاعة أولي الأمر

 Аллах ниспослал этот аят, приказав повиноваться обладателям власти (Предыдущий источник).

Тот, кто проклянет Аммара, проклинаем Аллахом

Табари в своем тафсире приводит такой хадис: «Халид возразил Пророку (с):

فاستبا عند رسول الله فقال خالد يا رسول الله أتترك هذا العبد الأجدع يسبني فقال رسول الله يا خالد لا تسب عمارا فإنه من سب عمارا سبه الله ومن أبغض عمارا أبغضه الله ومن لعن عمارا لعنه الله

«О, Посланник Аллаха, позволишь ли ты, чтобы этот раб с отрезанным носом оскорблял меня?» На что он ответил: «Халид, не смей оскорблять Аммара, ибо, поистине, кто оскорбит его, порицаем Аллахом, того, кто проявит ненависть и злобу к нему, возненавидит его Аллах, и того, кто проклянет Аммара, проклянет его Аллах».

Ат-табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ибн Касир ибн Галиб (год смерти 310 г.л.х.), «Джаме аль баян ан та’виль ай аль куран», том 5, стр. 148, издатель «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1405 г.л.х.

Ибн Касир повествует, что:

فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم يا خالد لا تسب عمارا فإنه من سب عمارا يسبه الله ومن يبغض عمارا يبغضه اللهومن يلعن عمارا لعنه الله

 Пророк (с) сказал Халиду не оскорблять Аммара, ибо, тот, кто сделает это, порицаем Аллахом и того, кто проявит ненависть и злобу к нему, возненавидит его Аллах.

Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Тафсир аль куран аль азим», том 1, стр. 519, издатель «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1401 г.л.х. Ибн Асакир Ад-дамешки Аш-шафеи, Абиль Касим Али ибн аль Хасан ибн Хебатулла ибн Абдулла (год смерти 571 г.л.х.), «Тарих мадинат ад-дамешк», том 43, стр. 401, исследовательская работа Мухиббуддина Аби Саида Умара ибн Гарама аль Амри, издатель «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1995 г.л.х.

Того, кто унизит Аммара, унизит его Аллах

Табарани приводит от Халида ибн Валида:

حدثنا عبد اللَّهِ بن أَحْمَدَ بن حَنْبَلٍ ثنا محمد بن عبد الْوَهَّابِ الْحَارِثِيُّ ثنا عَمْرُو بن ثَابِتٍ عن عبد الرحمن بن عَابِسٍ عن عَمِّهِ مَخْرَمَةَ بن رَبِيعَةَ عَنِ الأَشْتَرِ قال حدثني خَالِدُ بن الْوَلِيدِ قال سَبَّنِي عَمَّارٌ في عَهْدِ النبي صلى اللَّهُ عليه وسلم فَجِئْتُ إلى رسول اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم فقلت يا رَسُولَ اللَّهِ لَوْلاكَ ما سَبَّنِي بن سُمَيَّةَ فقال مَهْلا يا خَالِدُ من سَبَّ عَمَّارًا سَبَّهُ اللَّهُ وَمَنْ حَقَّرَ عَمَّارًا حَقَّرَهُ اللَّهُ

«Во времена пророка Аммар оскорбил меня. Я пожаловался на него пророку: «Если бы не вы, сын Сумайи не посмел бы оскорбить меня». Пророк сказал: «Постой, того, кто оскорбит Аммара, оскорбит Всевышний, и того, кто унизит Аммара, унизит его Аллах».

Ат-табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», том 4, стр. 112, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-салафи, изд-во «Мактабат аз-захра», Маусель, Ирак, издание второе, год издания 1404 г.л.х., 1983 г.

 Суюти повествует, что когда Халид пожаловался на Аммара Пророку (с):

عن خالد بن الْوليد عَنْهُ : ( أَنَّهُ أَتاى النَّبِيَّ فَقَالَ : يَا رَسُولَ اللَّهِ لَوْلاَ أَنْتَ مَا سَبَّنِي ابْنُ سُمَيَّةَ ، فَقَالَ : مَهْلاً يَا خَالِدُ مَنْ سَبَّ عَمَّارَاً سَبَّهُ اللَّهُ ، وَمَنْ حَقَرَ عَمَّارَاً حَقَرَهُ اللَّهُ ، وَمَنْ سَفِهَ عَمَّارَاً سَفِهَهُ اللَّهُ )

«Если бы не вы, сын Сумайи не посмел бы меня оскорбить». Пророк ответил: «Постой, того, кто оскорбит Аммара, оскорбит его Всевышний, и того, кто унизит Аммара, унизит его Аллах, и тот, кто порицает его, порицаем Аллахом».

Ас-суюти, Джалалуддин Абул Фадл Абдур-рахман ибн Аби Бакр (год смерти 911 г.л.х.), «Джаме аль ахадис» том 19, стр. 402, согласно программе «Аль Джаме аль кабир»

Кто проявит ненависть и злобу к Аммару, ненавистен Аллаху

Табари в своем тафсире приводит предание о ненавистнике Аммара:

فاستبا عند رسول الله فقال خالد يا رسول الله أتترك هذا العبد الأجدع يسبني فقال رسول الله يا خالد لا تسب عمارا فإنه من سب عمارا سبه الله ومن أبغض عمارا أبغضه الله ومن لعن عمارا لعنه الله

«Халид возразил пророку: «О, Посланник Аллаха, позволишь ли ты, чтобы этот раб с отрезанным носом оскорблял меня?» На что он ответил: «Халид, не смей оскоблять Аммара, ибо, поистине, кто оскорбит Аммара, порицаем Аллахом, того, кто проявит ненависть и злобу к нему, Аллах возненавидит его, и тот, кто проклянет Аммара, будет проклят Аллахом».

Ат-табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ибн Касир ибн Галиб (год смерти 310 г.л.х.), «Джаме аль баян ан та’виль ай аль куран», том 5, стр. 148, издатель «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1405 г.л.х.

Ибн Касир повествует, что:

فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم يا خالد لا تسب عمارا فإنه من سب عمارا يسبه الله ومن يبغض عمارا يبغضه اللهومن يلعن عمارا لعنه الله

Пророк (с) велел Халиду не оскорблять Аммара, ибо, тот, кто сделает это, порицаем Аллахом и тот, кто проявит ненависть и злобу к нему, Аллах возненавидит его.

Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Тафсир аль куран аль азим», том 1, стр. 519, издатель «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1401 г.л.х.

Ибн Асакир Ад-дамешки Аш-шафеи, Абиль Касим Али ибн аль Хасан ибн Хебатулла ибн Абдулла (год смерти 571 г.л.х.), «Тарих мадинат ад-дамешк», том 43, стр. 401, исследовательская работа Мухиббуддина Аби Саида Умара ибн Гарама аль Амри, издатель «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1995 г.л.х.

Тот, кто порицает его, порицаем Аллахом

Суюти повествует, что когда Халид пожаловался на Аммара Пророку (с):

عن خالد بن الْوليد عَنْهُ : ( أَنَّهُ أَتاى النَّبِيَّ فَقَالَ : يَا رَسُولَ اللَّهِ لَوْلاَ أَنْتَ مَا سَبَّنِي ابْنُ سُمَيَّةَ ، فَقَالَ : مَهْلاً يَا خَالِدُ مَنْ سَبَّ عَمَّارَاً سَبَّهُ اللَّهُ ، وَمَنْ حَقَرَ عَمَّارَاً حَقَرَهُ اللَّهُ ، وَمَنْ سَفِهَ عَمَّارَاً سَفِهَهُ اللَّهُ )

«Если бы не вы, сын Сумайи не посмел бы меня оскорбить». Пророк сказал: «Постой, тот, кто оскорбит Аммара, оскорбит его Всевышний, того, кто унизит Аммара, унизит его Аллах, и тот, кто порицает его, порицаем Аллахом».

Ас-суюти, Джалалуддин Абул Фадл Абдур-рахман ибн Аби Бакр (год смерти 911 г.л.х.), «Джаме аль ахадис» том 19, стр. 402, согласно программе «Аль Джаме аль кабир»

Кровь и плоть Аммара спасены от адского огня

От Захаби повествуется, что:

وعن علي قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : دم عمار ولحمه حرام على النار

 Передают от Али: «Аммар не войдет в ад  и его плоть и кровь спасены от адского огня».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Тарих аль ислам ва вафият аль машахир валь а’лам», том 3, стр. 575, исследовательская работа д. Умара Абдус-салама Тадмури, изд-во «Дар аль кутуб аль араби», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1407 г.л.х., 1987 г.

Хейсами приводит такой хадис:

وعن علي قال سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول دم عمار ولحمه حرام على النار أن تطعمه

«Геена не вкусит крови и плоти Аммара». И говорит, что:

رواه البزار ورجاله ثقات وفي بعضهم ضعف لا يضر

Это предание передается от Бизара и передатчики надежные, кроме некоторых, но их некомпетентность не вредит достоверности хадиса.

Аль Хейсами, Абул Хасан Нуруддин Али ибн Аби Бакр (год смерти 807 г.л.х.), «Маджма аз-заваид ва манба аль фаваид», том 9, стр. 295, изд-во «Дар ар-раян лит-турас», «Дар аль кутуб араби», Каир, Бейрут, год издания 1407 г.л.х.

Душа Аммара исполнена верой в Аллаха

Хейсами в многочисленных преданиях приводит о вере Аммара. От Аиши:

وعن عائشة أنها قالت ما أحد من اصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم إلا لو شئت لقلت فيه ما خلا عمارا فإني سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول ملئ إيمانا إلى مشاشه

«При желании я могла рассказать о любом из сподвижников пророка, кроме Аммара, ибо слышала, как пророк сказал о нем: «Душа Аммара исполнена верой в Аллаха».

Он говорит, что:

رواه البزار ورجاله رجال الصحيح

Это предание передается от Бизара и его передатчики надежные (Предыдущий источник).

Убийца Аммара пребудет в аду

Хаким Нишапури повествует от Ибн Амру, что двое человек стали спорить об убийстве и разбое, которым подвергся Аммар и пришли к Амру ибн Асу, чтобы он рассудил их. Амру велел оставить им в покое Аммара, так как слышал, что пророк сказал:

حدثنا أبو عبد الله محمد بن يعقوب الحافظ ثنا يحيى بن محمد بن يحيى ثنا عبد الرحمن بن المبارك ثنا المعتمر بن سليمان عن أبيه عن مجاهد عن عبد الله بن عمرو أن رجلين أتيا عمرو بن العاص يختصمان في دم عمار بن ياسر وسلبه فقال عمرو خليا عنه فإني سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول اللهم أولعت قريش بعمار إن قاتل عمار وسالبه في النار

«Курейш яростно пытается навредить Аммару. Воистину, убийце и тому, кто подверг тело Аммара разбою – гореть в аду!»

О хадисе Хакем пишет, что:

وتفرد به عبد الرحمن بن المبارك وهو ثقة مأمون عن معتمر عن أبيه فإن كان محفوظا فإنه صحيح على شرط الشيخين ولم يخرجاه وإنما رواه الناس عن معتمر عن ليث عن مجاهد

Он достоверный, согласно условиям Бухари и Муслиму.

Аль Хаким Ан-нишапури, Абу Абдулла Мухаммад ибн Абдулла (год смерти 405 г.л.х.), «Аль Мустадрак ас-сахихейн», том 3, стр. 437, исследовательская работа Мустафа Абдул Кадира Ата, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х., 1990 г.

Аммар обладатель множества достоинств

Достоинства Аммара настоль многочисленны, что Ибн Абил Хадид в книге «Шарх Нахдж аль Балага» приводит признание Абу Умара, который говорит:

قال أبو عمر : وفضائل عمار كثيرة جداً يطول ذكرها

«Достоинств Аммара множество, и их перечисление затянется».

Ибн Абил Хадид аль Мадаини аль Му’тазили, Абу Хамед Иззуддин ибн Хебатулла ибн Мухаммад ибн Мухаммад (год смерти 655 г.л.х.), «Шарх нахдж аль балага», том 10, стр. 61, исследовательская работа Мухаммада Абдул Карима Ан-нимри, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1418 г.л.х., 1998 г.

Итак, не вызывает ли сомнение легитимность власти Абу Бакра отказ присягнуть величайшего сподвижника, на чьей стороне истина, и он на стороне истины? Не ставит ли под вопрос его противостояние утверждение о достижении единогласия относительно халифата?

Страница 11 из 62«789101112131415»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация