Почему шииты и некоторые суннитские толкователи Корана исключают жен Пророка (с) из числа Ахли бейт (Людей его дома), если арабы в это понятие включают и своих жен?
Вопрос:
В арабском языке в понятие Ахли бейт (люди дома) входят в том числе и жены. В связи с этим возникает вопрос, на каком основании можно утверждать, что в священном аяте Татхир (33:33) Аллах не подразумевал жен Пророка (с)?
Ответ:
У тех, кто убежден в том, что аят Татхир касается и жен Пророка (с), нет никакого довода на это, кроме того, что в понятие Ахли бейт в арабском языке входят также и жены. И это на самом деле так, арабы, используя слово Ахли бейт (اهل بيت), подразумевают в том числе и своих жен. В этом нет никаких сомнений. Но, дело в том, что мы не можем в подобных случаях просто ссылаться на толковый словарь арабского языка и таким образом толковать Священный Коран, необходимо толковать Коран в соответствии с сунной Пророка (с) и посмотреть, как он толковал аяты. Например, в Священном Коране сказано:
وَ أَقيمُوا الصَّلاةَ
Совершайте молитву (салят)
Сура 2, аят 43
В арабском языке под этим словом подразумевали дуа (молитву, просьбу). Давайте посмотрим толковые словари, в Лисан аль-араб сказано:
و الصلاةُ: الدُّعاءُ و الاستغفار
Сялат – это дуа (прошение у Бога) и истигфар (требование и просьба о прощении).
И в некоторых аятах Священного Корана данное слово использовано в этом, словарном значении, вот, например:
وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلَاتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ
Молись за них, ибо твои молитвы - успокоение для них.
Сура 9, аят 103.
В данном аяте слово салят использовано в словарном значении, т.е. в значении дуа (прошения у Бога и обращения к Нему).
Таким образом, мы видим, что словарное значение слова салят – это дуа (прошение у Бога и обращение к Нему), и в этом значении это слово использовано в том числе в Священном Коране. Возникает вопрос: можем ли мы 43-й аят суры Корова, в котором сказано:
وَ أَقيمُوا الصَّلاةَ
Совершайте молитву
понимать, как приказ к совершению дуа? Другими словами, в данном аяте речь идет о дуа (прошении у Бога)? Чтобы вопрос был еще более понятным, уточним, что в понятие дуа входит множество действий, это прошение у Бога о чем-либо в любом состоянии, стоя, сидя, лежа, за рулем машины, перед сном в пастели и т.д. И в любой форме, с любыми словами, вслух, шепотом или мысленно. Означает ли этот аят, что, совершив любое из этих действий, мы исполняем свою обязанность, о которой говорится в этом аяте? Например, исполним ли мы то, что приказывает Всевышний в данном аяте, подняв руки к небу и попросив Его о чем-либо? Так как, это тоже называется салят в толковом арабском словаре! Нет, ни в коем случае мы не выполним возложенную на нас обязанность! Почему? Откуда мы это узнали, ведь слово салят означает любое дуа? Ведь в слове салят нет ничего, что указывало бы на то, каким именно должно быть это дуа? Дело в том, что все мы, мусульмане в данном вопросе следуем толкованию Пророка (с) и его сунне, и даже не вспоминаем словарное значение данного слова. И даже более того, словарное значение данного слова, после ниспослания Корана и после того, как это слово стало использоваться в определенном узком значении, отчасти забылось, теперь, говоря салят, арабы понимают определенные действия, которые объяснил нам Посланник Аллаха (с) – это чтение сур, поясной поклон, земной поклон и т.д.
Таким образом, в толковании Священного Корана недостаточно обращаться в толковый словарь арабского языка, также, наряду с этим необходимо обращать внимание на толкование, которое дал этим аятам Посланник Аллаха (с), как это было сделано всеми мусульманами в ранее приведенном примере.
Это непреложная истина, признаваемая учеными и толкователями Корана, что при наличии толкования от самого Пророка (с) нет никакой нужды в словарях или в чем-то еще, вот что пишет об этом Ибн Теймия:
فَصْلٌ وَمِمَّا يَنْبَغِي أَنْ يُعْلَمَ أَنَّ الْقُرْآنَ وَالْحَدِيثَ إذَا عُرِفَ تَفْسِيرُهُ مِنْ جِهَةِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمْ يُحْتَجْ فِي ذَلِكَ إلَى أَقْوَالِ أَهْلِ اللُّغَةِ فَإِنَّهُ قَدْ عُرِفَ تَفْسِيرُهُ وَمَا أُرِيدَ بِذَلِكَ مِنْ جِهَةِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمْ يُحْتَجْ فِي ذَلِكَ إلَى الِاسْتِدْلَالِ بِأَقْوَالِ أَهْلِ اللُّغَةِ وَلَا غَيْرِهِمْ
Нужно знать, что если толкование Корана или хадиса проясняется самим Пророком (с), то в этом нет никакой нужды в толковых словарях, так как, сам Пророк (с) объясняет, что имеется ввиду, поэтому нет нужды в этом в доводах и доказательствах толковых словарей или кого-то еще.
Маджмуу фатава, Ибн Теймия, том 13, стр. 27, изд-во Муджаммау Малик Фахд, 1995- 1416, в 37-ми томах. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=22&ID=1353
Для толкования слов «Люди дома» (Ахл аль-бейт), также, недостаточно обратиться в словарь, наряду с этим мы должны принять во внимание толкование Посланника Аллаха (с). А Посланник Аллаха (с) ясно дал понять, что в данном аяте под «Люди дома» подразумеваются Али, Фатима, Хасан и Хусейн (мир им!). В аяте Татхир к «Людям дома» применено определенное положение – Аллах хочет отдалить от них нечисть и очистить наилучшим очищением. Поэтому, мы должны понять, о ком идет речь? В этом нам помогает Посланник Аллаха (с), он на протяжении шести месяцев обращается к дому Али и Фатимы (мир им!) и произносит данный аят, говоря «о Люди дома, вставайте на молитву, Аллах хочет отдалить от вас нечисть и очистить наилучшим очищением». А сразу после ниспослания аята Татхир, его светлость (с) призывает их к себе, накрывает своим йеменским плащом, читает данный аят и говорит: «о Аллах! Они и есть Люди моего дома, так очисти их наилучшим очищением».
С хадисами об этом вы можете ознакомиться на это странице: https://dovodi.ru/dovodi/aat-tathir-ocisenie/ayat-tathir-ahlulbait-dovodi
А убедиться в достоверности этих преданий, согласно мнению суннитских хадисоведов, вы можете по следующей ссылке: https://dovodi.ru/dovodi/aat-tathir-ocisenie/dostovernost-hadisa-al-kisa-s-tocki-zrenia-sunnitskih-hadisovedov
Конечно, Посланник Аллаха (с) может использовать слово «Ахли» (мое семейство) в отношении своих жен, но, никогда его светлость даже не намекает на то, что этот аят также и о них. Нет ни одного примера, ни в суннитских книгах, не в шиитских.
Поэтому, слово «Люди дома» (Ахли бейт) имеет несколько значений:
- Словарное, в которое также входят и жены.
- Терминологическое, означающее очень узкий круг лиц – Али, Фатиму и их детей. Это становится известно из сунны Посланника Аллаха (с), из которого мы понимаем, что Всевышний, говоря «Аллах хочет удалить скверну от вас, о Люди дома (Ахл аль-бейт), и очистить вас наилучшим очищением», подразумевает только Али, Фатиму и их детей, Хасана и Хусейна (мир им!), ни жен, и даже не других близких кровных родственников, даже не других детей Фатимы и Али (мир им!), например, Зейнаб.
- Имеется и другое терминологическое значение, на которое можно натолкнуться в некоторых преданиях, которым обозначают всех тех, кому запрещен зякат (милостыня). Это значение отличается от второго.
То же самое мы наблюдаем и во множестве других случаев, например, в ранее приведенном примере: салят имеет словарное и терминологическое значения. В некоторых аятах Корана Всевышний использует слово салят и подразумевает не любой салят, а определённый его вид, состоящий из определенных действий: руку, саджда и т.д. Точно также, несмотря на то, что в арабском языке «Люди дома» означает кровных родственником и жен, Всевышний в аяте Татхир подразумевает не всех «людей дома», а только некоторых из них, тех, кто имеет не только родственную связь и близость с Пророком (с), но и духовную связь и близость к нему. И даже не все близкие кровные родственники подпадают под это понятие.
Поэтому, мы не имеем права утверждать, что Всевышний «хочет удалить скверну и очистить лучшим очищением» всех родственников Пророка (с) и его жен. Ясное толкование Пророка (с) не позволяет нам сделать это ни при каких обстоятельствах. Таким образом, единственный довод тех, кто утверждает, что жены входят в число тех, о ком сказано ««о люди дома….», является несостоятельным и не остаётся никаких других причин думать, что в этом число входит кто-то еще, кроме Али, Фатимы и их детей.
В некоторых аятах Священного Корана из семейства и людей дома исключены даже кровные родственники, даже собственный сын:
قالَ يا نُوحُ إِنَّهُ لَيْسَ مِنْ أَهْلِكَ إِنَّهُ عَمَلٌ غَيْرُ صالِحٍ فَلا تَسْئَلْنِ ما لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنِّي أَعِظُكَ أَنْ تَكُونَ مِنَ الْجاهِلي
Он сказал: «О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи (Ахл), и он не есть праведное деяние. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд».
Сура Худ, аят 46
В данном аяте Всевышний говорит, что сын Нуха не является частью его семейства и не входит в его Ахл. Из этого аята мы понимаем, что слово «Ахл» Кораном используется не только для обозначения родственных и брачных связей, но и духовной близости и связи. Несомненно, данный аят является толкованием аята Татхир и отвечает на вопрос: «почему в этом аяте подразумеваются только эти, упомянутые люди?». В аяте Татхир говорится о чистоте и отдаленности от нечисти, что подразумевает духовную возвышенность и, как следствие, духовную близость к Пророку (с). Из всего сказанного можно понять, что Али, Фатима, Хасан и Хусейн названы людьми дома Пророка (с) и его «Ахл»ом не потому, что они его родственники, а потому, что они близки к нему духовно, они очищены от грехов и ошибок, также, как и сам Посланник Аллаха (с). Поэтому, под «плащом» кроме них никого не должно быть, даже такого прекрасного человека как матерь правоверных Умм Салама.