Скачать статью в формате:
  1. Краткий ответ
  2. Почему, вопреки ясным преданиям, суннитские ученые включают в число Людей дома жен Пророка (с)?
  3. Каким образом аят доказывает непорочность Людей дома?
  4. Мнение суннитских ученых

Мнение суннитских ученых

Вышеприведенное толкование и понимание аята Татхир можно встретить во многих суннитских книгах, вот, некоторые из них:

Предание от Катады в толкование Табари

Табари в своем толковании Джами аль-баян приписывает данное понимание аята Катаде:

حدثنا بشر، قال: ثنا يزيد، قال: ثنا سعيد، عن قتادة، قوله: إِنَّما يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنْكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَ يُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيراً فهم أهل بيت طهرهم الله من السوء، و خصهم برحمة منه.

Приводят предание от Катады, что слова Аллаха «Аллах хочет только удалить от вас скверну, о люди дома, и очистить наилучшим очищением» ниспосланы о людях дома, которых Аллах очистил от всего плохого и покрыл их особой своей Милостью.

Джами аль-баян, Табари, толкование 33-го аята 33-й суры, том 22, стр. 5, изд-во Дар аль-марифа, Бейрут, Ливан, 1412, издание первое, в 30-ти томах. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=50&surano=33&ayano=33

Катада сказал: «аят ниспослан о людях дома, которых Аллах очистил от всего плохого и покрыл их особой Своей Милостью». Слова «очистил» и «покрыл» означают, что Катада понимал, что в аяте речь идет о воле таквиния, а не ташриия, в противном случае, он должен был выразиться следующим образом «хотел (желал) очистить». Так как, мы ранее уже выяснили, что разница между таквиния и ташриия именно в этом и заключается, что первое непременно воплощается в жизнь, а второе может быть воплощено, а может и не быть воплощено в жизни, в силу того, что является призывом к действию, не более. Говоря «уже очистил» и «уже покрыл», Катада дает понять, что речь о первом виде воли.

Другими словами, Катада говорит «очистил», а не «хотел очистить» потому, что в таквиния нет никакой разницы между желанием и желаемым, в отличии от ташриия. Поэтому, Катада говорит «очистил» (желаемое), так как, в Коране сказано «желает», то есть, озвучено желание. Таким образом, только при наличии воли таквиния можно считать, что желаемое воплотилось в жизнь. Катада считал, что желаемое воплотилось в жизнь. Значит, он понимал волю в аяте Татхир как таквиния, а не ташриия, так как, из ташриия нельзя понять, что желаемое осуществилось.

Достоверность предания

Это предание с иснадом приведено в толковании Ибн Джарира Табари, о котором, напомним, Ибн Теймия сказал:

وَأَيُّ التَّفَاسِيرِ أَقْرَبُ إلَى الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ ؟ الزمخشري ؟ أَمْ الْقُرْطُبِيُّ ؟ أَمْ البغوي ؟ أَوْ غَيْرُ هَؤُلَاءِ؟

وَأَمَّا " التَّفَاسِيرُ " الَّتِي فِي أَيْدِي النَّاسِ فَأَصَحُّهَا " تَفْسِيرُ مُحَمَّدِ بْنِ جَرِيرٍ الطبري " فَإِنَّهُ يَذْكُرُ مَقَالَاتِ السَّلَفِ بِالْأَسَانِيدِ الثَّابِتَةِ وَلَيْسَ فِيهِ بِدْعَةٌ وَلَا يَنْقُلُ عَنْ الْمُتَّهَمِينَ كَمُقَاتِلِ بْنِ بَكِيرٍ وَالْكَلْبِيِّ وَالتَّفَاسِيرُ غَيْرُ الْمَأْثُورَةِ بِالْأَسَانِيدِ كَثِيرَةٌ كَتَفْسِيرِ عَبْدِ الرَّزَّاقِ وَعَبْدِ بْنِ حميد وَوَكِيعٍ وَابْنِ أَبِي قُتَيْبَةَ وَأَحْمَد بْنِ حَنْبَلٍ وَإِسْحَاقَ بْنِ راهويه .

(Ибн Теймию спросили): Какое из имеющихся у нас на руках толкований Корана является наиболее близким к Корану и сунне? Замахшари? Куртуби? Багауи? Или какое-то другое толкование?

Ответил: Из тех толкований, которые имеются у нас на руках, самое достоверное – это толкование Мухаммад Ибн Джарира Ат-Табари, так как, в этом толковании приведены мнения предшественников (саляф) с крепкими иснадами, и в нем нет нововведений, и нем не передаются (предания) от обвиняемых (слабых) передатчиков, как Мукатил Ибн Бакир и Кальби. А толкований, в которых приведены предания без иснада – огромное множество, как толкование Абд Ар-Раззака, Ибн Абд Хамида, Ваки Ибн Абу Кутайба, Ахмад Ибн Ханбала и Исхак Ибн Рахавайха.

Маджмуу фатава, Ибн Теймиййа, глава: акида (вероубеждения), раздел: акида салафов, подраздел: "знает ли пророк время наступления Часа?", том 4, стр. 338-340, изд-во Муджаммау малик Фахд, 1995, в 37-и томах. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=22&ID=1412

Таким образом, согласно мнению Ибн Теймии, у этого предания крепкий иснад.

Но, давайте обратимся к цепочке передатчиков и посмотрим, насколько достоверным является предание, согласно суннитскому хадисоведению.

Табари передает от Бишра Ибн Муаза Аль-Акади, от Язида Ибн Зурая, от Саида, от Катады. Катада, Саид и Язид – являются передатчиками Бухари, а значит надежны и заслуживают доверия, согласно условиям Бухари. А Бишр является надежным является надежным, соглас утверждениям суннитских хадисоведов:

Ибн Хаджар Аскалани сказал о нем:

صدوق

Правдивы.

Абу Хатам Ар-Рази сказал:

صالح الحديث صدوق

У него правильные хадисы, правдивый.

Ан-Насаи, который передавал от него предания, сказал о нем:

صالح

Праведный.

А Ибн Хиббан привел его в своей книге Ас-Сикат (Надежные), в которой он перечислил имена надежных передатчиков.

Вот, что пишет Шуайб Аль-Арнаут в своем толковании одного из хадисов, среди передатчиков которого имеется Бишр и которое приведено в книге «Сахих» Ибн Хиббана:

إسناده قوي. بشر بن معاذ العقدي روى له أصحابُ السنن إلا أبا داود، وذكره المؤلف في "الثقات"، ووثقه النسائي في " أسماء شيوخه "، وقال أبو حاتم: صالح الحديث صدوق، وقال مسلمة بن قاسم: بصري ثقة صالح

Предание сильное. Бишр Ибн Муаз Аль-Акади, от него передают предания все авторы сунанов, кроме Абу Дауда. Ибн Хиббан привел его в своей книге «Ас-Сикат», его надежность подтвердил Ан-Насаи в «Именах своих учителей». А Абу Хатам сказал: «У него правильные хадисы, правдивый». Муслима Ибн Касим сказал о нем: Басриец, надежный, праведный.

«Сахих» Ибн Хиббан, том 14, стр. 326, толкование хадиса 6414, исследование Шуайб Аль-Арнаут, изд-во Муассиса ар-рисаля, Бейрут, Ливан, 1408 – 1988, издание первое, в 18-ти томах (17 томов и один том оглавления). - http://shamela.ws/browse.php/book-1729/page-9356

А автор толкования, Табари – является надежным и правдивым, несмотря на то, что считается шиитом. Вот, что пишет Захаби о нем:

قُلْتُ : كَانَ ثِقَةً ، صَادِقًا ، حَافِظًا ، رَأْسًا فِي التَّفْسِيرِ ، إِمَامًا فِي الْفِقْهِ وَالْإِجْمَاعِ وَالِاخْتِلَافِ ، عَلَّامَةً فِي التَّارِيخِ وَأَيَّامِ النَّاسِ ، عَارِفًا بِالْقِرَاءَاتِ وَبِاللُّغَةِ ، وَغَيْرِ ذَلِكَ .

 Я скажу: «Он был надежным (сика), хафизом, лидером в толковании, имамом в фикхе, иджме и разногласиях, большим знатоком истории, знатоком в области разночтений и филологии, а также, других областей».

Захаби, Сийару аламин нубала, глава: 17-й уровень, раздел: Мухаммад Ибн Джарир, том 14, стр. 270, из-во Муассистур рисаля, Бейрут, Ливан, 2001 - 1422, в 24-х томах. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?ID=2879&bk_no=60&flag=1

Предание из книги Му’джам аль-кабир Ат-Табарани

Табарани в своем сборнике преданий Му’джам аль-кабир приводит очень длинное предание, в котором Абдулла Ибн Аббас, в ответ на письмо Язида Ибн Муавии, который в своем письме приглашал его присягнуть ему, пишет следующее:

 10590 - حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ حَمْدَانَ بْنِ مُوسَى الْخَلَّالُ التُّسْتَرِيُّ ، ثَنَا عَلِيُّ بْنُ حَرْبٍ الْجُنْدِيسَابُورِيُّ ، ثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ بْنِ دَاحَةَ ، ثَنَا أَبُو خِدَاشٍ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ طَلْحَةَ بْنِ يَزِيدَ ، عَنْ عَمْرِو بْنِ الْأَهْتَمِ التَّمِيمِيِّ ، ثَنَا أَبَانُ بْنُ الْوَلِيدِ ... حَتَّى قَتَلْتَهُ وَمَنْ مَعَهُ مِنْ فِتْيَانِ بَنِي عَبْدِ الْمُطَّلِبِ أَهْلِ الْبَيْتِ الَّذِينَ أَذْهَبَ اللَّهُ عَنْهُمُ الرِّجْسَ وَطَهَّرَهُمْ تَطْهِيرًا

«…Ты убил его и тех, кто был с ним из потомков Абд Аль-Мутталиба, Людей дома, от которых Аллах удалил скверну и очистит наилучшим очищением…»

Ат-Табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», раздел: Аль-Айн, подраздел: тот, чье имя Абдулла, подраздел: хадисы Абдуллы Ибн Аббаса, глава: некоторые из достоинств Ибн Аббаса и его предания, том 10, стр. 242-243, хадис 10590, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-Салафи, изд-во Мактабату Ибн Теймия, Каир, Египет, издание второе, год издания 1415 г.л.х., 1994 г. - http://shamela.ws/browse.php/book-1733/page-14332#page-12599

https://library.islamweb.net/Newlibrary/display_book.php?bk_no=84&ID=2408&idfrom=10381&idto=10419&bookid=84&startno=6

Хейсами привел данное предание в своем сборнике Маджма аз-заваид и сказал следующее:

رَوَاهُ الطَّبَرَانِيُّ ، وَفِيهِ جَمَاعَةٌ لَمْ أَعْرِفْهُمْ .

Предание привел Ат-Табарани, среди передатчиков имеются те, кого я не знаю.

Маджмауз заваид, Хейсами, книга: Смут, глава: О деле Ибн Зубейра, хадис 12078, том 7, стр. 251, исследование Хисам Ад-Дин Аль-Кудси, изд-во Мактабатул кудси, Каир, Египет, 1994 - 1414, в 10-ти томах. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=87&ID=2417&idfrom=12197&idto=12209&bookid=87&startno=4

Но, несмотря на то, что достоверность предания, из-за наличия неизвестных передатчиков, не подтверждена, также, как и не доказана ложность ее, это предание подкрепляет выше озвученное толкование аята Татхир. Так как, Ибн Аббас говорит: «От Людей дома Аллах удалил скверну и очистил наилучшим очищением».

Суннитские ученые называют жен Пророка (с) очищенными

Если принять точку зрения, Ибн Теймии, что в аяте всего лишь говорится о том, что Аллах хочет очистить, и нет ни слова о том, что Он очистил Людей дома, то на каком основании очень многие суннитские ученые, в особенности последователи Ибн Теймии, ваххабитские ученые, называют жен Пророка (с), которых они считают Людьми дома, очищенными?

Вот, например, Касталани и Заркани:

الفصل الثالث: في ذكر أزواجه الطاهرات وسراريه المطهرات

Глава третья: об упоминании его чистых и очищенных женах.

Мухаммад Абу Абдулла Аз-Заркани, Шарх Аль-Мавахиб Касталани, том 4, стр. 356, исследование Мухаммад Абд Аль-Азиз Аль-Халиди, изд-во Дар аль-кутуб аль-ильмия, Бейрут, Ливан, 1417 – 1996, издание первое, в 12-ти томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-26568/page-1994

Касталани в своей книге Аль-Мавахиб целую главу назвал «об упоминании его очищающих и очищенных женах». А Заркани, толкователь книги Аль-Махабиб, комментируя причину именования главы, пишет:

لفصل الثالث: في ذكر أزواجه

أي أسمائهن وبعض ما تعلق بهن من فضل ونسب وغيرهما "الطاهرات" من الإثم كما قال تعالى: {إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنْكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرًا} [الأحزاب: 33] .

«Чистых» от греха, как об этом сказал Всевышний: «: «Аллах хочет только удалить от вас скверну, о люди дома, и очистить наилучшим очищением»».

Мухаммад Абу Абдулла Аз-Заркани, Шарх Аль-Мавахиб Касталани, том 4, стр. 356, исследование Мухаммад Абд Аль-Азиз Аль-Халиди, изд-во Дар аль-кутуб аль-ильмия, Бейрут, Ливан, 1417 – 1996, издание первое, в 12-ти томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-26568/page-1994

Как мы видим, Аскалани, так и Заркани считали, что речь в аяте идет о непорочности и безгрешности Людей дома, о том, что они очищены и безгрешны.

Что-то похожее мы встречаем в фетвах Ибн Усеймина:

حقوق زوجات النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

زوجات النبي، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، زوجاته في الدنيا والآخرة، وأمهات المؤمنين ولهن من الحرمة والتعظيم ما يليق بهن كزوجات لخاتم النبيين فهن من آل بيته طاهرات، مطهرات، طيبات، مطيبات، بريئات، مبرآت من كل سوء يقدح في أعراضهن وفرشهن، فالطيبات للطيبين، والطيبون للطيبات، فرضي الله عنهن وأرضاهن أجمعين وصلى الله وسلم على نبيه الصادق الأمين.

Они (жены Пророка) – из числа чистых, очищенных, хороших, добропорядочных, оградившихся и огражденных от всего плохого, что покушалось на их честь и ложе, Людей его (с) дома.

Мухаммд Ибн Салех Аль-Усеймин, Сборник фетв (Маджмуу фатава), том 5, стр. 84, изд-во Дар аль-ватан, в 26-ти томах. - http://shamela.ws/browse.php/book-12293/page-1337

 Мухаммад Ибн Абд Аль-Ваххаб такж не является исключением, вот что пишет:

وأترضى عن أمهات المؤمنين، المطهرات من كل سوء.

«Я доволен матерями верующих, очищенных от всего плохого».

Салех Ибн Фаузан Ибн Абдулла Аль-Фаузан, Толкование Акиды Имама Обновителя Мухаммада Ибн Абд Аль-Ваххаба (Книга издана под названием «Толкование письма Имама Обновителя Мухаммада Ибн Абд Аль-Ваххаба жителям Кусайма, которые спрашивали его о его убеждениях»), глава: Убеждения ахли сунны относительно матерей верующих, стр. 133 (в некоторых изданиях 109), изд-во Абд Ас-салам Ибн Абдулла Ас-Сулейман, издание первое, 1427 - 2006 http://shamela.ws/browse.php/book-8605/page-95#page-95

Ибн Кудама тоже об этом пишет:

ومن السنة: الترضي عن أزواج رسول الله صلى الله عليه وسلم أمهات المؤمنين المطهرات المبرآت من كل سوء

Является сунной быть довольным женами Пророка (с), матерями правоверных, очищенными и огражденными от всего плохого.

Лум’атул итикад, Ибн Кудама Аль-Макдиси, стр. 40, изд-во Министерство вакуфов КСА, Саудовская аравия, издание второе, 1420 – 2000, в 1-м томе. - http://shamela.ws/browse.php/book-30855#page-36

Этот список ученых, называющих жен Пророка (с) очищенными, можно продолжать долго. Как видно, как только заходит об Али, Фатиме и их детях, суннитские, в особенности ваххабитские ученые бросаются в рассуждения о том, что аят не утверждает, что они очищены, а только то, что Аллах желает очистить. А когда речь заходит о женах Пророка (с), тот они тут же называют их очищенным, чистым и огражденными от всего плохого. Интересная избирательность, не правда ли?

Аргументация автора книги Хидая ас-сари

Автор книги Хидая ас-сари данным аятом аргументирует непорочность Пророка (с). Вот, что он пишет:

هداية الساري الى دراسة البخاري، ج 1، ص 94:

مدح الله تعالى في هذه الآية الأزواج المطهرات بأثمن طيبات انتخبهن الله تعالى للطيب الطاهر أي سيدنا محمد صلى الله عليه وسلم وقد قال الله تعالى في حقهن – بقوله – إنما يريد الله ليذهب عنكم الرجس أهل البيت ويطهركم تطهيرا – يظهر منه لما طهر الله تعالى أهل البيت للنبي صلى الله عليه وسلم فالنبي صلى الله عليه وسلم كيف لا يكون مطهراً وهذه العصمة له صراحة  .

Аллах восхвалил в этом аяте очищенных жен, Аллах избрал их для Прекрасного Очищенного, то есть, нашего господина Мухаммада (с) и сказал о них (женах): «Аллах хочет только удалить от вас скверну, о люди дома, и очистить наилучшим очищением». Из этого аята становится ясно, что Аллах, который очистил Людей дома Пророка (с), в первую очередь, конечно же, очистил самого Пророка (с). А это в свою очередь является ясным и недвусмысленным указанием на его непорочность.

Алламе Мухаккик Мухаддис Имдад Аль-Хакк Салхати Бангладеши, Хидая ас сари ила дираса Аль-Бухари, том 1, стр. 94, Изд-во Анвар Ибн шейх Имдад Аль-Хакк, Дакка, Бангладеш.

Автор полагает, что Людьми дома являются жены, называет их очищенными. Этот вопрос мы разобрали ранее и выяснили, что сунна Посланника Аллаха (с) свидетельствует об обратном, о том, что они не входят в их число. Более подробно об этом можете почитать по следующей ссылке: Почему жены Пророка (с) не входят в число Людей дома?

Но, то, что примечательно в данному случае, так это то, что автор книги аргументирует этим аятом непорочность Пророка (с). Он говорит: «Аллах очистил Людей дома Пророка (с), так, как же Он не очистил самого Пророка (с)!? Конечно же очистил, а это означает, что Пророк (с) - непорочен».

Как можно заметить, автор понимает волю в аяте Татхир не так, как понимал Ибн Теймия. Он считает, что Пророк (с) был непорочен, потому, что Люди его дома были таковыми.

Таким образом, несомненно, что аят Татхир является доказательством непорочности Людей дома.

Страница 4 из 4«1234

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация