Скачать статью в формате:
  1. Краткий ответ
  2. Почему, вопреки ясным преданиям, суннитские ученые включают в число Людей дома жен Пророка (с)?
  3. Каким образом аят доказывает непорочность Людей дома?
  4. Мнение суннитских ученых

Каким образом аят доказывает непорочность Людей дома?

В аяте имеется несколько важным моментов, на которые необходимо обратить внимание:

  1. В аяте использовано слово "انما", которое можно перевести как «только», «исключительно» и т.п. В предложении, в котором использовано это слово исключительным является то, что приведено в конце предложения. Например, в предложении "انما زید قائم" использовано три слова: ранее приведенное, которое мы перевели как «только», слово Зейд и в конце предложения слово «восставший». Так как, слово «восставший» приведено в конце, смысл будет следующим: Зейд является только восставшим (и ничем больше). А если поменяем местами слова Зейд и восставший " انما القائم زيد ", то смысл будет следующим: восставшим является только Зейд. Итак, то, что приведено в конце предложения, является исключительным. В аяте Татхир сказано: «إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنْكُمْ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ», что можно перевести как «Аллах хочет только удалить от вас скверну, о люди дома, и очистить наилучшим очищением». Другими словами, в аяте говорится, что Аллах хочет только от Людей дома удалить скверну и очистить их наилучшим очищением.
  2. Слово «الرِّجْس», которое ранее было переведено как скверна, ничем в аяте не ограничено, и нет никаких оснований, считать, что в аяте идет речь об определенном виде скверны. Поэтому, очевидно, речь идет о всех видах скверны, коими являются многобожие, безбожие и грехи, как большие, так и маленькие.

Вот, что о значении этого слова пишут суннитские толкователи:

يقول: إنما يريد الله ليذهب عنكم السوء و الفحشاء يا أهل بيت محمد، و يطهركم من الدنس الذي يكون في أهل معاصي الله تطهيرا. و بنحو الذي قلنا في ذلك قال أهل التأويل. ذكر من قال ذلك: حدثنا بشر، قال: ثنا يزيد، قال: ثنا سعيد، عن قتادة، قوله: إِنَّما يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنْكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَ يُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيراً فهم أهل بيت طهرهم الله من السوء، و خصهم برحمة منه. حدثني يونس، قال: أخبرنا ابن وهب، قال: قال ابن زيد، في قوله: إِنَّما يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنْكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَ يُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيراً قال: الرجس هاهنا: الشيطان، و سوى ذلك من الرجس: الشرك‏

(В аяте) говорится: Аллах хочет только удалить от вас плохое (непристойное) и мерзость, о люди дома Мухаммада, и очистить вас наилучшим очищением от грязи (скверны), которое имеется в тех, кто не подчиняется Богу. Подобным образом толкуют данный аят толкователи Корана.  Те, кто таким образом толкуют аят, приводят предание от Катады, что слова Аллаха «Аллах хочет только удалить от вас скверну, о люди дома, и очистить наилучшим очищением» ниспосланы о людях дома, которых Аллах очистил от всего плохого и покрыл их особой Своей Милостью. Передают предание от Ибн Зейда, что в словах Аллаха «Аллах хочет только удалить от вас скверну, о люди дома, и очистить наилучшим очищением» имеется ввиду Дьявол. Помимо этого, скверной является многобожие.

Джами аль-баян, Табари, толкование 33-го аята 33-й суры, том 22, стр. 5, изд-во Дар аль-марифа, Бейрут, Ливан, 1412, издание первое, в 30-ти томах. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=50&surano=33&ayano=33

  1. Воля (хотение), о которой идет речь в аяте, является волей, о которой сказано в аяте 82, суря 36:

إِنَّما أَمْرُهُ إِذا أَرادَ شَيْئاً أَنْ يَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُون‏

Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: «Возникни!» — и творение возникает.

Эта воля называется волей таквиния, от слова "كون", которое использовано в аяте. Воля Бога бывает двух видов: 1) Таквиния; 2) Ташриия. Таквиния – это создающая и созидательная. А вторая – издающая заповеди и законы, которые обязывают, поощряют, порицают или запрещают какое-либо действие и деяние. На второй вид воли указывает, например, аят 185, сура Корова:

 يُريدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَ لا يُريدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَ لِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَ لِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلى‏ ما هَداكُم‏

Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его.

В данном аяте говорится, что Аллах хочет, чтобы мусульмане возвеличивали Аллаха. Основным отличием воли таквиния от ташриия является то, что в первом случае желаемое непременно воплощается в жизнь, оно происходит без промедления и в наилучшем видео, как об этом сказано в аяте 82, суры 36, а во втором – оно не обязательно должно воплотиться в жизнь, ведь Всевышний призывает, требует от людей выполнения чего-либо, а не совершает деяние Сам. Поэтому, речь в аяте, несомненно, идет о втором виде. Другими словами, речь о том, к чему поощряет Всевышний людей.

Доказательством того, что в аяте Татхир имеется ввиду воля таквиния, а не ташриия, является то, что воля и желание удалить скверну, согласно первому пункту, относится только Людям дома Пророка (с), и никому больше. В то время, как мы знаем, Всевышний желает очищения всех верующих. Об этом говорит сам Коран:

يا أَيُّهَا الَّذينَ آمَنُوا إِذا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَ أَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرافِقِ وَ امْسَحُوا بِرُؤُسِكُمْ وَ أَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ وَ إِنْ كُنْتُمْ جُنُباً فَاطَّهَّرُوا وَ إِنْ كُنْتُمْ مَرْضى‏ أَوْ عَلى‏ سَفَرٍ أَوْ جاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغائِطِ أَوْ لامَسْتُمُ النِّساءَ فَلَمْ تَجِدُوا ماءً فَتَيَمَّمُوا صَعيداً طَيِّباً فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَ أَيْديكُمْ مِنْهُ ما يُريدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُمْ مِنْ حَرَجٍ وَ لكِنْ يُريدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَ لِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُون‏

О вы, которые уверовали! Когда вы приступаете к совершению ритуальной молитвы, то умойте ваши лица и руки до локтей, проведите [мокрой рукой] по голове и по ногам до щиколоток. А если вы находитесь в ритуальном осквернении, то мойтесь. Если же вы больны или находитесь в поездке, если кто-либо из вас справил нужду или соприкоснулся с женщиной и [при этом] не может найти воду, то совершайте омовение чистым мелким песком, обтирая им лицо и руки. Аллах [вовсе] не хочет создавать для вас неудобства - он желает вам очищения и хочет довести до завершения свое благоволение к вам. Может быть, вы возблагодарите [Его].

Коран, сура Трапеза (5), аят 6.

В данном аяте Всевышний говорит о том, что желает очищения всем верующим, в аяте не идет речи о какой-то определенной группе людей. И, конечно же, речь не о внешней чистоте, так как, песком она не достигается, речь о ритуальной и духовной чистоте. В данном аяте речь идет о воле ташриия, то есть, Всевышний буквально говорит: Я хочу, чтобы вы были чисты, о люди, именно поэтому я приказываю вам совершать ритуальное омовение, пусть даже песком, а не для того, чтобы усложнить вашу жизнь. И конечно же, в аяте речь о ташриия, в противном случае, Всевышний Сам создал бы в них эту чистоту, а не приказывал бы им совершать омовение, чтобы достичь ее.

И так, если в одном аяте Всевышний говорит о том, что желает чистоты всем людям, а в другом говорит, что желает ее только определенной группе людей, то очевидно, что речь идет о разных видах воли и желания.

О том, что в аяте имеется ввиду таквиния, а не ташриия, также, свидетельствует то, что в аяте Татхир нет никаких призывов и запретов, которые касались бы Людей дома (Али, Фатимы, Хасана и Хусейна). А как мы уже выяснили, воля ташриия касается именно тех случаев, когда речь идет о призывах к каким-либо действиям или их запретах. Другими словами, воля ташриия является призывом к действию или отказу от него, например, как в этом аяте:

يا أَيُّهَا الَّذينَ آمَنُوا إِذا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَ أَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرافِقِ وَ امْسَحُوا بِرُؤُسِكُمْ وَ أَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ وَ إِنْ كُنْتُمْ جُنُباً فَاطَّهَّرُوا وَ إِنْ كُنْتُمْ مَرْضى‏ أَوْ عَلى‏ سَفَرٍ أَوْ جاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغائِطِ أَوْ لامَسْتُمُ النِّساءَ فَلَمْ تَجِدُوا ماءً فَتَيَمَّمُوا صَعيداً طَيِّباً فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَ أَيْديكُمْ مِنْهُ ما يُريدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُمْ مِنْ حَرَجٍ وَ لكِنْ يُريدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَ لِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُون‏

О вы, которые уверовали! Когда вы приступаете к совершению ритуальной молитвы, то умойте ваши лица и руки до локтей, проведите [мокрой рукой] по голове и по ногам до щиколоток. А если вы находитесь в ритуальном осквернении, то мойтесь. Если же вы больны или находитесь в поездке, если кто-либо из вас справил нужду или соприкоснулся с женщиной и [при этом] не может найти воду, то совершайте омовение чистым мелким песком, обтирая им лицо и руки. Аллах [вовсе] не хочет создавать для вас неудобства - он желает вам очищения и хочет довести до завершения свое благоволение к вам. Может быть, вы возблагодарите [Его].

Коран, сура Трапеза (5), аят 6.

В этой связи, обратите внимание на слова Ибн Теймии:

وَالْآيَةُ [12] إِنَّمَا قَالَ فِيهَا : ( إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنْكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ ) [ سُورَةُ الْأَحْزَابِ : 33 ] . وَقَدْ تَقَدَّمَ أَنَّ هَذَا مِثْلَ قَوْلِهِ : ( مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُمْ مِنْ حَرَجٍ وَلَكِنْ يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ) [ سُورَةُ الْمَائِدَةِ : 6 ] وَقَوْلِهِ : ( يُرِيدُ اللَّهُ لِيُبَيِّنَ لَكُمْ وَيَهْدِيَكُمْ سُنَنَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ وَيَتُوبَ عَلَيْكُمْ ) [ سُورَةُ النِّسَاءِ : 26 ] ، وَنَحْوَ ذَلِكَ مِمَّا فِيهِ بَيَانُ أَنَّ اللَّهَ يُحِبُّ ذَلِكَ لَكُمْ وَيَرْضَاهُ لَكُمْ وَيَأْمُرُكُمْ بِهِ ، فَمَنْ فَعَلَهُ حَصَلَ لَهُ هَذَا الْمُرَادُ الْمَحْبُوبُ الْمَرْضِيُّ [13] ، وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْهُ لَمْ يَحْصُلْ لَهُ ذَلِكَ .

«В аяте (Татхир) всего лишь говорится: «Аллах хочет только удалить от вас скверну, о люди дома, и очистить наилучшим очищением» (33:33). А мы ранее говорили, что эти слова подобны словам Всевышнего «Аллах [вовсе] не хочет создавать для вас неудобства - он желает вам очищения и хочет довести до завершения свое благоволение к вам. Может быть, вы возблагодарите [Его]» (5:6) и на слова «Аллах хочет объяснить вам [все эти указания], направить вас к законам прежних [пророков] и простить вас». И тому подобным словам, в которых говорится о том, что Аллах любит это для вас, доволен этим для вас и приказывает вам это, поэтому, тот, кто выполнит этот приказ – получит то, что желанно Богу и чем Он доволен, а если не выполнит, то не получит».

Ибн Теймия, Минхаджус сунна, том 4, стр. 259-260, исследование Мухаммад Рашад Салим, изд-во Мактабату Ибн Теймиййа, Каир, Египет, 1986 - 1406 , в девяти томах - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=108&ID=1&idfrom=1&idto=917&bookid=108&startno=483

http://shamela.ws/browse.php/book-927/page-1727#page-1963

Эти слова Ибн Теймии крайне важны, так как, здесь он открыто говорит о том, что когда речь идет о воле ташриия, то непременно присутствует приказ или поощрение какого-либо деяния. Давайте спросим его, какой приказ имеется в аяте Татхир? Он ответит, что до и после аята Татхир Всевышний приказывает женам Пророка (с). Мы ответим, что, согласно мнению самого Ибн Теймии, Али, Хасан, Хусейн (мир им!) и другие мужчины тоже входят в число Людей дома, а приказы до и после аята Татхир являются приказами, которые касаются исключительно женщин. И проблема приобретает особенный смысл, когда мы видим, что в аяте Татхир использовано местоимение мужского рода. А это значит, что, согласно мнению Ибн Теймии, Аллах приказал группе женщин выполнить действия, которые не имеют никакого отношения к мужчинам, а потом сказал: «если мужчины выполнят эти действия, то будут очищены». Абсурд, не правда ли?

Помимо этого, в приведенных им, в качестве примеров, аятах, нет слова «только», а в аяте Татхир имеется, что делает этот аят отличным от приведенных им аятов. Значимость слова «только» в аяте Татхир мы ранее подробно раскрыли.

Подтверждает данное понимание воли в аяте Татрих толкование самого Посланника Аллаха (с). Во многих хадисах его светлость обращается к Богу и говорит: «О Аллах! Это и есть Люди моего дома, так удали от них скверну и очисти их наилучшим очищением». С этими хадисами вы можете ознакомиться здесь: Аят Татхир был ниспослан об Али, Фатиме и их детях (а), а не женах Пророка (с)

А посмотреть мнение суннитских ученых об их достоверности, здесь: Достоверность хадиса Аль-Киса, с точки зрения суннитских ученых

И здесь необходимо задаться вопросом, уместно ли это, если речь идет о воле ташриия? Нет, не уместно! Например, правильно ли со стороны Пророка (с), после ниспослания 6 аята суры Трапеза (5), произносить те же самые речи? Уместно ли говорить Богу «так очистить всех верующих»? Нет! Почему? Потому, что речь в 6-м аяте суры Трапеза идет о воле ташриия, следовательно, речь о заповеди, выполнив которую человек может достичь той чистоты, о которой идет речь в этом аяте. Поэтому, со стороны Посланника Аллаха (с), правильно учить этих верующих выполнению условия чистоты, коим является омовение, как об этом сказано в аяте. Именно поэтому, до нас не дошли слова Посланника Аллах (с): «О Аллах! Ты пожелал очистить верующих, так очисти их». А в случае с аятом Татхир, Посланник Аллаха (с) не обращается к Людям дома с призывом к каким-либо действиям, а говорит: «О Аллах! Ты пожелал очистить Людей моего дома, так, вот они, очисти их».
Все это ясно свидетельствует о том, то в аяте Таквиния подразумевается воля таквиния, а не ташриия.

Таким образом доказывается, что от Людей дома удалена всякая скверна, если хотите, всякий грех, как маленький, так и большой, и очищены они наилучшим очищением. И даже если принять точку зрения Ибн Теймии и согласиться, что в аяте Татхир подразумевается воля ташриия, то, как он сам сказал, для воплощения в жизнь этой воли необходимо выполнение условий. Зададим Ибн Теймии вопрос: «Али, Фатима, Хасан и Хусейн (мир им!) – выполнили ли они эти, никому неизвестные, условия?». Его ответ должен быть непременно положительным, что в свою очередь означает, что так или иначе, эти люди являются непорочными, даже если в аяте подразумевается воля ташриия. А ответ должен быть положительным, потому, что это были лучшие из числа тех, кого Ибн Теймия причисляет к Людям дома. Если они не выполнили эти условия, то никто их не выполнил, а это означает, что Аллах поставил условия никем не выполненные, что в свою очередь является бессмыслицей. А Аллах пречист от бессмысленных деяний. И итоге, в любом случае аятом доказывается непорочность Али, Фатимы, Хасана и Хусейна, мир им всем. 

Страница 3 из 4«1234»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация